Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Цели урока:
- формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь;
- учить писать слова с разделительными ъ и ь;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- воспитывать умение работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №1 г.Липецка
Андриянова Елена Викторовна
Русский язык
2 класс
Система развивающего обучения Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой
Тема урока: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками
Цели урока:
- формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь;
- учить писать слова с разделительными ъ и ь;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- воспитывать умение работать в группах.
Оборудование: запись на доске, карточки для команд, таблица, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Запись числа и классной работы. Пожелание успешной работы на уроке.
II. Чистописание
- Отгадайте загадки. Кто в воде купался, а сух остался? (гусь)
Кто приходит и уходит, все ее за руку водят. (дверь)
Друг за другом чередой мирно ходят брат с сестрой
Братец будит весь народ, а сестра наоборот,-
Спать немедленно зовет! (день и ночь)
У двух матерей по пять сыновей.
Одно имя всем. (пальцы)
Учитель записывает отгадки на доске: гусь, дверь, день, ночь, пальцы.
- Что общего в этих словах? (мягкий знак)
Какую роль играет ь в этих словах? Где пишется ь, обозначающий мягкость согласных? Что еще знаете про ь? Приведите примеры. Какой еще знак в русском языке не обозначает звука? Запишите эти буквы, чередуя друг с другом.
III. Работа по теме урока
- Мы не случайно отгадывали загадки, писали ъ и ь. Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока? ( Письмо слов с ъ и ь.)
Групповая работа. Команда мальчиков будет «Камень», команда девочек – «Вата».
Вот ваши знаки – ъ и ь. Разгадайте кроссворд, впишите правильно слова. Команды получают карточки.
Команда ь. В Ь . . . 1. Снежная буря
У . Ь . 2. Домики для пчел
С . . Ь . 3. Мать, отец, дети
Р . . Ь . 4. Орудие для охоты
В . . . . Ь . 5. Ягоды, сваренные в сахаре
Команда ъ. О . Ъ . . . . 1. Недоеденные куски
П . . Ъ . . . 2. Вход в здание
И . Ъ . . 3. Недостаток, неисправность
П . . Ъ . . 4. Действие, противоположное спуску
Отгадки детей учитель записывает на доске. Вьюга, ульи, семья, ружье, варенье; объедки, подъезд, изъян, подъем.
- Запишите и вы слова себе в тетрадь, подчеркните ь и ъ одной чертой, а гласную, стоящую после них, двумя чертами.
- Сделайте вывод о значении ъ и ь. Назовите гласные, перед которыми пишутся разделительные ъ и ь. Продумайте схему.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Ь Ъ
ПЕРЕД
Е Ё Ю Я И Е Ё Я
Самую удачную схему выполняют в тетради.
IV. Физкультминутка
- Игра «Камень» - «Вата». Встанут мальчики, если нужно писать разделительный ъ. Встанут девочки, если нужно писать разделительный ь. Слушайте внимательно слова. Листья, объявление, въезд, шьет, коньки, ручьи, муравьи, соловьи, альбом, съемка. А почему девочки не всегда вставали? ( В словах коньки и альбом ь не разделительный.)
V. Работа с учебником
Упражнение 151, с. 69
- Прочитайте задание. Какие слова называются родственными? Что вы знаете о приставке? Запишите слова из упражнения, выделяйте корень и приставку. Что нового заметили в написанных словах? ( Разделительный ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными – е, е, я.) Дополните нашу схему нового материала.
Упражнение 153, с.71
- Выполните упражнение самостоятельно. Подумайте, что нового узнаете после выполнения упражнения. Выскажите свои мысли.
( Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, чем букв, а если ь разделяет, то звуков и букв поровну.)
- Молодцы, правильно подметили, только буква И не имеет два звука – воробьи.
VI. Итог урока
- Чему учились сегодня на уроке? Расскажите, глядя на схему нового материала.
( Я знаю. Я умею.)
VII. Домашнее задание
- Из орфографического словаря выпишите по пять слов с разделительными ъ и ь. Выделите приставки, подчеркните гласные после ъ и ь. Определите количества букв и звуков в ваших словах.
- Урок окончен. Спасибо за работу.
Дополнительная литература
1) С.М.Белорусец. Игрослов. Строгие правила в занимательной форме. Издательский дом «Федоров», Самара, 2006г.
2) Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. В.В.Волина, издательство – АТС, Москва, 1997г.
- Итоговая схема нового материала на доске:
Разделительные знаки
Ь Ъ
в корне после приставки на согласную
перед гласными
Е Ё Ю И Я Е Ё Я Ю
муравьи разъезд
вьюга подъём
семья подъюбник
ружьё объявление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ЗОЖ на уроках
Презентация, демонстрирующая упражнения, используемые в моей работе на уроках с целью сбережения здоровья учащихся.Задача:- Научить обучающихся доступным физкультурным знаниям, двигательным умен...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Современный уровень формирования культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТИГНУТЫХ КАФЕДРОЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ГИМНАЗИИ №1 Г. ЛИПЕЦКА
Обобщение работы кафедры начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка.Цели и задачи кафедры вытекают из общегимназических: «Создание условий, способствующих реализации доступности, качества и эффекти...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Забота о здоровье учащихся является приоритетным направлением в работе по новым образовательным стандартам. Не секрет, что поступая в первый класс, первоклассники имеют целый ряд ра...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация
Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...