ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (окружающий мир, 1 класс) по теме

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Представлены и обсуждены результаты урока преподавания основ безопасности жизнедеятельности. 

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, начальные классы, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

V.S. Puzach

Some features of teaching of vital activity safety in initial classes at transition to new Russian State Standards of Initial Common Education

Significance of teaching of vital activity safety in initial classes of middle school is considered. Methodic of teaching is discussed under conditions of transition to new RussianStateStandards of Initial Common Education. Theresultsofmodellessonarepresentedanddiscussed.

Kea words: safety of vital activity, initial classes, RussianStateStandards of Initial Common Education.

 

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в доме, в общественных местах, на отдыхе и т.д. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам в том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения. Мы взрослые, отлично понимаем это. Как себя вести в различных ситуация мы обязаны научить наших детей.  В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Мы все знаем, что в этом возрасте дети подвижны, но физически слабы по сравнению с взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними. Главное, это то, что у ребёнка нет жизненного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.. В этом случае младшего школьника подстерегает множество опасностей. Все мы знаем, ужасающие, факты гибели детей дома, на улице, а так же на транспорте. Взрослые должны знать, что не всегда сам ребёнок может себе и другим помочь в особой жизненной ситуации. Поведение ребёнка во многом зависит от родителей и педагогов.

Важную роль в процессе обучения может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков.  Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний.

В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано. В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.  Это могут быть внеклассные мероприятия: факультативы, КВН, классные часы и др. Таким образом, такому вопросу, как ОБЖ уделяется очень мало времени. Это не значит, что ОБЖ должен быть основным предметом в школе.  Но и такая ситуация, как сегодня складывается – недопустима.

Основные цели и задачи курса ОБЖ в начальных классах можно сформулировать следующим образом.

Цель:Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

Задачи:

- освоение знаний о здоровом образе жизни;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;

- возможные причины возникновения пожара; меры пожарной безопасности; правила поведения на пожаре; использование средств пожаротушения;

- опасные ситуации и правила поведения на воде;

- основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии;

- опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей;

- меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта;

- поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Младшие школьники воспринимают материал наглядно – образно. Поэтому, рационально использовать самые разнообразные способы обучения, которые помогут лучше воспринять материал.

Зрительный:эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой:использование аудиокассет, CD дисков. 

Кинестетический:усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся, сами участвуют в занятиях.

Рассмотрим некоторые особенности ФГОС 2 поколения (Федеральные государственные стандарты 2 поколения) [2].

Программа включает в себя (УУД) универсальные учебные действия.

Понятие «УУД».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в предметных различных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД:

В составе основных видов универсальных учебных

действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий действия саморегуляции) ;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

В настоящее время в наших первых начальных классах у нас проходили внеклассные мероприятия и интегрированные уроки по ОБЖ. Необходимо отметить, что детям очень нравятся такие занятия. Особое внимание уделяется  теме «Пожарная безопасность и поведение при пожаре»

Сейчас начальная школа находится в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Теперь учитель должен проводить свои уроки, используя информационно-коммуникативные технологии(ИКТ-технологии)[1].

Педагогических технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение ИКТ. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долго временно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.

Я, вообще, не представляю, как можно проводить занятия по ОБЖ без компьютерной презентации. Тем более, что сейчас для этого есть масса возможностей.

Предлагаю вам фрагмент урока, который был разработан в соответствии с методикой преподавания в начальных классах. Урок был проведён 14.12.10 в классе 1-1 школы №1605 г. Москвы СЗАО  по теме «Детские шалости с огнём». Данный урок был разработан по новым стандартам второго поколения.

Цель урока: разобрать ситуации, по которой пожар произошёл по вине детей; повторить правила пожарной безопасности, изучить правила действия при пожаре.

Рассматривались следующие учебные вопросы:

 - Был ли кто-то из вас свидетелем того, как игры со спичками или другими опасными предметами привели к пожару?  (Ответы детей)

- Сейчас вы прослушаете рассказ Б.С. Житкова «Пожар». (Дети слушают рассказ по аудиокассете)

- У детей происходит осмысление рассказа. Учитель задаёт вопросы.

- Что смастерил Петя из железной трубы?

- Почему случился пожар?

- Кто виноват, что произошёл пожар?

- Какое правило пожарной безопасности нарушил Петя?

- А что делать, если в доме случился пожар?

- Что необходимо сообщить пожарным?

- Что может стать причиной пожара?

Так как наш урок был перед Новым годом, мы с ребятами говорили о правилах украшения ёлки. Я рассказывала о том, какие травмы бывают у детей, если они самостоятельно зажигают петарды и бенгальские огни.

В начале урока было прочитано стихотворение С.Я.Маршака «Пожар». У детей я спросила: «Как вы думаете, сегодня на уроке, мы с вами будем, о чём говорить?» И дети сделали правильный вывод без учителя. Потом они сами сказали о том, зачем нам надо знать правила  пожарной безопасности.

После моего рассказа, мы с ребятами посмотрели фильм-мультфильм, адаптированный для 1 класса, где рассматривались различные ситуации: почему возникают пожары и как их предотвратить. По ходу фильма я задавала различные вопросы. Дети делали сами выводы.

Далее была предложена первоклассникам творческая работа в группах. Ученики должны были придумать и нарисовать знак по правилам пожарной безопасности. Потом каждая группа показывала свой знак и объясняла, что он обозначает. Ребята делали выводы о знаках. Говорили, что им нравится, а что нет. Все работы мы повесили на стенд.

На уроке мы выучили стихотворение:

Знает каждый гражданин

Этот номер 01

Если к вам беда –

Позвони скорей туда

А если нет вдруг телефона,

Позови людей с балкона.

На данном уроке, школьники не только слушали учителя, но и сами активно принимали участие: осмысливали прослушанный текст, рассматривали различные ситуации по фильму и их комментировали, работали в группах. Самое главное то, что дети сами делали выводы, повторили и изучили правила пожарной безопасности.

В начальной школе ребята любят работать в парах, командах и в группах. Интересно наблюдать, как школьники, работая над каким-нибудь вопросом, общаются друг с другом. При этом желательно группы не повторять. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования позволила первоклассникам прекрасно усвоить материал. В конце занятия дети говорили, что им очень понравился урок. Это лучшая награда для учителя. В первом классе мы отметки не ставим.  Я поощряю детей похвалой. Мои первоклассники научились оценивать себя и своих одноклассников. В конце урока они говорят, кто лучше всех работал, а кому надо ещё постараться.

Все цели и задачи урока были достигнуты и выполнены.

Литература

1. Малышевский А. Новый путь развития, или Сумерки просвещения. Еще раз о программах и стандартах / А. Малышевский // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2002. - N7 (00.02). - С. 4-5.

2.Стандарты второго поколения. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва "Просвещение" 2010г. Составитель - Е.С.Савинов. Научные руководители А.М.Кондаков, Л.П.Кезина

 

 

               

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Материал раскрывает требования к учителю начальных классов в условиях перехода к новым образовательным стандартам....

СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

В данном выступлени представлена модель внеурочной деятельности, на которой остановилась наша школа в своей деятельности....

«Образовательная среда кабинета начальных классов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов второго поколения»

Материально-техническое обеспечение  – одно из важнейших условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создан...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:·      Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...

Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...