Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
рабочая программа по логопедии на тему
Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Автор-составитель:
Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 13» Н.Н. Шабала
г.Нефтеюганск
2016 год
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями (семьями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат в ней. Обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, что позитивно сказывается не только на состоянии ребенка с инвалидностью, но и на всех членах семьи. Общая цель психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ - это повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации. Родителям бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. Поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Учителю-логопеду необходимо так строить свое общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребенка, указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами, подчёркивать необходимость специальной работы над письменной речью.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Поиски эффективных путей коррекции речевых нарушений подводят нас к необходимости создания системы работы, которая включает в себя ряд важнейших направлений:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях.
2. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедической работы в школе.
3. Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
4. Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: создание семейных альбомов, подбор фотоматериалов, изготовление поделок из различных материалов и т.п.; участие родителей в подготовке логопедических праздников и других мероприятий.
Все эти направления могут быть реализованы через:
· выступления учителя-логопеда на общешкольных родительских собраниях;
· проведение индивидуальных логопедических консультаций;
· проведение открытых занятий, общешкольных мероприятий и логопедических утренников;
· проведение семинаров практикумов, мастер-классов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей;
· проведение «Школы для родителей, имеющих детей с ОВЗ»;
· информационные стенды;
· выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;
· открытие клуба для родителей;
· знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой школьного учреждения.
Достаточно полезным для планирования педагогической деятельности является анкетирование родителей, которое позволяет выявлять реальный родительский запрос, строить работу, учитывая потребности всех участников образовательного процесса, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Организация работы
Форма организации занятий – индивидуальная и групповая.
Иногда групповые и индивидуальные консультации можно сопровождать показом открытых занятий. Необходимо в течение всего периода обучения давать родителям возможность посещать занятия логопеда, слышать, оценивать динамику развития речи собственного ребенка. Принцип открытости обучения не только позволяет приобщать родителей к продуктивному взаимодействию, но и всегда увеличивает, усиливает эффект педагогического воздействия на речь ребёнка и в целом на его личность. Продолжительность занятий составляет 1 час. Занятия проводятся 3 раза в месяц. Группы состоят из 8 – 10 человек.
Характеристика программы
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и обучающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности реализации программы.
Блок коррекционных задач направлен на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию речевых недостатков с активным участием в работе родителей.
Обучающий блок направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПРИЕМАМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка.
Направления работы:
- обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
- обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
- обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка;
- обучение приемам формирования и развития ведущей (игровой) деятельности ребенка.
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
Октябрь
Ноябрь
2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
Январь
Февраль
3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Март
Апрель
Май
4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
Итоговые показатели:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей;
- формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
- овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям,...
Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...
Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья
Для решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая подд...
рекомендации родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал посвящен теме "Сущность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ". Рекомендации для родителей по организации процесса воспитания и обучения....
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...
Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...
Советы родителям , воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Полезные занятия для детей и родителей.Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья....