Рабочая программа по конструированию
рабочая программа (3 класс) на тему

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа по предмету «Конструирование» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие и коррекцию недостатков конструктивной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из конструктора, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

Обучение этой категории учащихся является сложным и специфическим процессом. По своим психофизическим особенностям школьники данного класса страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, а часть учащихся нуждается в сопровождающей помощи педагога.

У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т.д. Они не всегда могут пользоваться имеющимися у них элементарными знаниями в практической деятельности. Тяжелые нарушения моторики (зрительно-двигательной координации) прямым образом отражаются на возможностях и результатах конструктивной деятельности учащихся класса.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_konstruirovaniyu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по конструированию

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по конструированию
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Конструирование» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие и коррекцию недостатков конструктивной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также их речи в связи с практической деятельностью.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из конструктора, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

Обучение этой категории учащихся является сложным и специфическим процессом. По своим психофизическим особенностям школьники данного класса страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца, а часть учащихся нуждается в сопровождающей помощи педагога.

У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т.д. Они не всегда могут пользоваться имеющимися у них элементарными знаниями в практической деятельности. Тяжелые нарушения моторики (зрительно-двигательной координации) прямым образом отражаются на возможностях и результатах конструктивной деятельности учащихся класса.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи.

В связи с этим первоочередные задачи по конструированию направлены на развитие конструктивных действий, активизацию познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Содержательная часть программы направлена на решение вышеперечисленных задач.

Данная программа по предмету «Конструирование» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Коррекционные технологии» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Цель программы по предмету «Конструирование»: развитие и коррекция конструктивной деятельности и речемыслительных способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи программы по предмету «Конструирование»:

  • обучение конструктивным действиям;
  • развитие и коррекция зрительно-двигательной координации;
  • развитие и коррекция недостатков восприятия и внимания;
  • развитие и коррекция пространственных представлений;
  • развитие и коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
  • развитие тонкой моторики рук;
  • развитие коммуникативных умений и действий вербального и невербального характера;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Основной формой организации процесса обучения конструированию является урок.

Содержание программы по конструированию

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Работа со счетными палочками

Складывание простейших фигур: окно, домик для собачки, стол, стул, молоток, ворота, 2-этажный домик, прямоугольник, кровать, лестница, грузовик,

Складывание букв А, У, М, Х, Ш, С, Л, Ы.

Работа с конструктором

Дорожка из брусков одного размера, Складывание простейших фигур: домики разной высоты, домики разной ширины, стол, стул, 2-этажный домик.

Башня из 4-х кубов одного размера. Башня из 3-х кубов разного размера. Башня из 5-х кубов разного размера. Забор. Ворота. Гараж.

Работа с мозаикой

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент (красный – синий). Выкладывание трех рядов параллельно из мозаики трех цветов. Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент (красный – синий – желтый). Выкладывание узоров: «Курочка и цыплята» (1белый элемент и 2 желтых элемента), «Башня и флаг» (3 белых элемента вертикально в ряд и 1 красный элемент наверху), «Ромашка» (1 желтый элемент и 6 белых элементов), «Елочка и грибок» (3 зеленых элемента и 1 красный элемент), «Букет из трех ромашек». Шестиугольник.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  • словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
  • заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом.

Учащиеся должны под контролем учителя  уметь:

  • проявлять интерес к процессу конструирования;
  • выполнять с помощью взрослого конструктивные действия – по подражанию, по образцу;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
  • использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.


Формы и средства контроля

Успешность процесса обучения конструированию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет определяться поэтапностью перехода от конструирования с помощью педагога к выполнению заданий по образцу. Последовательное выполнение задания, проявление мотивационно-потребностного, целевого, операционного и содержательного компонентов конструктивной  деятельности будет являться показателем личностного развития школьников с нарушением интеллектуального развития.

Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература

  1. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., 2011.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001.
  3. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. 160 с.
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М., 2003.
  5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.

Раздаточный материал

  1. Счетные палочки
  2. Мозаика
  3. Конструктор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Лего-конструирование"

рабочая программа по кружку "Лего"...

Рабочая программа по конструированию и моделированию

Это внеаудиторная программа  предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.  Следующие задачи:- развивать пространственное вообрахение,памят...

Рабочая программа «ЛЕГО-конструирование» для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-конструирование» для 1 класса...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР  Класс: 9...

Рабочая программа " Лего-конструирование"

      Рабочая программа к курсу «Лего - конструирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...