Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе"
статья
В работе представлены формы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с одаренными детьми в начальной школе
Абрашина Л.В., учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 30, г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Одаренность — конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность — пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный — философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Сейчас главная цель образования видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности творческой, активной, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Проблема раннего выявления талантливых и одаренных детей, создание необходимых условий для их поддержки и развития в условиях общеобразовательной школы является на современном этапе одной из приоритетных в государственной политике в области образования.
Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей. Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Основная задача учителя – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания.
Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника начинается работа по выявлению уровня творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей ребёнка. Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе начинается с момента поступления в 1-ый класс. Этот процесс осуществляется на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащемся. По результатам диагностических исследований с участием школьного психолога составляется «Карта интересов» младшего школьника.
Следующий этап работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Работа с одаренными детьми на уроках:
- дифференцированный и индивидуальный подход
- внедрение инновационных технологий с учётом личностно-ориентированного подхода (информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления)
- использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, проектная и исследовательская деятельность)
- работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение)
- задания повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
- индивидуальные домашние задания творческого и поискового характера
- ролевые игры
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности:
- внеклассная работа по предмету
- индивидуальные и групповые занятия с одарёнными и способными детьми по предметам
- создание портфолио
- выставки творческих работ учащихся
- творческие отчёты
- участие в школьных и городских олимпиадах и конкурсах
- участие младших школьников в городской научной конференции «Планета эрудитов»
- участие в областных, Всероссийских интеллектуальных конкурсах, интернет-проектах
- психологические консультации, тренинги, тестирование
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования
- исследовательская деятельность
- проектная деятельность
Дополнительное образование расширяет сферу творчества одарённого ребёнка. Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества, спортивную школу учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. В течение года отслеживается динамика интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка.
Большую роль в организации работы с одаренными учащимися играют индивидуальные проекты и исследования: это деятельность по развитию интеллектуальных, лекторских и творческих способностей учащихся. Эту работу начинаю с конца первого класса. Сначала дети участвуют в групповых мини – проектах и исследованиях, в 3-4 классах работа носит индивидуальный характер. Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на школьной научно-практической конференции.
В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные. На родительском собрании в конце учебного года проходит презентация достижений учащихся, награждение грамотами и ценными подарками.
Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты?
Очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантов также одаренные взрослые – педагоги.
Каждый учитель использует свои методы и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка.
Приложение 1
Характеристики доминирующих способностей ребенка
- Интеллектуальные способности
- 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
- 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
- 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
- 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
- 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
- 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
- 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
- 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
- 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
- Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Литературное дарование
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
- Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...