Программа внеурочной деятельности «Юный мультипликатор»
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Юный мультипликатор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multiplikatsiya.docx | 85.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Юный мультипликатор»
Возраст обучающихся 7-13 лет,
срок реализации - 3 года
Пояснительная записка
Сущность и специфика программы дополнительного образования детей направлена на формирование у детей навыков восприятия экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», сопереживать и эмоционально откликаться на элементы, формы и содержания, уметь оценивать эти произведения и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Занятия по изучению визуальных искусств разработаны с целью эстетического развития и художественного образования детей, как основы дальнейшего нравственного развития средствами экранных искусств.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мультипликация» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Образовательная программа дополнительного образования детей «Мультипликация» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Искусство», в которой совсем не уделяется внимания такому виду синтетического искусства, как кино, телевидение и мультипликация.
Именно эти искусства, непосредственно проходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе информации видеокультуры.
Зрительный опыт ребенка начинает складываться ещё в дошкольном возрасте, ведь тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидение, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего поколения с кино не меняется. Кино по-прежнему остается лишь развлечением, всерьёз не воспринимаемым ни семьёй, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается не востребованным. Между тем перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей.
Выход из подобной ситуации только один – надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.
Как показывает опыт, экранные искусства и, прежде всего кино, обладают большими возможностями для детского развития. Воспитательные возможности киноискусства настолько широки, что можно говорить об универсальности этого вида искусства для учреждений дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.
Знакомство с жанрами кино помогает формированию навыков грамотного зрителя, дети учатся ориентироваться в выборе фильмов, понимать, чем они различаются, адекватно выстраивать свои зрительские ожидания.
Направленность программы научно-техническая - ориентирована на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира. Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству детей 7-13 лет и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.
Актуальность программы. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными технологиями и экранным искусством. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет средствами дополнительного образования формировать художественно-эстетический вкус учащихся, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств.
Педагогическая целесообразность образовательной программы - программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.
Создавая фильмы в школе, педагог строит образовательный и воспитательный процесс, не прекращая его ни на минуту. Из этого следует простой вывод: те ситуации, которые с точки зрения просто студии являются проходными, могут быть очень важными с точки зрения учения и воспитания участников творческого объединения. Дело не в возможности время от времени произнести назидание – важно просто понимать, какие умения, навыки, личностные свойства педагог можем выработать у учеников, занимаясь с ними видеотворчеством.
Где же, на каких уроках, ученики смогут использовать знания, умения, навыки и создать фильмы? Общий интерес и желание – это добрая основа для освоения экранной грамотности. Данная программа предусматривает постепенное усложнение материала от рисованных мультфильмов до видеофильмов и видеосюжетов; качественное углубление и расширение приобретенных ранее знаний.
Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.
Принципы учебного процесса
- самостоятельность – учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, то есть участвуют в целеполагании своей деятельности.
- самоорганизация – педагог не учит, а помогает учиться, обуславливая необходимость обучения учащихся умения и навыками рационального учения.
- ответственность – развивает социальную зрелость личности
- психологическое удовлетворение – подразумевает эмоциональное удовлетворение каждого ученика и тем самым мотивации учения.
- развитие – ориентировка на зону ближайшего развития с учетом актуального уровня развития; развитие потребности в преодолении посильных трудностей.
Задачи курса и организация учебного процесса
Цель: Эстетическое воспитание и художественное образование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя и создания собственного произведения на материале экранных искусств.
Задачи:
Образовательные задачи.
- Формировать представления о фильме как о произведении искусства.
- Изучать основы языка экранных искусств
- Обучать навыкам фото и видеосъёмки, монтажа, озвучивания фильма
- Способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом
- Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам киноискусства.
Развивающие задачи.
- Познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития;
- Развивать внимание и наблюдательность через восприятие и анализ фильмов.
- Развивать творческое воображение и фантазию, композиционное мышление, художественный вкус.
- Развивать эмоциональные, артистические качества у детей средствами киноискусства.
- Развивать отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность.
Воспитательные задачи.
- Создавать у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
- Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к основным видам и жанрам кинематографа.
- Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания, логичность воображения.
- Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от других программ по киноискусству является то, что она предполагает комплексное освоение известных технологий в процессе видеосъёмки небольшого фильма. Дети получают представления о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства - это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Программа предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 7-13 лет.
На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. К обучению допускаются все желающие.
Сроки реализации образовательной программы – 3 года.
Режим занятий:
первый год обучения один раз в неделю по 2 академических часа,
второй год и третий год обучения два раза в неделю по 2 академических часа – 40 минут с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Наполняемость групп 13-15 детей. Такой режим работы не будет перегружать детей.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальная
- просмотр фильмов разных видов и жанров;
- знакомство с новым видом изображения – движущееся экранное изображение;
- участие в обсуждениях фильмов;
- предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному;
- освоение знаний о языке кино и выразительных средствах экрана;
Групповая
- выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведений;
- работа над созданием видеофильма (замысел, сценарий, раскадровка);
- видеосъемка готовой раскадровки (озвучивание)
Индивидуальная
- совершенствование знаний выразительных возможностях экранных искусств;
- выполнение практических заданий по освоению языка кино в процессе видеосъёмки;
- овладение съемочной камерой (подготовительный период, съёмки, монтаж).
Формы занятий:
- Ролевая игра
- Репетиции
- Экскурсии
- Кино-викторина
- Творческие встречи
- Фестивали
- Практические семинары
- Конференции по защите анимационных проектов
Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в творческом объединении, кроме общепринятых форм организации занятий, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы.
Следует ввести такие формы организации занятий:
- Занятие-путешествие в мир кино во времени, в пространстве;
- Занятие-осмысление;
- Серия занятий, связанных одной темой.
