ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
статья на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО) – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего начального образования образовательными учреждениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
С 1 сентября 2011 года первые классы России перешли к работе по новым федеральным государственным стандартам.
В нашей школе по ФГОС обучаются 133 первоклассника.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО) – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего начального образования образовательными учреждениями.(Слайд 1).
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности, его социализацию, становления элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
ФГОС начального общего образования должен обеспечить:
- Единство образовательного пространства Российской Федерации;
- Преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
СТРУКТУРА СТАНДАРТОВ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ГРУППЫ ТРЕБОВАНИЙ:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму (80%) , а также к соотношению обязательной части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (20%).
- к условиям реализации образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым , материально- техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени начального образования, самоценность ступени начального образования как фундамента всего последующего образования.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение ФГОС вызывает множество вопросов у руководителей школ, учителей, родителей: В чём особенности нового стандарта? Что должно измениться в образовательном процессе ? Как осуществить эти изменения? И самое главное- не навредят ли эти изменения ребёнку, который только, что начинает учиться?
Школа вступила в период глубоких качественных изменений. В чём же их суть?
Тот тип школы, к которому мы привыкли, складывался веками. Многие десятилетия наша традиционная школа давала образование, соответствующее требованиям того времени, и мы гордились своим образованием. Но постепенно школа перестала соответствовать условиям современности. И наше образование из традиционного стало превращаться в архаичное. Отдельные новации, такие как система развивающего обучения ( Л.В. Занков ,Эльконин – Давыдов) , не смогли изменить ситуацию в образовании в целом.
Например , при проведении исследований уровня знаний международными организациями, в последние десятилетия учащиеся российских школ показывали низкие результаты . Вывод , сделанный специалистами таков: российские учащиеся обладают очень большими, часто избыточными знаниями, но совершенно не умеют применять их для решения разнообразных задач, имеющих практическую направленность, с трудом выражают свои мысли, плохо работают со многими видами текстов.
В новом стандарте, в первую очередь, меняется вектор целеполагания, а это влечёт за собой изменения в содержании и структуре образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Универсальные учебные умения включают в себя личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные умения. О программе формирования УУД у обучающихся на первой ступени, подробнее расскажет содокладчик Аксакалова М.И.
Результаты образования разделены в новом стандарте на три области:
личностные, метапредметные и предметные.
Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы.
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения, межпредметными понятиями, такими как работа с информацией- её поиск, получение, фиксация, понимание и применение, представление и оценка достоверности.
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Современный ученик не только должен усваивать определённый объём знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
По новым ФГОС предложена новая образовательная цель, определяющая переход к личностно- ориентированной, развивающей стратегии образования.
При этом стандарт определяет необходимость учитывать уровень и темпы развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, мышления, речи, моторике и т.д.
Определяющим фактором успешности при этом являются:
- адекватное построение образовательного процесса;
- активная позиция учителя- профессионала;
- выбор развивающих методик, технологий обучения, основанных на системно-деятельностном подходе.
Родители, а порой и некоторые педагоги, забывают, что младший школьный возраст связан, прежде всего, не с высоким уровнем знаний в той или иной области, и сформированными навыками чтения, письма, счёта, а с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, с расширением взаимодействия с окружающим миром, с развитием потребности в общении, самовыражении.
Принципиально новым отличием ФГОС является и то, что впервые стандарт не определяет минимум содержания по отдельным учебным предметам , а предъявляет требования к содержанию, условиям и результатам образовательного процесса.
Чтобы оценить конкретные результаты такого образования, в стандарте предусмотрены и новые виды измерителей, т.е. проверочных и контрольных работ. Изменяются сами уроки и виды домашних заданий. Жизнь ребёнка в школе станет разнообразной, насыщенной и интересной!
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МКОУ СОШ№3 В 2010-2011 УЧ. ГОДУ.
- изучены типовые документы по внедрению ФГОС;
- изучены типовые образовательные программы НОО в соответствии с новым ФГОС;
- прохождение курсовой подготовки по ФГОС учителями 1-х классов:
- повышение профессионального уровня через изучение и анализ опыта внедрения ФГОС в пилотных регионах, посещение семинаров, изучение форм и методов работы педагогов края, страны;
- составление учебного плана НОО и выбор УМК в соответствии с ФГОС;
- составление программ по учебным предметам;
- составление программ по внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительного, общекультурного, общеинтеллектуального, социального и духовно- нравственного направлений.
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начальной школы и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
В начальной школе создана собственная образовательная программа (НОО) с учётом своих специфических особенностей.
Учебные программы по ФГОС второго поколения в школе сформированы на основе авторских учебных программ и реализуются по УМК « Гармония», « Школа России» и развивающей системе Л.В. Занкова. Преподавание ведётся по учебникам нового поколения.
При составлении рабочих программ учителя 1-х классов учитывали следующие факторы: целевые ориентиры, ценностные основания деятельности школы, уровень подготовки учащихся, степень их учебной мотивации, уровень учебно-методического и материального обеспечения школы.
Они выдержаны и состоят из всех структурных элементов по ФГОС.
В пояснительной записке указаны авторские программы и учебники, педагогические цели и задачи, планируемые результаты освоения, программу формирования универсальных учебных действий, рабочие программы по отдельным учебным предметам, систему оценки достижения планируемых результатов
.
ЧТО ТАКОЕ ИКТ И ЧТО ИЗУЧАЕТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ?
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять ( ИКТ- компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом, в период обучения грамоте, ребёнок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер на работе и в личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому мы понимаем важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
На уроках окружающего мира предполагается не только изучение материалов учебника, но наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Для учащихся 1-х классов получены магнитные математика и алфавит, набор геометрических тел, таблицы по письму, математике и окружающему миру., гербарий , теллурий для начальной школы, система голосования, наборы муляжей и коллекции семян. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
На уроках искусства предполагается изучение современных видов искусства наравне с традиционным: цифровой фотографии, видеофильма и мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
Все учебные кабинеты для 1-х классов (и 70% кабинетов , где обучаются нач.классы) оборудованы компьютерами на рабочем месте учителя, настенными экранами, мультимедийными видеопроектами, что позволяет активно использовать современные технологии в образовательном процессе.
Всякое поколение отличается от предыдущего.
Современные дети не такие, какими были мы. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Поэтому, при использовании самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно внедрять в новые стандарты.
Учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики разбираются в современных коммуникациях лучше, чем учителя.
В современной школе широко должен применяться проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным для реализации проектной методики обучения. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
ЧТО ТАКОЕ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАКОВЫ ЕЁ ОСОБЕННОСТИ?
СТАНДАРТ предполагает реализацию в начальной школе и внеурочную деятельность. Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий родителей и развития личности ребёнка.
- спортивно- оздоровительное : кр. «Подвижные игры», « Культура здоровья»;
- социальное : кр. « Азбука безопасности», « Я всё умею делать сам»;
- духовно-нравственное: кр. «В мире добра»
- общеинтеллектуальное: ф-вы « Наглядная геометрия», « Весёлая грамматика».
- Общекультурное: кр. «Созвездие», « Вдохновение».
Внеурочная деятельность в количестве 10 часов включена в учебный план школы и предназначена для продолжения целенаправленного, педагогически организованного развития школьников после уроков, отвечающих разнообразным потребностям и интересам детей.
Первоклассники ежедневно посещают по 2 занятия продолжительностью в 30 минут.
Предпочтение в проведении занятий отдано учителям начальных классов. В хореографической и театральных студиях занятия проводят Тахмазова Н.М. и Давыдова Л.В.
Самой большой проблемой при введении ФГОС оказалось отсутствие свободных кабинетов для проведения внеурочной деятельности. Для учащихся 1-х классов организован ступенчатый режим обучения: в 1-ой четверти - 3урока по 35 минут, во 2- четверти – 4 урока по35 минут. Со 2 полугодия проводятся уже 4урока продолжительностью 40 минут. На протяжении всего учебного года проводятся 2 динамические перемены по 40минут , завтрак и обед. Учебный день у учащихся 1-х классов заканчивается 13ч. 40 мин. В связи с таким распорядком мы вынуждены 1урок во 2 классах начинать на 2-ом этаже не в своих кабинетах. В следующем учебном году положение ещё усугубится, т.к. кабинетов для внеурочной деятельности нужно будет уже не 5, а 10.
Готовясь к педсовету , мне попалась статья из журнала «Начальная школа» « Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ» ( ноябрь 2010г). Я зачитаю отдельные цитаты из его послания.
Его выступление начинается со слов :
« Школьные учителя обладают властью, о которой премьер- министры могут мечтать»,- говорил когда-то Черчель. Сегодня, полагает Президент РФ эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору профессии. Поэтому , на взгляд Президента, требуется уделить внимание следующему.:
- В течении 2011г для каждой школы надо создать проект школы будущего- видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – дело , прежде всего, учителей ,нынешних и бывших учеников, родителей, но Президент считает , что региональные власти должны разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес.
- Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Д.А. Медведев поручает правительству учесть эту рекомендацию при внедрении ФГОС и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одарённых детей.
- Стратегическим приоритетом в образовании является - формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Всему нашему обществу пора преодолевать инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. « Не воспитывая себя сложно воспитывать своих детей», отмечал ещё Лев Толстой. Между тем в России 80% граждан не занимаются физкультурой и спортом, это четыре пятых населения.
У нас в стране один из самых высоких в мире уровней курения. При этом возраст приобщения к табаку и алкоголю постоянно снижается.
Воспитание будущих поколений самым тесным образом связано с модернизацией системы образования. В ходе реализации инициативы « Наша новая школа» уже введён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена.
Ориентация на конечный результат - ещё одна важнейшая отличительная особенность нового стандарта. В чём и как она выражена в тексте Стандарта?
В обобщённом портрете выпускника начальной школы, указываются те способности и качества личности, которые необходимо формировать и развивать средствами учебной деятельности в приоритетном порядке.
« ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
который имеет следующее описание:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересовано познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Стандарт принят. Но это только первый шаг!
Всякое действие требует осмысления. Особенно новое. Особенно такое масштабное, как введение Стандарта, серьёзно перестраивающего жизнь начальной школы. И хотя времени прошло не так много, настал момент подытожить первый опыт, чтобы избежать ошибок и двигаться в правильном направлении. « Суров закон , но это закон».
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Заслушав и обсудив доклад заместителя директора Соколовой А.С.по внедрению ФГОС в начальной школе, педсовет постановляет:
1. Одобрить работу , проводимую администрацией и учителями школы, по реализации основных позиций ФГОС .
2. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в МКОУ СОШ№3 для участников образовательного процесса продолжать систематическую работу по созданию комфортной развивающей
образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3. Учителям продолжать работу по выработке положительной мотивации и интереса к учению , развитию самоанализа и самооценки , по составлению портфолио ученика.
4. Продолжать работу по формированию универсальных учебных действий ( УУД), а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе.
5.Повышать информационную компетентность педагогов, оказывать методическую помощь по изучению и внедрению новейших технологий обучения для активизации инновационной деятельности и достижения более высоких результатов педагогического мастерства по введению ФГОС ( зам. директора Соколова А.С., Заикина Н,В.)
6. Проводить больше уроков с применением ИКТ ( учитывая возможности работы кабинетов) , т.к. учителя начальных классов владеют компьютерной грамотностью на достаточном уровне, чтобы вести уроки с использованием ПК ( персонального компьютера).
7. Продолжать повышение воспитательной результативности каждого модуля внеурочной деятельности как основной формы учебно-воспитательного процесса.
ОБЪЯВЛЕНИЕ.
13 февраля 2012 г. в 15ч. 30 мин. в каб. №212 состоится заседание педагогического совета
Повестка дня.
1. Внедрение и реализация ФГОС в начальных классах МКОУ СОШ№3 в 2011-2012 уч.году.
Соколова А.С.
2. Итоги успеваемости за 1-е полугодие 2011-2012 уч.г
Заикина Н.В.
- Разное.
СПРАВКА
ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
НА ТЕМУ : « ВНЕДРЕНИЕ ФГОС В МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
По данному вопросу выступила заместитель директора по УВР в начальной школе А. С. Соколова.
Соколова А.С. ознакомила присутствующих с особенностями ФГОС начального общего образования.
Начальная школа - это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Соколова А.С. ознакомила коллег с требованиями к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Учитель Аксакалова М.И. рассказала об УУД и программе её формирования на своих уроках и во внеурочное время.
О системе оценке достижения планируемых результатов освоения программы, о промежуточной и итоговой оценке рассказала учитель Баранова Г.Г.
Далее учителя были ознакомлены с направлениями по внеурочной деятельности, с ИКТ и что изучается с его помощью.
Учителя Купцова Р.И., Киселёва Н.В. и Непорожняя Е.Н. поделились опытом проведения внеурочной работы по спортивно- оздоровительному, духовно- нравственному и трудовому направлению.
Проект решения прилагается .
14 февраля 2012 г.
Зам. директора по УВР А.С. Соколова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместных мероприятий МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и дошкольных образовательных учреждений школьного округа №8 на 2013-2014 учебный год
План совместных мероприятий МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и дошкольных образовательных учреждений школьного округа №8на 2013-2014 учебный год...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя начальных классов МБОУ "СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Буинска РТ Гусаровой Натальи Владимировны
Индивидуальный план повышения профессионального уровняна межаттестационный период...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя начальных классов МБОУ "СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Буинска РТ
Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя начальных классов...
Портфолио учителя начальных классов МБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Портфолио учителя начальных классовМБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Дидактическая игра «Страны и континенты» для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пелле с углубленным изучением отдельных предметов
Дидактическая игра «Страны и континенты»для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пеллес углубленным изучение...