Рабочая программа по конструированию
рабочая программа (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету «Конструирование» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие и коррекцию недостатков конструктивной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из конструктора, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.
Обучение этой категории учащихся является сложным и специфическим процессом. По своим психофизическим особенностям школьники данного класса страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, а часть учащихся нуждается в сопровождающей помощи педагога.
У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т.д. Они не всегда могут пользоваться имеющимися у них элементарными знаниями в практической деятельности. Тяжелые нарушения моторики (зрительно-двигательной координации) прямым образом отражаются на возможностях и результатах конструктивной деятельности учащихся класса.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_konstruirovaniyu.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по конструированию
для 3-д класса
Автор-составитель:
Учитель 3-д класса
Фролова А.П.
Москва, 2014
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по конструированию
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и средства контроля
- Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету «Конструирование» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие и коррекцию недостатков конструктивной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из конструктора, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.
Обучение этой категории учащихся является сложным и специфическим процессом. По своим психофизическим особенностям школьники данного класса страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, а часть учащихся нуждается в сопровождающей помощи педагога.
У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т.д. Они не всегда могут пользоваться имеющимися у них элементарными знаниями в практической деятельности. Тяжелые нарушения моторики (зрительно-двигательной координации) прямым образом отражаются на возможностях и результатах конструктивной деятельности учащихся класса.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи.
В связи с этим первоочередные задачи по конструированию направлены на развитие конструктивных действий, активизацию познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Содержательная часть программы направлена на решение вышеперечисленных задач.
Данная программа по предмету «Конструирование» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Коррекционные технологии» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Цель программы по предмету «Конструирование»: развитие и коррекция конструктивной деятельности и речемыслительных способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Задачи программы по предмету «Конструирование»:
- обучение конструктивным действиям;
- развитие и коррекция зрительно-двигательной координации;
- развитие и коррекция недостатков восприятия и внимания;
- развитие и коррекция пространственных представлений;
- развитие и коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- развитие тонкой моторики рук;
- развитие коммуникативных умений и действий вербального и невербального характера;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Основной формой организации процесса обучения конструированию является урок.
Содержание программы по конструированию
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;
-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Работа со счетными палочками
Складывание простейших фигур: окно, домик для собачки, стол, стул, молоток, ворота, 2-этажный домик, прямоугольник, кровать, лестница, грузовик,
Складывание букв А, У, М, Х, Ш, С, Л, Ы.
Работа с конструктором
Дорожка из брусков одного размера, Складывание простейших фигур: домики разной высоты, домики разной ширины, стол, стул, 2-этажный домик.
Башня из 4-х кубов одного размера. Башня из 3-х кубов разного размера. Башня из 5-х кубов разного размера. Забор. Ворота. Гараж.
Работа с мозаикой
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент (красный – синий). Выкладывание трех рядов параллельно из мозаики трех цветов. Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент (красный – синий – желтый). Выкладывание узоров: «Курочка и цыплята» (1белый элемент и 2 желтых элемента), «Башня и флаг» (3 белых элемента вертикально в ряд и 1 красный элемент наверху), «Ромашка» (1 желтый элемент и 6 белых элементов), «Елочка и грибок» (3 зеленых элемента и 1 красный элемент), «Букет из трех ромашек». Шестиугольник.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
- словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
- заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом.
Учащиеся должны под контролем учителя уметь:
- проявлять интерес к процессу конструирования;
- выполнять с помощью взрослого конструктивные действия – по подражанию, по образцу;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
- использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.
Формы и средства контроля
Успешность процесса обучения конструированию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет определяться поэтапностью перехода от конструирования с помощью педагога к выполнению заданий по образцу. Последовательное выполнение задания, проявление мотивационно-потребностного, целевого, операционного и содержательного компонентов конструктивной деятельности будет являться показателем личностного развития школьников с нарушением интеллектуального развития.
Учебно-методические средства обучения
Использованная методическая и учебная литература
Основная литература
- Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., 2011.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. 160 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М., 2003.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
Раздаточный материал
- Счетные палочки
- Мозаика
- Конструктор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Лего-конструирование"
рабочая программа по кружку "Лего"...
Рабочая программа по конструированию и моделированию
Это внеаудиторная программа предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы. Следующие задачи:- развивать пространственное вообрахение,памят...
Рабочая программа «ЛЕГО-конструирование» для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-конструирование» для 1 класса...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...
Рабочая программа " Лего-конструирование"
Рабочая программа к курсу «Лего - конструирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа по конструированию в 3 классе с обучающимися УО (ИН).
Рабочая программа по конструированию....