педагогический проект "Работа со словом"
презентация к уроку (2 класс) на тему
Начальное образование - одно из самых ответственных звеньев в общей системе образования. Овладение государственным русским языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях двуязычия. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения. Кроме того дети очень мало читают или вообще не читают, в следствии чего имеют очень скудный словарный запас, неточно понимают значения многих слов, не умеют грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний) и прочее.
Это пагубно и для общества в целом, так как определенная часть его членов не может регулировать свои эмоции, придавая им словесную форму. А когда человек не в состоянии сказать то, что хочет, он не способен на равных конкурировать с другими и вынужден прибегать к иным формам самореализации, иногда даже к насилию.
Считается, что больше половины новых слов дети получают на уроках русского языка и литературы. Поэтому задача учителя-работать над обогащением словаря учащихся. Обогащение словаря-это верный путь к слову.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить . Вадим Шефнер
ЦЕЛЬ: Развитие осознанной устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Задачи: 1. Овладение нормами употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью; 2. Формирование правильного осознанного выразительного чтения и орфографически правильного письма; 3. О богащение словарного запаса и грамматического строя речи . 4. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; 5. Ориентирование на самостоятельный поиск нужной информации ( работа со словарями).
Актуальность: Начальное образование - одно из самых ответственных звеньев в общей системе образования . Овладение государственным русским языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей . Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях двуязычия. Считается , что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения. Кроме того дети очень мало читают или вообще не читают, в следствии чего имеют очень скудный словарный запас, неточно понимают значения многих слов, не умеют грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний) и прочее . Это пагубно и для общества в целом, так как определенная часть его членов не может регулировать свои эмоции, придавая им словесную форму. А когда человек не в состоянии сказать то, что хочет, он не способен на равных конкурировать с другими и вынужден прибегать к иным формам самореализации, иногда даже к насилию. Считается, что больше половины новых слов дети получают на уроках русского языка и литературы. Поэтому задача учителя-работать над обогащением словаря учащихся. Обогащение словаря-это верный путь к слову.
Целевая группа проекта: Участник проекта : обучающиеся, учитель начальных классов и родители обучающихся Сроки реализации проекта: 4 года.
Объект: Учащиеся и родители . Предмет: Процесс развития устной и письменной речи у обучающихся .
Предполагаемые результаты: Личностные: - учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся ; - ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения ; - готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке ; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин , и т.п.), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков ; - эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе ;
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения; - планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемой задачей; - действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные : - различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др .); - анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана ; - сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы . - проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям ; - под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы ; - строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения ; - использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
Коммуникативные : - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других ; - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения ; - строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства .
Технология развития критического мышления - целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма Она является надпредметной и предполагает -работу с текстовой информацией, - взаимообучение (коллективные и групповые способы работы), -аргументированность собственной точки зрения, -развитие критического мышления и др.
Упражнения на развития навыка осознанного чтения 1. Логические упражнения 1) Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2 ) Назови одним словом. Чиж , ласточка, грач, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свекла, лук, капуста. Лошадь, корова, свинья, овца. Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. Липа, береза, ель, сосна . 3) Какое слово лишнее ? Красивый, синий, красный, желтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4) Чем похожи следующие слова ? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан . 5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог . Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксер. Молоко, нерест, тарелка . 6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово . а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель). б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной). в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть ). 7) Раздели слова на группы . Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол. Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
Упражнения на развитие выразительности чтения 1) Чтение предложений с разной интонацией . 2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания . 3) Словарь настроений . В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).
После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора . «Словарь настроений и состояний » Беспокойное, боевое Приветливое, радостное Бодрое, боязливое Прихотливое, робкое Бурное. веселое Светлое, сердитое Возбужденное Серьезное Возмущенное Скорбное Волшебное Смешное Героическое Сонное , солнечное Добродушное Сочувствующие Жуткое Спокойное Загадочное Таинственное Ликующее Тоскливое Печальное Шутливое Насмешливое Хвастливое
Заключение: В работе над развитием осознанной, выразительной устной и письменной речи необходимо применять различные приемы, методы, формы работы. Самостоятельно добытые знания усваиваются детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. Учебный материал запоминается лучше, если он подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить . Вадим Шефнер
ЦЕЛЬ: Развитие осознанной устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Задачи: 1. Овладение нормами употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью; 2. Формирование правильного осознанного выразительного чтения и орфографически правильного письма; 3. О богащение словарного запаса и грамматического строя речи . 4. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; 5. Ориентирование на самостоятельный поиск нужной информации ( работа со словарями).