Форма реализации данной программы – художественно-творческая, познавательная деятельность во время специальных занятий, просмотров, обсуждений кино- и телефильмов; использование творческих заданий, развивающих навыки речевого общения в формах экранного повествования, восприятие экранного повествования как художественной коммуникации.
Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество и экранное искусство. Изучение особенностей языка кино, отличие кино от других видов искусства побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.
Итогом каждой темы может стать демонстрации выполненных работ (итоговое занятие) — ярмарка идей, показ работ в рисунках и на экране и т. д.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
К концу первого года обучения дети должны:
- знать особенности языка кино, отличие языка кино от других видов искусства;
- уметь выразить своё отношение к игровому и мультипликационному фильму;
- уметь рассказать о герое фильма, его характере, поступках;
- различать основные виды и жанры кинематографа;
- понимать роль музыки в фильме;
- иметь представление о том, что такое основная идея фильма (авторская позиция).
К концу второго года обучения дети должны:
- знать значение школьной самодельной мультипликации в жизни человека;
- представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке;
- знать этапы работы над созданием мультипликационного фильма;
- уметь рисовать героев мультипликационных фильмов;
- знать этапы создания плоской перекладки;
-уметь собирать и комбинировать мультипликационные сцены на столе из различных материалов;
- уметь снимать натурные мультики с помощью видео-, фотокамер;
- активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием мультипликационного фильма;
- объединять усилия в работе над фильмами, используя мультимедиа проектор и компьютерную сеть.
К концу третьего года обучения дети должны:
- знать в основных чертах специфику языка кино и уметь с его помощью выразить свою мысль, передать какое-то содержание;
- представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке (сделать монтажную запись);
- знать, какие существуют этапы работы над фильмом;
- активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием фильма (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объектов для съёмок в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей).
Учет успеваемости по программе:
Основным показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана.
Контроль за успеваемостью осуществляется во время подготовки и проведения отчетных фестивалей по киноискусству.
Оценивать результаты работы ученика необходимо по возможности комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание как качеству выполнения учеником фильма на занятиях и отчетных фестивалях, других публичных мероприятиях, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные технологии создания мультфильма.
Оценочными можно считать участие обучающегося в демонстрационных показах.
При определении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- результаты работы ученика на занятиях;
- участие обучающегося в течение года в показах, конкурсах, фестивалях, других общественных мероприятиях.
Каждая работа учащегося должна тщательно обсуждаться. Принимается во внимание подбор материалов, техник исполнения, качество выполнения работы, авторское решения в оформлении фильма, индивидуальность выполненной работы. При обсуждении фильма намечаются пути устранения существующих недостатков. Чтобы эта важнейшая форма методической работы приносила максимальную пользу, педагог дополнительного образования детей обязан соблюдать тактичность и доброжелательность в своих критических замечаниях и советах.
По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:
Время проведения | Цель проведения | Форма контроля |
Начальный или входной контроль | ||
Начало учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа анкетирование |
Текущий контроль | ||
В течение учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, итоговое занятие, самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела. В конце четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Конкурс, фестиваль, праздник, опрос, творческая работа, открытое занятие, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация фильмов, анкетирование |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Фестиваль, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация фильмов, открытое занятие, защита проектов, игра-испытание, итоговые занятия, коллективная рефлексия, коллективный анализ фильмов, самоанализ, тестирование, анкетирование |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
В ходе реализации программы регулярно проводятся:
- предварительные просмотры фильмов
- демонстрационные занятия для сверстников
- открытые занятия для родителей
- защита творческих проектов
- участие в научно-исследовательских конференциях
- участие в кинофестивалях детского творчества
- отчетные фестивали
- публикации готовых фильмов в Интернет
- трансляции в городском общественном транспорте (социально-значимые ролики).
Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
Первый год обучения | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и обсуждения фильма | 8 | 2 | 6 |
3 | Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране | 6 | 2 | 4 |
4 | Основы языка кино: кадр | 4 | 2 | 2 |
5 | Монтаж в фильме | 4 | 2 | 2 |
6 | Сюжет фильма, поступки и характер героев | 8 | 3 | 5 |
7 | Работа с фильмом-экранизацией | 6 | 2 | 4 |
8 | Развитие представлений о кадре: план, ракурс | 6 | 2 | 4 |
9 | Звуки и музыка в фильме | 4 | 2 | 2 |
10 | Фильмы мультипликационные и художественные игровые | 6 | 2 | 4 |
11 | Фильмы художественные и документальные | 4 | - | 4 |
12 | Кадр как часть фильма: кинематографический кадр | 2 | 1 | 1 |
13 | Знакомство с жанрами художественного кинематографа | 8 | 2 | 6 |
14 | Кино-викторина | 2 | 2 | - |
15 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 27 | 45 |
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
Второй год обучения | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Экскурсия на киностудию «Союзмультфильм» | 4 | 4 | - |
3 | Просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов | 18 | 2 | 16 |
4 | Самодельная мультипликация; учебно-тренировочные упражнения | 14 | 4 | 10 |
5 | Знакомство с фото и видеокамерой. Возможности фотосъёмки | 12 | 4 | 8 |
6 | Основные принципы производства рисованных фильмов | 18 | 6 | 12 |
7 | Кукольные мультипликационные фильмы | 12 | 4 | 8 |
8 | Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные проекты) | 18 | 4 | 14 |
9 | Экскурсия в Московский музей анимации | 6 | 6 | - |
10 | Работа над сценарием мультипликационного фильма (Коллективная работа) | 8 | - | 8 |
11 | Фотосъёмка мультипликационного фильма | 16 | 4 | 12 |
12 | Просмотр отснятого материала. Обсуждение | 6 | - | 6 |
13 | Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации | 6 | 2 | 4 |
14 | Демонстрация фильма. Обсуждение | 2 | - | 2 |
15 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
Итого | 144 | 44 | 100 |
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | В том числе | ||||
Теоретические часы | Практические часы | ||||||
Третий год обучения | |||||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||
2 | Экскурсия на аллею звёзд Российского кинематографа. | 4 | 4 | - | |||
3 | Просмотры и обсуждение фильмов | 18 | 2 | 16 | |||
4 | Специфика языка кино | 10 | 4 | 6 | |||
5 | Знакомство с видеокамерой. Возможности видеосъёмки | 12 | 6 | 6 | |||
6 | Творческая работа по усвоению языка кино. Монтажная запись. | 10 | 4 | 6 | |||
7 | Съёмка по монтажной записи (работа в группах) | 6 | 2 | 4 | |||
8 | Сочинение небольших сюжетов. Творческая работа. | 14 | 4 | 10 | |||
9 | Экскурсия на киностудию | 4 | 4 | - | |||
10 | Работа над сценарием фильма | 12 | 2 | 10 | |||
11 | Пробы на роли. Репетиции. | 8 | - | 8 | |||
12 | Видеосъёмка фильма | 20 | 4 | 16 | |||
13 | Просмотр отснятого материала. Обсуждение. | 8 | 2 | 6 | |||
14 | Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации. | 6 | - | 6 | |||
15 | Демонстрация фильма. Обсуждение. | 4 | 2 | 2 | |||
16 | Фестиваль увлекательной науки. Творческий отчёт. | 6 | - | 6 | |||
Итого | 144 | 41 | 103 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
- Вводное занятие.
Беседа о любимых фильмах и передачах. Знакомство с планом работы творческого объединения. Виды и жанры киноискусства.
- Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и обсуждения фильма.
Выяснение эмоциональной отзывчивости детей и их умения осмыслить чувства в процессе просмотра фильма. Общее настроение фильма, смена эмоциональных состояний в процессе просмотра фильма.
Художественный фильм «Сказка о потерянном времени», реж. А.Птушко.
- Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране.
Как в фильме показаны герои сказки? Почему они показаны именно такими (роль автора в создании образа героя, авторское видение героя)?
Развитие внимания к внешнему облику героя, месту действия.
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Золушка», реж. Н. Кошеверова.
Рисование героев фильма.
- Основы языка кино: кадр.
Первое представление о кадре. Кадр как часть пространства (фотографический кадр). Работа с кадрирующей рамкой.
Просмотр мультфильма «Старая игрушка», реж. С. Самсонов
- Монтаж в фильме.
Первое представление о монтаже. Соединение кадров и рождение нового смысла.
Работа по созданию фотофильма. Просмотр фрагментов художественных игровых и мультипликационных фильмов.
- Сюжет фильма, поступки и характер героев.
Понятие о прямой последовательности событий. Непрямая последовательность событий. Поступки и характер героев. Совершенствование навыков восприятия.
Работа с художественным фильмом «Мио, мой Мио», реж.Грамматиков, и другими фильмами.
- Работа с фильмом-экранизацией.
Знакомство с литературным источником, просмотр и обсуждение фильма.
Особенности литературного текста и экранного произведения, их сходство и различие. Авторская позиция. Герои книги и герои фильма – чем они отличаются.
П. Треверс. Мэри Поппинс и худ.фильм «Мэри Поппинс, до свидания!», реж. Л. Квинихидзе.
- Развитие представлений о кадре: план, ракурс.
Разный масштаб изображения – для чего это нужно? Крупный, средний и общий планы. Рисование раскадровки по сказке, стихотворению. Ракурс как точка зрения камеры.
Просмотр фрагментов художественных игровых и мультипликационных фильмов.
- Звуки и музыка в фильме.
Создание при помощи звуков образа реального мира в кадре. Речь героев как средство их характеристики. Музыка в фильме: музыка в кадре и за кадром.
Работа с мультфильмом «Ёжик в тумане», реж. Ю. Норштейн.
- Фильмы мультипликационные и художественные игровые.
Разные виды кинематографа – чем они отличаются? Мультипликация рисованная и кукольная. Как делают мультфильм? Ожившие изображения. Актёр в игровом кино. Основные кинопрофессии.
Просмотр мультфильма «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф.Хитрук, 1968;
- Фильмы художественные и документальные.
Художественный вымысел и правда жизни. Фантазия художника и отражение подлинных фактов. Роль автора и его позиция в создании художественного и документального произведения экрана. Художественный кинематограф: обращение к миру чувств и поступков человека. Просмотр и обсуждение художественного фильма (по выбору).
Документальный кинематограф: правда жизни и роль автора в передаче её на экране.
Просмотр документального фильма (по выбору).
- Кадр как часть фильма: кинематографический кадр.
Кадр на пленке и продолжительность кинематографического кадра. Движение в кадре. Границы кадра. Работа с фрагментами художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомство с жанрами художественного кинематографа.
Фильм-сказка, приключенческий фильм, фантастический фильм, фильм-детектив и другие.
Просмотр фильмов и фрагментов фильмов разных жанров. Отличительные черты жанров. Обобщение художественного опыта детей. Его систематизация.
- Кино-викторина.
Подготовка и проведение игры кино-викторины. Деление на группы для проведения викторины, отбор в каждой из групп кинофрагментов для заданий викторины. Составление сценария проведения викторины, выбор ведущих.
Основные вопросы викторины: угадай фильм по его фрагменту или по фрагменту мелодии, звучащей в фильме; определи жанр фильма, о чем он, кто его герои.
- Итоговое занятие.
Повторение изученного за первый год обучения материала.
Второй год обучения
- Вводное занятие.
Выяснение у детей интересов и мотивов занятий в творческом объединении. Рассказ о планах работы, о требованиях к его участникам. Знакомство с правилами поведения и участия в съёмках.
- Экскурсия на киностудию «Союзмультфильм». Увлекательная экскурсия по съёмочным павильонам, где создаются анимационные фильмы, встреча с любимыми мульт-героями и их создателями. А в завершение в кинозале просмотр новых мультиков.
- Просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов.
История мультипликации. Мультипликационный фильм - как старейшая разновидность "живых картинок". Хроника развития анимационных технологий. Анимационное кино — особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Начало эпохи звезд в анимационном кино.
Примерный перечень мультипликационных фильмов для работы:
- «Буревесник» реж. А. Туркус, 2004;
- «Ежик в тумане», реж.Ю.Норштейн, 1976г.;
- «Клубок», реж.Н.Серебряков, 1968г.;
- «Премудрый пескарь», реж.В.Караваев, 1979г.;
- «Пуговоца», реж. В. Тарасов,1982;
- «Чуча», реж. Г.Бардин, 2000г.
- Самодельная мультипликация (учебно-тренировочные упражнения).
Примеры самодельных мультиков – от замысла до воплощения. Различные способы создания мультфильмов. Природа мультипликационного эффекта. Работа с разными материалами (аппликации, пластилин, игрушки, детские рисунки), оживление на экране различных неодушевленных объектов. Изображение стихийных сил природы - грозы, бури дождя, пурги, шторма, огня - разнообразными фазами движения различных начертаний в виде пятен, линий, точек. Сборка мультипликационных сцен на столе из других материалов.
Примерный перечень мультипликационных фильмов для работы:
- «Весёлый художник», реж. Н.Василенко, 1963;
- «Падал прошлогодний снег», реж. А.Татарский, 1983;
- «Пластилиновая ворона», реж. А.Татарский;
- «Похитители красок», реж. Л.Атаманов, 1959;
- «Приключение капитана Врунгеля», реж. Д.Черкасский;
- Знакомство с фото и видеокамерой. Возможности фотосъёмки.
Включение и выключение фотокамеры. Обзор возможностей фотосъёмки. Начало и окончание съёмки. В мультипликационной съемке камера устанавливается стационарно, закрепляется на штативе. Фотосъемка сцены или эпизода мультипликационного фильма. Экспонирования каждого отдельного кадра фильма.
- Основные принципы производства рисованных фильмов.
История отечественной мультипликации. Знакомство с профессиями (сценариста, режиссера, художника, мультипликатора, оператора и т.д.).
Просмотр мультфильма «Фильм, фильм, фильм», реж. Ф. Хитрук, 1968;
Создание художественного мультипликационного фильма. Выполнение графических работ: персонажа, масштаб персонажа фильма, декорации (фона и панорамы), прорисовка (чистовые рисунки). Одушевление рисованных героев мультфильма. Простейшая рисованная мультипликация. Рисование мультфильмов карандашом на бумаге.
Примерный перечень мультипликационных фильмов для работы:
- «Винни-Пух», реж. Ф.Хитрук, 1969;
- «Возвращение блудного попугая», реж. В Караваев,1988;
- «Впервые на арене», реж.В.Пекарь, В Попов,
- «Капитошка», реж. Б.Храневич,1980;
- «Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1969;
- «Кошкин дом» реж.Л.Амальрик,1958;
- «Петух и боярин», реж. Л. Мильчин,1986;
- «Петух и краски»,реж. Б.Степенцев,
- Кукольные мультипликационные фильмы.
История кукольной мультипликации. Знакомство с профессиями мультипликаторы-кукольники. Подготовительный период. Изготовление мультипликационных кукол. Создание кукольного мультипликационного фильма. Простейший способ плоской перекладки. Примерный перечень кукольных мультипликационных фильмов для работы:
- «В гостях у гномов», реж. В. Дегтярёв, В.Данилевич;
- «Волшебные фонарики», реж. В. Дегтярёв;
- «Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
- «Домашний цирк», реж. В. Данилевич, 1979;
- «Чебурашка», реж. Р.Качанов, 1971;
- «Чебурашка идёт в школу», реж. Р.Качанов, 1983;
- «Шапокляк», реж. Р.Качанов, 1974;
- «Шарик-фонарик», реж. В.Данилевич, 1980
- Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные проекты).
Придумать сценку воображаемого фильма. Выбрать персонаж фильма, прорисовать отдельных элементов. Выполнить оформление, фон. Представить, как содержание фильма можно выразить в визуальных образах. Съемка натурных мультиков фотоаппаратом (работа в группах). Просмотр. Идеи, советы, замечания. Оформление и выпуск фильмов.
- Экскурсия в Московский музей анимации. В программе экскурсии дети знакомятся: с экспозиционными комнатами, где собраны куклы, макеты, декорации к кукольным и рисованным фильмам. Дети узнают процесс и технологии и изготовления мультфильма.
- Работа над сценарием мультипликационного фильма (Коллективная работа).
Сценарий мультипликационного фильма и его особенности. Подготовительный период. Режиссерский сценарий мультипликационного фильма.Изобразительное решение мультфильма в подготовительном периоде. Индивидуальная и групповая работа по сочинению историй, которые могут стать основой сюжета. Литературный сценарий. Подготовка сценария для съёмки.
- Фотосъёмка мультипликационного фильма.
Мультипликационная съемка. Основные принципы разработки движений персонажа. Хронометраж действия, темп, количеством фаз, протяженность действия, число кадров. Покадровая натурная мультипликация. Плоская перекладка. Создание плоской перекладки с помощью фотокамеры. Съёмка отдельных фрагментов фильма.
- Просмотр отснятого материала. Обсуждение.
Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для монтажа. Обсуждение возможных вариантов титров (шрифт, цвет букв, фон и т.д.). Название фильма.
- Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации.
Выстраивание отснятых кадров в компьютерной программе. Запись закадрового текста, музыкального сопровождения, шумов и т.д. Озвучивание фильма. Запись и импортирование звука. Работа с текстом. Проверка сцен по времени. Съёмка титров и названия фильма. Применение различных видов анимации. Импорт, публикация и экспорт фильма.
- Демонстрация фильма. Обсуждение.
Организация премьеры мультипликационного фильма в классе, школе. Обсуждение как можно представлять результаты работы. Выпуск видео. Публикация фильмов для Интернет.
- Итоговое занятие. Творческий отчёт.
Повторение изученного материала за второй год обучения.
Третий год обучения
- Вводное занятие.
Выяснение у детей интересов и мотивов занятий в творческом объединении. Рассказ о планах работы, о требованиях к его участникам. Знакомство с правилами поведения и участия в съёмках.
- Экскурсия на аллею звёзд Российского кинематографа. Кино как вид искусства. Коллективное творчество в кино, основные кинопрофессии. Известные актеры и режиссеры. Актер в фильме.
- Просмотры и обсуждение фильмов.
Особенности кино как искусства. Создание образа в кино. Автор в экранном произведении. Звук и цвет в фильме. Музыка в кино. Сюжет фильма. Настроение в фильме. Позиция автора. Позиция зрителя. Восприятие как сотворчество. Развитие навыков обсуждения и анализа фильма.
Примерный перечень художественных фильмов для работы:
- «Каток и скрипка», реж. А. Тарковский, 1961г.;
- «Золушка», реж. Н.Кошеверова, 1947г.;
- «Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко, 1964г.;
- «Ох, уж эта Настя!», реж.Ю.Победоносцев, 1972г.;
- Киножурнал «Ералаш», различные выпуски.
- Специфика языка кино.
Основные элементы экранного языка: план, ракурс, кадр. Кадр как самая маленькая частичка фильма. План – масштаб изображения, ракурс – точка зрения камеры. Монтаж – создание фильма из отдельных кадров.
- Знакомство с видеокамерой. Возможности видеосъёмки.
Включение и выключение камеры. Начало и окончание съёмки. Крупные. Средние и общие планы. Панорама. Переход от одного плана к другому (общий – средний – крупный).
- Творческая работа по усвоению языка кино. Монтажная запись.
Придумать фразу из воображаемого сценария. Представить, как содержание фразы можно выразить в визуальных (зрительных) образах. Сделать монтажную запись этой фразы (работа в группах).
- Съёмка по монтажной записи (работа в группах).
Сочинить короткую фразу. Обменяться фразами с другими ребятами. Сделать монтажную запись полученной фразы, выразив её в 3-4 кадрах. Снять видеокамерой эти кадры в соответствии с монтажной записью.
- Сочинение небольших сюжетов. Творческая работа.
Выбор темы для сюжета. Придумать историю, где фигурировали бы случайно выбранные предметы. Сочинить историю, где действовали бы случайно выбранные люди.
Сочинить сюжет видеозарисовки о школе (выбор интерьеров и объектов для съёмки, составление закадрового текста и т.д.)
- Экскурсия на киностудию «Мосфильм». Экскурсия по одной из крупнейших киностудий - уникальная возможность попасть в загадочный и волшебный мир кино. Дети увидят знакомые костюмы и декорации, в которых играли знаменитые актёры в самых любимых фильмах. Гримерный цех, декорации старой Москвы под открытым небом.
- Работа над сценарием.
Структура сценария: композиция, замысел, тема, идея. Определение жанра будущего фильма. Выделение круга проблем, которые могут рассматриваться в фильме. Индивидуальная и групповая работа по сочинению историй, которые могут стать основой сюжета (можно использовать случаи из школьной жизни). Литературный сценарий. Подготовка сценария для съёмки (режиссерский сценарий): составление монтажной записи сочиненного сценария.
- Пробы на роли. Репетиции.
Распределение различных обязанностей в съёмочной группе (режиссер, оператор, художник, гример, костюмер и т.д.)
Выбор среди претендентов исполнителей героев и персонажей игровых сюжетов или чтецов закадрового текста в документальных фильмах. Проведение проб – съёмка небольших видеофрагментов с разными исполнителями.
- Видеосъёмка фильма.
Съёмка по монтажной записи отдельных фрагментов фильма. Съёмки дублей с целью получения наиболее выразительных кадров.
- Просмотр отснятого материала. Обсуждение.
Выбор и обсуждение наиболее выразительных кадров для монтажа.
Обсуждение возможных вариантов титров (шрифт, цвет букв, фон и т.д.) Съёмка титров.
- Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации.
Выстраивание отснятых кадров в соответствии с монтажной записью.
Запись закадрового текста, музыкального сопровождения, шумов и т.д. Озвучивание фильма.
- Демонстрация фильма. Обсуждение.
Организация премьеры фильма в классе, школе. Обсуждение фильма в студии.
- Фестиваль увлекательной науки.
Демонстрация мультипликационных, игровых и художественных фильмов в Центре образования.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной деятельности педагога системы дополнительного образования детей.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение анимационных фильмов на свободную тему, школьных репортажей, небольших фильмов, создание видео-этюда в любом экранном жанре (репортаж, игровой сюжет, анимация). Эта деятельность способствует развитию образного мышления, усидчивости, самостоятельности учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по основам монтажа, режиссуры, операторского искусства, сценарного дела.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам синтетического искусства и проявить свои индивидуальные способности.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.
Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач, такие как словесные, наглядные, практические:
Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала. В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают:
- Объяснения
- Рассказ
- Показ
- Иллюстрация
- Демонстрация
- Беседа
Наглядные методы обучения достаточно важны для обучаемых в творческом объединении, имеющих визуальное восприятие действительности. Применение на занятиях наглядных методов обучения, одновременно имеет возможность развивать абстрактное мышление обучаемых.
- Просмотр видеоматериалов
- Демонстрация плакатов, таблиц
- Использование технических средств
Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала и охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.
- Тренинги
- Дискуссии
- Упражнение
- Деловые игры
- Практические задания
- Анализ и решение конфликтных ситуаций
Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методическое сопровождение учебной работы педагога:
• методика контроля усвоения учащимися учебного материала;
• методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;
• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
• методы обновления содержания образовательного процесса;
Методическое сопровождение воспитательной работы педагога:
• методика формирования детского коллектива;
• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
• методика организации воспитательной работы;
Методическое сопровождение работы педагога по организации учебного процесса:
• методика комплектования учебной группы;
• методика анализа результатов деятельности;
Методическое сопровождение массовой работы:
• методика организации и проведения массового мероприятия (конкурса, фестиваля, праздника, игровой программы);
• план и методика проведения родительского собрания;
• сценарный план проведения «Дня открытых дверей»
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Методические рекомендации по организации работы творческого объединения «Мультипликации» в общеобразовательном учебном заведении.
Методические описания творческих проектов.
Методические разработки занятий.
Методические пособия по киноискусству.
Методические указания по выполнению научно-исследовательских проектов.
Методические рекомендации к оформлению и проведению конкурсов и фестивалей.
Тезисы выступлений на конференции.
Информационно-методические сборники.
Дидактическое обеспечение курса:
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:
Наглядные пособия по искусству.
Репродукции произведений изобразительного искусства.
Художественные фотографии, рисунки и иллюстрации.
Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).
Электронные презентации по основным разделам программы.
Журналы, книги, альбомы с произведениями искусства Европы, России
Стенды со сменными экспозициями.
Инструкционные карты, необходимые для выполнения индивидуальной практической работы.
Компьютерные программы
Windows Movie Maker
iMovie 4.0
Flash MX
QuickTime Player
PowerPoint
VideoVeiwer
Аудиозаписи:
«Живая планета»: Вечер в лесу. Океанский прибой. Тропический лес. Волшебство природы.
«Звуки природы и музыка»: Сюита певчих птиц. Ласковый прибой. Удивительный водопад. Ветряные колокольчики. Тропический остров. Волшебство леса.
«Звуки войны»: взрыв, огонь, пламя, гранаты, солдаты, самолёт. салют.
Подборки кинофрагментов.
Видеозаписи фильмов, мультфильмов.
Список мультипликационных фильмов для просмотра:
«Буревесник» реж. А. Туркус, 2004;
«Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«В гостях у гномов», реж. В. Дегтярёв, В.Данилевич;
«Весёлый художник», реж. Н.Василенко, 1963;
«Возвращение блудного попугая», реж. В Караваев,1988;
«Волшебные фонарики», реж. В. Дегтярёв;
«Винни-Пух», реж. Ф.Хитрук, 1969;
«Винни-Пух идет в гости », реж. Ф.Хитрук, 1971;
«Волчище, серый хвостище», реж. Г. Баринова, 1983;
«Волшебное кольцо», реж. Л.Носырев,1979;
«Впервые на арене», реж.В.Пекарь, В Попов,
«День чудесный», реж. А. Хржановский,1975;
«Домашний цирк», реж. В. Данилевич, 1979;
«Ежик в тумане», реж. Ю.Норштейн,1976;
«И мама меня простит», реж. А. Петров,1975;
«История о девочке, которая наступила на хлеб», реж. А. Грачева,1987;
«Капитошка», реж. Б.Храневич,1980;
«Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1969;
«Клубок», реж. Н. Серебряков,1968;
«Конек-Горбунок», реж. И. Иванов-Вано, 1975;
«Кошкин дом» реж.Л.Амальрик,1958;
«Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1968;
«Медведь-липовая нога», реж. Г. Баринова, 1984;
«Мороз Иванович», реж. И.Аксенчук,1981;
«Ну, погоди!», реж. В.Котеночкин,1969-1981;
«Падал прошлогодний снег», реж. А.Татарский, 1983;
«Пластилиновая ворона», реж. А.Татарский;
«Петух и боярин», реж. Л. Мильчин,1986;
«Петух и краски»,реж. Б.Степенцев,
«Похитители красок», реж. Л.Атаманов, 1959;
«Премудрый пескарь», реж. В. Караваев,1979;
«Приключение капитана Врунгеля», реж. Д.Черкасский;
«Пуговоца», реж. В. Тарасов,1982;
«Путешествие Солнышкина», реж. А.Петров,1980;
«Сказка сказок», реж. Ю.Норштейн,1980;
«Снежная королева», реж.Л.Атаманов,1957;
«Старая игрушка», реж. С. Самсонов,1964;
«Стеклянная гармоника», реж. А.Хржановский, 1968;
«Трое из Простоквашино», реж. В. Попов, 1978;
«Учитель пения», реж. В. Попов, 1968;
«Фильм, фильм, фильм», реж. Ф.Хитрук, 1968;
«Цапля и журавль», реж.Ю.Норштейн,1975;
«Цветик - семицветик», реж.М. Цехановский, 1949;
«Чебурашка», реж. Р.Качанов, 1971;
«Чебурашка идёт в школу», реж. Р.Качанов, 1983;
«Чиполлино», реж. Б.Дежкин, 1960;
«Шарик-фонарик», реж. Данилевич, 1980;
«Шапокляк», реж. Р.Качанов, 1974.
Список художественных фильмов для просмотра:
«Варвара-краса, длинная коса», реж. А. Роу, 1969, к/ст. им. М.Горького;
«Весёлые истории», реж. А.Кундялис, 1974, Литовская к/ст.;
«Весёлые истории», реж. В.Дорман, 1962, к/ст. М.Горького;
«Внимание, черепаха!», реж.Р.Быков, 1970, Мосфильм;
«Деревня Утка», реж. Б.Бунеев, 1976, к/ст. им. М.Горького;
«Каток и скрипка», реж. А.Тарковский, 1960, к/ст. Мосфильм Т.О.«Юность»;
«Мио, мой Мио», реж. В.Грамматиков, 1987, к/ст. им. М.Горького;
«Морозко», реж. А. Роу, 1964, к/ст. им. М.Горького;
«Мэри Поппинс. До свидания!», реж. Л.Квинихидзе, 1983, к/ст. Мосфильм;
«Приключение Буратино», реж.Л. Нечаев, 1975, Беларусьфильм;
«Сказка о потерянном времени», реж. А. Птушко, 1964, к/ст. Мосфильм;
«Снежная королева», реж. Г. Казанский, 1966, к/ст. Ленфильм;
«Там, на неведомых дорожках», реж. М.Юзовский, 1982, к/ст. им. М.Горького;
«Огонь, вода и медные трубы», реж. А.Роу, 1968, к/ст. им. М.Горького;
«Ох, уж эта Настя!», реж. Ю.Победоносцев, 1971, к/ст. им. М.Горького;
«Фенист – Ясный сокол», реж. Г.Васильев, 1975, к/ст. им. М.Горького.
Фильмы для просмотра нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Указанные в программе фильмы могут быть заменены другими, если есть необходимость. Выбор фрагментов фильмов для работы выбирает сам педагог, исходя из целей показа и имеющихся в его распоряжении фильмов. Демонстрируются фильмы с помощью видеомагнитофона (видеоплейера). Просмотр полнометражных фильмов может происходить не на одном, а на двух занятиях.
Материально-техническое обеспечение программы.
Занятия по изучению киноискусства проводятся в большом помещении с хорошей акустикой, вентиляцией. Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами. Компьютерный класс для рисования, обработки и монтажа мультипликационных и видеофильмов на компьютере. В помещении для занятий имеется шкаф с пособиями, а также технические средства обучения:
- видеомагнитофон;
- видеокамера;
- телевизор для просмотра фильмов;
- магнитофон для озвучивания;
- микрофоны;
- музыкальный центр;
- монтажный стол;
- декорации, костюмы;
- необходимое количество видеокассет для съемок;
- 2 штатива
- фотоаппараты.
Формы подведения итогов:
Педагог, организуя и проводя дополнительные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.
Результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:
Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини показы, демонстрации, праздники и фестивали. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то декорации, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.
Смотры, конкурсы, фестивали. Выход на экран: показы, смотры, фестивали, конкурсы, конференции. Эта более значимая ступень, более ответственная, выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно выходить на конкурс окружного значения, далее городские фестивали, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали.
Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (оператор, сценарист, режиссер, аниматор, звукорежиссер и т.д.). Они становятся либо профессионалами, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Список литературы
Книги.
- Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя начальных классов, воспитателей и родителей. – М., 1992.
- Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып.1, 2 – М.,1995.
- Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М., 1994.
- Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М., 1994.
- Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. – М., 1980.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.— М.: Владос, 2004.
- Дронов В. Macromedia Flash MX - «БХВ - Петербург, 2003.
- Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. - М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
- Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash. – М.: НТ Пресс, 2006.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004.
- Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильмы руками детей: книга для учителя. – М., 1990.
- Тверезовский Д.И. Macromedia Flash MX 2004. – М.: Вильямс, 2006.
- Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1995.
Сборники.
- Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное образование, 2007.
- История лаборатории кино и кинообразования. – В кн. «История художественного образования в России – проблема культуры ХХ века» М.: РАО, 2003;
- Экранные искусства в школе // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент». Материалы международной научно-практ. конфренции.- М.- Таганрог - Апатиты, 2002.
- Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: опыт занятий с младшими школьниками. – М., 1991.
- Кино: Энциклопедический словарь. – М., 1987.
Статьи из журналов
- Асенин С.В Мудрость вымысла // Искусство. – М., 1983.
- Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе // Начальная школа.- 2000. №1.
- Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2001, №1.
- Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика.- 2003, № 7.
- Чем фильм отличается от книги?// Искусство в школе. - 2004, № 2.
- Работа с «проблемным» фильмом в детской аудитории //Искусство в школе. – 2004, № 1.
- Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников// Начальная школа. – 2002, № 5.
- Фильм рождается из мыслей…// Искусство в школе. – 2002, № 6.
Нормативные документы
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
3.Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
(ПриложениекписьмуМинобразованияРоссииот11.06.2002г.№30-15-433/16).
4.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
5.СанПиН 2.4.4. 1251-03(введённые 20.06.2003г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003г. № 27).
Приложения к образовательной программе
Игры и упражнения по формированию коммуникативных способностей детей.
1.Создание условий для сплочения детского коллектива.
«Угадай»!
Детям необходимо:
- Угадать по голосу, кто позвал.
- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.
- Угадать человека по рукопожатию.
- Угадай голос героев из любимых мультфильмов.
«Помоги другу»
Играют все дети. Они попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.
Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
2.Развитие слухового восприятия.
«Глухой телефон»
С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где рушилась связь.
«Цепочка слов»
Выбирается водящий. Он придумывает, называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.
3.Развитие умения активно слушать, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
«Сказки наизнанку»
Кукольный или настольный театр по известной сказке.
Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены
(например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что
может произойти в такой сказке.
«Азбука настроений»
Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей. Кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина: радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.
Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам);
«Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.
«Пантомимические этюды»
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и другие.
4.Формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам
«Менялки»
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих. Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
5.Развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы
«Почта»
Между участниками игры и водящим завязывается диалог.
Водящий. Динь, динь, динь!
