«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»
статья на тему
«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_smirnovoy_yu.docx | 345.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Смирновой Ю. А. 2 июня 2015 года
«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»
(Слайд) В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
(Слайд) В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
(Слайд) Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
(Слайд) Притча. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
(Слайд) Действительно, в наших руках развитие личности:
- любознательной, интересующейся, активно познающей мир;
- умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;
- уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое
мнение;
- готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
(Слайд) Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности — ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?
(Слайд) Вывод. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
(Слайд) Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Особое место занимает проектная и исследовательская творческая деятельность.
Многие учёные пришли к выводу – это та технология, которая дает нам тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать технологию проектной деятельности.
(Слайд) Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).
(Слайд) Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность исследовательской работы, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы учитель УЧЕНИК
Последний этап УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в исследовательскую работу, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
(Слайд) Процесс реализации исследовательской деятельности проходит в несколько этапов:
1 этап – предполагает выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков позволяющих заниматься исследовательской работой (психолог)
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать следующие умения:
- Видеть проблему;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определения понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Проводить эксперименты;
- Делать выводы и заключения;
- Структурировать материал;
- Доказывать и защищать свои идеи.
2 этап – выбор темы предполагаемого исследования, постановка проблем, задач. 3 этап – индивидуальная (групповая) работа научного руководителя (как правило, классный руководитель) с учеником. Идет сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке, знакомство с научной и научно-популярной литературой, в музее и т. д. Консультативная помощь – одно из главных правил для учителя: не делай за ученика то, что он может сделать самостоятельно. 4 этап – оформление выполненных исследовательских работ. Работа в кабинете информатики. Рецензирование работ научными руководителями. 5 этап – публичное представление работ на конференции «Первые открытия»
(Слайд) Вывод. Формирование исследовательской культуры у младших школьников идет на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе.
(Слайд) Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. (Примеры)
(Слайд) В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
-Что мне интересно больше всего?
-Чем я хочу заниматься в первую очередь?
-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
-О чём хотелось бы узнать как можно больше?
(Слайд)
(Примеры)
(Слайд) С целью выявления и поддержки одарённых и способных учеников, в 2012 году в МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» было создано научное общество учащихся (НОУ) «Шаг к успеху».
ДЕВИЗ
Смелее! Вперед!
Ты достигнешь успеха!
Ни шагу назад!
И «ничто» не помеха!
Путь к знаниям сложен,
Препятствий в нём много,
Но справишься ты…
И не думай иного.
Исследуй путь к знаниям новых вершин,
Верь в силы свои: «Ты непобедим!»
И знай, тот кто хочет
Всегда добивается.
Ведь у мечты есть особенность…
ОНА СБЫВАЕТСЯ!
ЭМБЛЕМА
(Слайд) В организации научно-исследовательской деятельности младших школьников выделяют следующие направления работы:
(Слайд) Именно на научно-исследовательской конференции «Первые открытия»
- подводятся итоги исследовательской деятельности за учебный год;
- заслушиваются лучшие работы учащихся;
- жюри оценивают выступления участников конференции и определяет победителей данного конкурса. (Примеры)
(Слайд) Какие же учебные действия формируются у учащихся в результате исследовательской деятельности:
- Аналитические: выдвижение идеи, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.
- Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
- Поисковые: находить информацию по каталогам, энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов.
- Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
(Слайд) Благодаря использованию исследовательской деятельности у одаренных учащихся повышается вероятность творческого развития ; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»
«Исследовательская деятельность в начальной школе, как форма работы с одаренными детьми»...
Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"
Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит системную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...
Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность - неотъемлемая часть реализации ФГОС нового поколения...
Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района» Деменковой Юлии Леонтьевны.
Доклад из опыта работы...
Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).
Развитие исследовательского поведения учащихся начальной школы на уроках русского языка....
Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе
Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе...
Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе"
В работе представлены формы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности...