Рабочая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений
рабочая программа (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие коммуникативных умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как в вербальной, так и в невербальных формах.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Поэтому данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим первоочередные задачи направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие коммуникативных действий. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.
Содержательная часть программы направлена на решение этих задач.
Данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Развитие устной речи у данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в окружающей среде.
Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_rechi_i_form-yu_kom._umeniy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений
для 3-д класса
Автор-составитель:
Учитель 3-д класса
Фролова А.П.
Москва, 2014
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и средства контроля
- Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие коммуникативных умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как в вербальной, так и в невербальных формах.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Поэтому данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим первоочередные задачи направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие коммуникативных действий. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.
Содержательная часть программы направлена на решение этих задач.
Данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Развитие устной речи у данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в окружающей среде.
Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Цель программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений: овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения, коррекция и развитие речемыслительных способностей учащихся, овладение речевой деятельностью через полноценное восприятие и понимание устной речи.
Задачи программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений:
- формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального общения;
- развития умения понимания обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков и изображений;
- развитие коммуникативных умений и действий;
- развитие умения использовать различные средства коммуникации в процессе общения;
- формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе;
- формирование представлений о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
- развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опыта ребенка;
- развитие нравственных и эстетических чувств.
Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают адаптации учеников в школьной среде.
Основной формой организации процесса развития речи и формированию коммуникативных умений является урок.
Содержание программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений
(70 часов в год, 2 часа в неделю)
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;
-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Моя семья. Игрушки. Школа, класс. Школьный двор. Школьные принадлежности. Одежда. Обувь. Труд людей в разное время года. Развлечения детей в разное время года.
Времена года: лето, осень, зима, весна:
- наблюдения за сезонными изменениями в природе;
- приметы и признаки времен года по месяцам;
- праздники осени, зимы и весны;
- составление предложений по картинам;
- составление рассказа по картинам, по фотографиям;
- составление рассказа по серии сюжетных картин.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к умениям учащихся учитывают невозможность устных ответов в связи с ЗПРР.
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
- словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;
- обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков и изображений;
- обобщающие слова;
Учащиеся должны под контролем учителя уметь:
- использовать различные средства коммуникации в процессе общения;
- вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- проявлять интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений;
- уметь осуществлять классификацию предметов (обувь, одежда, игрушки, школьные принадлежности, времена года) по словесной инструкции;
- соотносить натуральный объект с его графическим изображением;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
- использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся письму. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой учебной четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.
Учебно-методические средства обучения
Использованная методическая и учебная литература
Основная литература:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
- Комарова С.В. Устная речь. - М., 2011.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И. Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
- Основные направления и содержания обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова. - Псков, 2000. – 140с.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
- Рабочая тетрадь по развитию речи.
Дополнительная литература:
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
- Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
- Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
Наглядный материал
- Макет «Времена года».
- Набор одежды для куклы.
- Кукла.
- Календарь погоды.
- Набор картинок по темам программы.
- Набор сюжетных картинок по темам программы.
- Дидактическое пособие «Домашние животные».
- Дидактическое пособие «Домашние птицы».
- Набор «Времена года в городе, в деревне, в лесу».
- Набор муляжей овощей, фруктов, грибов, насекомых.
- Ботаническое лото.
- Зоологическое лото.
- Лото «Дары леса».
- Набор плакатов по темам программы.
Раздаточный материал
- Н.Ю. Донская. М.Ф. Титова. Ознакомление с окружающим миром. Тетрадь для учащихся. - М.,1991.
- Рабочая тетрадь по развитию речи.
- С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина. Предметы вокруг нас. М., 2001.
- Рабочие альбомы по темам программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся с ОВЗ в начальной школе.
Выступление на педагогическом совете школы, в котором раскрываются основные аспекты уроков развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся с ОВЗ в начальной школе....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...