Дети. Кто там?
Водящий. Почтальон.
Дети. Откуда?
Водящий. Из Рязани.
Дети. А что там делают?
Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и тд. (дети изображают действия, названные водящим).
«Угадай, что это?»
На столе стоит коробка, в которой лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного
ребенка, он заглядывает в неё. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме,
качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в коробке.
Правило: на все вопросы ведущему надо отвечать только «Да» или «Нет».
6.Формирование умения работать по инструкции
«Обыграй превращение»
Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.
«Найди предмет»
Педагог прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.
7.Формирование умений совместно планировать действия, обсуждать их, договариваться друг с другом.
«Неожиданные картинки»
Материалы: Каждому ребенку нужна бумага и восковые мелки. Дети садятся в один общий круг. Каждый берёт себе по листу бумаги, начинает рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты.) По команде педагога перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева, который продолжает рисовать начатую им картину.
Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать
свой рисунок соседу слева. Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
8. Формируем умение перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)
«Скажи по-другому»
Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами
можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, печальный,
грустный - это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике
можем сказать: Один мальчик был очень грустный».
Далее даются аналогичные задания:
Девочка торопится в школу. (Какая она?)
Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?)
Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».
9.Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог
«Подбери пословицу»
Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая
подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).
Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек - волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.
«Зеркало движений»
Один ребенок - «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у детей правильные действия не получаются, то выбирают новое «Зеркало».
10. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Игра с «шишками» (на растяжение и расслабление мышц рук).
Взрослый предлагает представить детям, что они медвежата. «Сейчас я буду кидать вам шишки, а вы их ловите». Дети ловят шишки. «А теперь бросили шишки». Медвежата откидывают лапки в стороны и роняют их вдоль тела – лапки отдыхают. Можно повторить игру несколько раз.
Игра с «песком» (на растяжение и расслабление мышц рук).
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать песком колени, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру несколько раз
Викторина. Крылатые фразы из мультфильмов.
Определить, к каким мультфильмам относятся эти фразы.
1. "Хочешь - пирожного, хочешь - мороженого! А он заборы красит!"
"Вовка в тридевятом царстве"
2. "Здесь всё моё! И стол мой, и холодильник мой, и всё, что в холодильнике, тоже моё".
"Бобик в гостях у Барбоса"
3. "Отдохнул - во! Сметаны - во! Рыбы - во!"
"Возвращение блудного попугая"
4. "Ну вот, поели, теперь можно и поспать!… Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!"
"Дюймовочка"
5. "Щас спою!"
"Жил-был пес"
6. "А давай вместе бояться, а?!"
"Котенок по имени Гав"
7. "Дети, подайте на домики для бездомных поросят!"
"Приключения Фунтика"
8. "Слон полосатый, редкий, очень любит рыбий жир, при звуках флейты теряет волю..."
"Следствие ведут колобки"
9. "Птица-говорун отличается умом и сообразительностью".
"Тайна третьей планеты"
ТЕСТ. Еда в любимых мультфильмах.
1.Кто сказал в "Возвращении блудного попугая" фразу "нас и здесь неплохо кормят".
Кот
Вовка
Попугай
Пес
Диктор по телевизору
Правильный ответ: Это сказал упитанный кот, когда ему надоели рассказы попугая.
2. Что можно было отбрасывать через шапку Печкина после охоты Шарика, по мнению героя мультсериала про Простоквашино.
Колбасу
Вермишель
Манную кашу
Рис
Гречу
Правильный ответ: Папа Дяди Федора, увидев шапку почтальона Печкина, сказал, что через нее теперь вермишель хорошо отбрасывать.
3.За каким лакомством отправился Винни Пух, когда ему пришлось изображать тучку и петь песню про то, что он не медведь.
Вареньем
Конфетами
Медом
Тортом
Сахарной ватой
Правильный ответ: Как-то раз Вини-Пух решил достать мед. Он решил подлететь к пчелам, а чтобы они его не покусали, он прикинулся тучкой.
4.Кто в мультфильме про блудного попугая сказал: "Это же бубль гум".
Попугай
Кот
Буратино
Вовка
Пингвин
Правильный ответ: Это сказал кот, жуя жвачку.
Мотивация обучающихся в творческом объединении.
Наибольший интерес в дополнительном образовании детей представляют личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания. В центре внимания этих технологий неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Задача педагога - пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого члена коллектива, совместный анализ хода и результат такой деятельности.
Мотивация (от лат. Movere – приводить в движение, толкать):
- побуждение к действию;
- динамический процесс физиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий её направленность, организованность, активность, устойчивость;
- способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Методы мотивации
Эмоциональные методы мотивации:
• поощрение;
• порицание;
• учебно - познавательная игра;
• создание ярких наглядно - образных представлений;
• создание ситуации успеха;
• стимулирующее оценивание;
• свободный выбор задания;
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
• опора на жизненный опыт;
• познавательный интерес;
• создание проблемной ситуации;
• побуждение к поиску альтернативных решений;
• выполнение творческих заданий;
• «мозговая атака».
Волевые методы мотивации:
• предъявление учебных требований;
• информирование об обязательных результатах обучения;
• формирование ответственного отношения к учению;
• познавательные затруднения;
• самооценка деятельности и коррекция;
• рефлексия;
• прогнозирование деятельности.
Социальные методы мотивации:
• развитие желания быть полезным;
• побуждение стать личностью;
• создание ситуации взаимопомощи;
• поиск контактов и сотрудничества;
• заинтересованность в результатах;
• взаимопроверка;
• рецензирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»
Программа составлена для уч-ся 4 класса и поможет освоить секреты создания мультфильмов...
Программа внеурочной деятельности "Юный мультипликатор"
Программа внеурочной деятельности "Юный мультипликатор"...