Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе
презентация к уроку (4 класс)

Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе. МБОУ КСОШ №1 Галунчикова Е.Н. Учитель начальных классов 2021г

Слайд 2

Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

Слайд 3

Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.

Слайд 4

Задание: ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, «на лету» схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большин ству или официальному руководителю.

Слайд 5

Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Слайд 6

Задача учителя начальных классов: - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, - во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Цель – формирование и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Слайд 7

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать: - индивидуальный подход на уроках; - дополнительные занятия с одаренными учащимися; - участие в школьных и городских олимпиадах; - психологические консультации, тренинги, тестирование; - конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; - посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; использование современных средств информации; - создание детских Портфолио.

Слайд 8

Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания.

Слайд 9

Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности: - факультативы, - предметные недели, - олимпиады и конкурсы по предметам.

Слайд 10

Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.

Слайд 11

Формы работы с одаренными детьми классно-урочная (работа в парах, в малых группах), дифференцированные разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.

Слайд 12

Очень важны для развития одаренности младших школьников: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Слайд 13

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ

Слайд 14

Используемые литература: Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества». – Казань, 2007. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991. 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992 . Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991. 3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010. 4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.



Предварительный просмотр:

Тема: «Формы,  методы  работы с одаренными детьми в начальной школе»

МБОУ Катайская средняя общеобразовательная школа №1

Учитель начальных классов Галунчикова Е.Н.

          Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

       Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

      Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

              Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

Задание:

    Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,  которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам  нравятся в учениках,   а знаком «-» те, что не нравятся.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно,  понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству  или официальному руководителю.

Если чётных «+» больше, то  Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Задача учителя начальных классов:

  • во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
  • во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Цель – формирование и реализация системы планомерных
и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

  • индивидуальный подход на уроках;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися;
  • участие в школьных и городских олимпиадах;
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование современных средств информации;
  • создание детских портфолио.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания

Внеурочная деятельность. 

  • К ней  относятся следующие виды деятельности:
  • - факультативы,
  • - предметные недели,
  • - олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

  • - видом одарённости;
  • - возрастом ребёнка;
  • - социальным статусом семьи ребёнка;
  • - уровнем одарённости;
  • - активностью самого ребёнка;
  • - профессиональной подготовкой педагога.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
  • дифференцированные разноуровневые задания,
  • творческие задания; -
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

  1. -предметные олимпиады;
  2. интеллектуальные марафоны;
  3. различные конкурсы и викторины;
  4. словесные игры и забавы;
  5. проекты по различной тематике;
  6. ролевые игры;
  7. индивидуальные творческие задания.

Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных

условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю,  как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины,   чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

 Список литературы:

  1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества». – Казань, 2007.
  2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
  4. 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
  6. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992 .
  7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  8. 3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
  9. 4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова.
  10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
  11. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
  12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Правильно говорят, что, если человек талантлив,то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе"

В работе представлены формы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности...

Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...