Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе
презентация к уроку (4 класс)
Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и формы работы с одаренными детьми | 745.5 КБ |
Методы и формы работы с одаренными детьми | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.
Задание: ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Задача учителя начальных классов: - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, - во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Цель – формирование и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать: - индивидуальный подход на уроках; - дополнительные занятия с одаренными учащимися; - участие в школьных и городских олимпиадах; - психологические консультации, тренинги, тестирование; - конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; - посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; использование современных средств информации; - создание детских Портфолио.
Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности: - факультативы, - предметные недели, - олимпиады и конкурсы по предметам.
Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.
Формы работы с одаренными детьми классно-урочная (работа в парах, в малых группах), дифференцированные разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.
Очень важны для развития одаренности младших школьников: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ
Используемые литература: Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества». – Казань, 2007. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991. 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992 . Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991. 3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010. 4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.
Предварительный просмотр:
Тема: «Формы, методы работы с одаренными детьми в начальной школе»
МБОУ Катайская средняя общеобразовательная школа №1
Учитель начальных классов Галунчикова Е.Н.
Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
Задание:
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Задача учителя начальных классов:
- во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
- во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Цель – формирование и реализация системы планомерных
и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
- индивидуальный подход на уроках;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися;
- участие в школьных и городских олимпиадах;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- использование современных средств информации;
- создание детских портфолио.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания
Внеурочная деятельность.
- К ней относятся следующие виды деятельности:
- - факультативы,
- - предметные недели,
- - олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- - видом одарённости;
- - возрастом ребёнка;
- - социальным статусом семьи ребёнка;
- - уровнем одарённости;
- - активностью самого ребёнка;
- - профессиональной подготовкой педагога.
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проектный.
Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
- дифференцированные разноуровневые задания,
- творческие задания; -
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны для развития одаренности младших школьников:
- -предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных
условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю, как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Список литературы:
- Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества». – Казань, 2007.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
- 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
- Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992 .
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
- 3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
- 4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Правильно говорят, что, если человек талантлив,то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ...
Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"
Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит системную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...
Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе"
В работе представлены формы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности...
Выступление на педагогическом совете "Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...