Рабочая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений
рабочая программа (3 класс) на тему

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие коммуникативных умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как в вербальной, так и в невербальных формах.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Поэтому данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим первоочередные задачи направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие коммуникативных действий. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Содержательная часть программы направлена на решение этих задач.

Данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Развитие устной речи у данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в окружающей среде.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_rechi_i_form-yu_kom._umeniy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие коммуникативных умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как в вербальной, так и в невербальных формах.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Поэтому данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим первоочередные задачи направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие коммуникативных действий. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Содержательная часть программы направлена на решение этих задач.

Данная программа по развитию речи и формированию коммуникативных умений является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Развитие устной речи у данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в окружающей среде.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Цель программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений: овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения, коррекция и развитие речемыслительных способностей учащихся, овладение речевой деятельностью через полноценное восприятие и понимание устной речи.

Задачи программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений:

  • формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального общения;
  • развития умения понимания обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков и изображений;
  • развитие коммуникативных умений и действий;
  • развитие умения использовать различные средства коммуникации в процессе общения;
  • формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе;
  • формирование представлений о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опыта ребенка;
  • развитие нравственных и эстетических чувств.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают адаптации учеников в школьной среде.

Основной формой организации процесса развития речи и формированию коммуникативных умений является урок.

Содержание программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений

(70 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Моя семья. Игрушки. Школа, класс. Школьный двор. Школьные принадлежности. Одежда. Обувь. Труд людей в разное время года. Развлечения детей в разное время года.

Времена года: лето, осень, зима, весна:

  • наблюдения за сезонными изменениями в природе;
  •  приметы и признаки времен года по месяцам;
  • праздники осени, зимы и весны;
  • составление предложений по картинам;
  • составление рассказа по картинам, по фотографиям;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин.


Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к умениям учащихся учитывают невозможность устных ответов в связи с ЗПРР.

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  • словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;
  • обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков и изображений;
  • обобщающие слова;

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • использовать различные средства коммуникации в процессе общения;
  • вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства общения;
  • проявлять интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений;
  • уметь осуществлять классификацию предметов (обувь, одежда, игрушки, школьные принадлежности, времена года) по словесной инструкции;
  • соотносить натуральный объект с его графическим изображением;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
  • использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся письму. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой учебной четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по развитию речи и формированию коммуникативных умений направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  2. Комарова С.В. Устная речь. - М., 2011.
  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И. Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
  4. Основные направления и содержания обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова. - Псков, 2000. – 140с.
  5. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
  6. Рабочая тетрадь по развитию речи.

Дополнительная литература:

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
  4. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.

Наглядный материал

  1. Макет «Времена года».
  2. Набор одежды для куклы.
  3. Кукла.
  4. Календарь погоды.
  5. Набор картинок по темам программы.
  6. Набор сюжетных картинок по темам программы.
  7. Дидактическое пособие «Домашние животные».
  8. Дидактическое пособие «Домашние птицы».
  9. Набор «Времена года в городе, в деревне, в лесу».
  10. Набор муляжей овощей, фруктов, грибов, насекомых.
  11. Ботаническое лото.
  12. Зоологическое лото.
  13. Лото «Дары леса».
  14. Набор плакатов по темам программы.

Раздаточный материал

  1. Н.Ю. Донская. М.Ф. Титова. Ознакомление с окружающим миром. Тетрадь для учащихся. - М.,1991.
  2. Рабочая тетрадь по развитию речи.
  3. С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина. Предметы вокруг нас. М., 2001.
  4. Рабочие альбомы по темам программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся с ОВЗ в начальной школе.

Выступление на педагогическом совете школы, в котором раскрываются основные аспекты уроков развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся с ОВЗ в начальной школе....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...