Особенности реализации содержания предмета кубановедения в начальных классах
статья (3 класс) на тему
Особенности реализации содержания предмета кубановедения в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanoved._mbou_sosh_27.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
ХУТОРА КУБАНСКОГО
Особенности реализации содержания
предмета кубановедения
в начальных классах
Учитель начальных классов
Волгина Елена Алексеевна
2018 год
Для определения современных подходов к содержанию в организации и изучении курса кубановедения в начальных классах необходимо соблюдение следующих целей:
- Воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося к культуре, природе, традициям своего народа;
- Формирование духовной зрелости и христианской нравственности учащихся;
- Физическое воспитание учащихся.
Организация и проведение уроков кубановедения в начальных классах требует большой подготовки, так как именно в начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества; продолжается формирование любви к родной земле; к бережному хранению семейных традиций.
Для реализации целей предмета кубановедения у младших школьников в системе урочной и внеурочной деятельности на занятиях ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» использую следующую модель:
- Проведение уроков кубановедения по программе;
- Проведение праздничных мероприятий (ежегодно):
- День Матери-казачки;
- Рождественское представление для детей прихожан храм Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района;
- День Победы.
- Проведение занятий ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» (еженедельно).
- Проектная работа (1 в год).
Проектная работа может быть индивидуальной и коллективной. Готовится при содействии родителей, классного руководителя.
- Проведение спортивных соревнований в течение года.
Спортивные соревнования проводятся между участниками одного класса, между классами начальной школы, между учащимися из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.
- Участие в тематических конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых).
- Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
Осуществляется при поддержке представителей казачьего общества х. Кубанского.
7.Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
8. Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района) и инок. Пелагеей.
Технологические особенности реализации содержания
предмета кубановедения в начальных классах
Основным путём достижения целей образовательной программы по кубановедению в начальных классах является сообщение детям сведений из истории, традиционной культуре кубанского казачества, местоположении Краснодарского края, его неповторимость, индивидуальность, природа и животный мир края, экология края. Эффективным методом достижения целей программы являются следующие методы:
- метод погружения в культуру, в том числе через живое общение с ее носителями;
- метод изучения природы края с помощью экскурсий, путешествий, наблюдений.
В процессе такой работы учащиеся становятся не только помощниками учителя в процессе обучения, но и сами предлагают новые идеи при построении уроков кубановедения.
Направления работы:
- Проведение тематических уроков кубановедения.
- Проведение праздничных мероприятий кубанской культуры.
- Проведение занятий ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования
- Проектная работа.
- Проведение спортивных соревнований.
- Участие в тематических конкурсах.
- Посещение достопримечательностей и музеев родного края.
- Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского.
- Духовные беседы с батюшкой.
Краткое содержание направлений
- Проведение тематических уроков кубановедения.
Цели: изучение родного края; материальной и духовной культуры Кубани; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям.
Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану.
Урок начинается с исполнения гимна Краснодарского края. Для более насыщенных и интересных уроков «Разнообразие растительного мира Краснодарского края», «Разнообразие животного мира Краснодарского края», «Кубань – здравница России» и др. использую произведения русских и кубанских писателей. Для каждого ребёнка печатаю текст с вопросами, который помогает раскрыть тему урока, глубже её понять. При этом происходит дополнительная работа с текстом. Также совмещаю урок кубановедения с технологией, изобразительным искусством. После проведения уроков «Основание городов и станиц», «Кто ленится, тот не ценится», «При солнышке – тепло, при матери – добро» и др. предлагаю изготовить макет хаты, расписать гончарное изделие, расшить полотенце и т.д. Для таких уроков требуется дополнительная подготовка как учителя, так и учащихся. Но именно этих занятий ждут дети.
- Проведение фестивалей казачьих традиций, обрядовых и православных праздников.
Цели: передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций школьников; изучение истории и жизнедеятельности земляков.
Содержание: сбор материалов об интересных сведениях из биографий жителей родного хутора. Сочинение рассказов, стихов. Разучивание песен, танцев. Приглашение казаков на торжественные мероприятия.
Создание из собранных материалов экспозиций к знаменательным календарным датам.
Собранные материалы используются на отчётных праздничных мероприятиях с приглашением родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.
- Проведение занятий ОПК и «Истории и традиции кубанского казачества» в системе дополнительного образования.
Цели: изучение материальной и духовной культуры казачества; развитие интереса учащихся к истории семьи; казачьим традициям;
воспитание главных добродетелей; бережное отношение к природе и всему живому.