Актуальность: Начальное образование - одно из самых ответственных звеньев в общей системе образования . Овладение государственным русским языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей . Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях двуязычия. Считается , что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения. Кроме того дети очень мало читают или вообще не читают, в следствии чего имеют очень скудный словарный запас, неточно понимают значения многих слов, не умеют грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний) и прочее . Это пагубно и для общества в целом, так как определенная часть его членов не может регулировать свои эмоции, придавая им словесную форму. А когда человек не в состоянии сказать то, что хочет, он не способен на равных конкурировать с другими и вынужден прибегать к иным формам самореализации, иногда даже к насилию. Считается, что больше половины новых слов дети получают на уроках русского языка и литературы. Поэтому задача учителя-работать над обогащением словаря учащихся. Обогащение словаря-это верный путь к слову.
Целевая группа проекта: Участник проекта : обучающиеся, учитель начальных классов и родители обучающихся Сроки реализации проекта: 4 года.
Объект: Учащиеся и родители . Предмет: Процесс развития устной и письменной речи у обучающихся .
Предполагаемые результаты: Личностные: - учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся ; - ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения ; - готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке ; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин , и т.п.), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков ; - эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе ;
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения; - планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемой задачей; - действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные : - различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др .); - анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана ; - сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы . - проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям ; - под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы ; - строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения ; - использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
Коммуникативные : - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других ; - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения ; - строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства .
Технология развития критического мышления - целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма Она является надпредметной и предполагает -работу с текстовой информацией, - взаимообучение (коллективные и групповые способы работы), -аргументированность собственной точки зрения, -развитие критического мышления и др.
Упражнения на развития навыка осознанного чтения 1. Логические упражнения 1) Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2 ) Назови одним словом. Чиж , ласточка, грач, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свекла, лук, капуста. Лошадь, корова, свинья, овца. Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. Липа, береза, ель, сосна . 3) Какое слово лишнее ? Красивый, синий, красный, желтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4) Чем похожи следующие слова ? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан . 5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог . Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксер. Молоко, нерест, тарелка . 6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово . а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель). б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной). в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть ). 7) Раздели слова на группы . Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол. Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
Упражнения на развитие выразительности чтения 1) Чтение предложений с разной интонацией . 2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания . 3) Словарь настроений . В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).
После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора . «Словарь настроений и состояний » Беспокойное, боевое Приветливое, радостное Бодрое, боязливое Прихотливое, робкое Бурное. веселое Светлое, сердитое Возбужденное Серьезное Возмущенное Скорбное Волшебное Смешное Героическое Сонное , солнечное Добродушное Сочувствующие Жуткое Спокойное Загадочное Таинственное Ликующее Тоскливое Печальное Шутливое Насмешливое Хвастливое
Заключение: В работе над развитием осознанной, выразительной устной и письменной речи необходимо применять различные приемы, методы, формы работы. Самостоятельно добытые знания усваиваются детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. Учебный материал запоминается лучше, если он подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Мама - главное слово в каждой семье".
Мастерская создаёт условия для осознания того, что мама-это самый близкий человек;понимания глубины материнских чувств; развития заботливого отношения к маме (бабушке); воспитания любви к близки...
педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...
Педагогический проект на тему: «Обучение звуко-буквенному анализу слова младших школьников»
Теоретические аспекты обучения звуко-буквенному анализу слова младших школьников; организация опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности упражнений, направленных на обучение звуко-букве...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками
Цели урока: - формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь; - учить писать слова с разделительными ъ и ь; - обогащать сл...
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие навыков написания слов с непроверяемыми гласными через дидактические игры и занимательный материал
Виды работ на уроках русского языка по теме: непроверяемые гласные, принцепы и методы работы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Тайны русского слова»
Адресат программы: учащиеся 8-9 лет. Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной ...
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»
В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...