Проектная технология в ГПД.
статья на тему
Этот материал будет полезен молодым учителям начальной школы и воспитателям группы продлённого дня. В статье освещены правила совместной работы, а также этапы и направления работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная технология в ГПД
Данный материал будет полезен учителям начальной школы и воспитателям ГПД.
Проектная технология в группе продленного дня
Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.
В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.
Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.
Правила совместной работы
1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по алгоритму (плану).
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.
5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
Создание проектов — работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать.
Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.
Проектирование - очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.
Темы для проектов: «Моя семья», «Наш класс», «Наша школа», «Птицы нашего леса», «Растения нашего края», «Памятники нашего города», «Русские праздники», «Спортсмены нашего города», «Тайны Нового года», «История в названии улиц города» и др.
В технологии проектирования очень важным является координированное выполнение взаимосвязанных действий, поэтому вместе с учениками необходимо составить план работы над проектом.
Этапы и направления работы над проектом
1. Составить группы, выбрать руководителя.
2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям: исследователь, фотограф, журналист, библиограф, оформитель.
3. Наметить направления работы:
а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);
б) поисковая работа (цель — найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;
в) сбор наглядного материала (цель — отобразить тему проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях);
г) анализ собранной информации;
д) оформление творческого проекта.
Проекты разрабатываются от 2—3 недель до 2,5 месяцев. За это время ребята имеют возможность попробовать себя в одной из профессий: фотографа, журналиста и т. д. Кроме того, каждый школьник овладевает методом поиска и анализа информации, учится ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополняет запас знаний. В ходе работы над проектами происходит общение, которое, к сожалению, современным школьникам довольно трудно выстроить. Проекты могут быть представлены в виде стенгазеты, папки, книжки-раскладушки или презентации. Можно выполнить проект по сочинению и показу сказки для первоклассников. Дети с удовольствием составляют единый сценарий, готовят сценические костюмы, участвуют в распределении ролей.
Таким образом, метод проектов помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. А навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.
Проект помогает:
1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
2. Развивать умение проектировать свою деятельность.
3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.
4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.
5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.
7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).
8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.
9. Развивать творческие способности.
10. Развивать познавательный интерес.
11. Формировать эстетический вкус.
Предметные и общеучебные умения, формируемые в ходе проектной деятельности, необходимые учащимся III и IV классов для самостоятельной работы:
• владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);
• владение определенными знаниями по предмету (математика, литературное чтение, изо, курс «окружающий мир»);
• умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;
• развитие умения самостоятельно принимать решения;
• коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
• мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
• самоанализа и рефлексии.
На каждом этапе проектной деятельности четко проявляются психологические способности личности, осознание своей роли в коллективе: генератора идей, координатора, организатора, исследователя, инициативного исполнителя и т. д. Возможность проявить свои лучшие качества резко повышает самооценку, учит умению разрешать конфликтные ситуации, повышает мотивацию к деятельности, позволяет раскрывать потенциал талантливых детей и их индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"
За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье» ...
Применение проектной технологии в обучении младших школьников
Доклад для шмо "Начальные классы"...
Проектная технология и технология исследовательской деятельности в начальной школе.
Материал для методического семинара, содержащий описание педагогического опыта....
Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".
Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...
Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пол...
Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...
Проектная технология и технология исследовательской деятельности
В одно окно смотрели двое:Один увидел - дождь и грязь,Другой - листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое!... В одно окно смотрели двое... Как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть?...