Содержание: организация и проведение занятий по календарно-тематическому плану в системе дополнительного образования. Изучение основ православной культуры.
Сбор материалов о православии, о казачестве, о людях, прославивших наш край, хутор.
С учащимися третьего класса занятия проходят с использованием тетради «Доброе слово» (Приложение)
Возрождение традиций, сбор материалов (предметов старины), экскурсии в музей «Казачья горница», встречи с представителями хора «Кубаночка».
Изучение памятников материальной культуры родного края, хутора: жилище человека, убранство хат, орудия труда, кубанская кухня, промыслы и ремесла. Изучение памятников духовной культуры родного края, хутора: обычаи, традиции, сказки, праздники; художественная культура, народные игры, песенное творчество.
- Проектная работа
Цели: развитие и поощрение интереса учащихся казачьих классов к изучению истории семьи, изучение судьбы дедов, прадедов, их роли в истории хутора, анализ казачьих традиций в современных семьях, поведение ребёнка в казачьей семье. Показать значимость связи поколений в современной жизни.
Содержание: изучение истории своей семьи. Узнать происхождение, значение фамилий, имён, родословную. Составить генеалогическое древо «Моя родословная». Экспедиции, экскурсии и сбор материалов. Встречи со старожилами, ветеранами хутора. Записи наблюдений и бесед с представителями различных слоев населения. Оформление фотодневников, стендов, создание презентаций.
- Проведение спортивных соревнований
Цели: приобщение детей к спорту, привитие увлечений к спортивным соревнованиям; физическое и духовное развитие учащихся.
Содержание: Спортивные соревнования проводятся между участниками одного класса, между классами начальной школы, между участниками из других школ. Проводятся при непосредственном содействии родителей, администрации школы, представителей казачьего общества х. Кубанского.
Знакомство с казачьими играми и состязаниями.
В начальный период обучения ребята познают чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Спортивные соревнования проводятся в течение всего года, включая каникулы.
- Участие в конкурсах (классных, общешкольных, муниципальных, краевых)
Цели: воспитание бережного отношения учащихся к истории и культуре родного края, традициям православной культуры; развитие исследовательской деятельности.
Содержание: участие в классных тематических конкурсах рисунков, чтецов; участие в общешкольных, муниципальных, краевых конкурсах.
При подготовке к конкурсу можно узнать много больше о кубанских традициях, обрядах.
Достижения: учащиеся становились призёрами и победителями школьных, муниципальных, краевых конкурсов.
- Посещение достопримечательностей и музеев родного края
Цели: изучение культурной и материальной культуры казачества, их быта, хозяйственных занятий. Изучение и охрана природного наследия края.
Содержание: изучить памятники культуры и искусства края. Проводится в каникулярное время при содействии родителей, с участием представителей казачьего общества х. Кубанского.
- Встречи с представителями казачьего общества х. Кубанского
Цель: формирование представлений о значении православной веры для казаков, развитие исследовательской деятельности.
Содержание: приглашение казаков на беседы к знаменательным календарным датам в качестве почётных гостей; знакомство с праздниками, обычаями казаков, промыслами и ремёслами. Записи наблюдений и бесед, экскурсии.
Организация с помощью представителей казачества субботников, особенно в преддверии государственных и православных праздников, юбилейных дат.
- Духовные беседы с протоиереем Николаем (настоятелем храма Святой Троицы ст. Кубанской Апшеронского района) и инок. Пелагеей.
Цели: знакомство с духовным смыслом православных праздников; воспитание главных добродетелей, уважения к родителям; борьба с грехом, с непослушанием.
Содержание: изучение основ православной культуры, организация поездок в храм Святой Троицы, сбор материалов о православных святых, ведение записей, составление очерков, сочинение стихов о православных праздниках.
Духовные встречи проходят при поддержке представителей казачьего общества х. Кубанского, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности
Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...
Содержание итоговой работы МО начальных классов.
Методическая работа в нашей школе – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителя по повышению своего профессионального мастерства. Она способствует формированию умений ...
Основные направления содержания работы методического объединения начальных классов.
Приводится примерный перечень направлений....
Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников...
Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.
Более 70 лет назад, великий русский писатель А.М.Горький сказал прекрасные слова ,которые и в настоящее время сохраняют своё значение: «Никогда ещё дети не нуждались в обогащении языка, как в эт...
ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО) – представляет собой совокупность...