Педагогическая концепция для конкурса "Учитель года"
материал на тему

Панова Мария Владимировна

Педагогическая концепция 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_ya_v_obrazovanii.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУРЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 Педагогическая концепция - «Я в образовании»

Пановой Марии Владимировны

учителя начальных классов

2015г.

Сделать серьезное занятие

для ребенка занимательным –

вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Введение

Тот, кто  работал с первоклассниками, особенно с шестилетними ребятами на подготовке к школе, хорошо знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей.

Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. И вот тут возникают вопросы: как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? И вообще возможно ли надолго удержать в ребёнке  чувство  радостного удивления  перед школой? Думаю что да. Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.

Основная часть

Когда я окончила институт, я была уверена, что подготовлена к встрече с детьми. Но придя, в школу   поняла, что ошибалась.

Я много работала, уставала. Однако не получала морального удовлетворения, потому что уроки проходили однообразно, серо, скучно. Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль: «Откажусь, брошу, уйду». Я давала уроки детям, а они преподносили мне свои, требуя к себе иных подходов, иного отношения.

Я поняла, что частое употребление частичек «не» : не бегай, не прыгай, не вертись, не разговаривай – не дают конкретных результатов. И стала задавать себе вопрос: «А не слишком ли я строга к детям? Требую дисциплину любой ценой, не анализируя причины непослушания детей. А не лучше ли попытаться как можно веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки».

Так я научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой, не пресекать шалости детей, а трансформировать их, переключая в нужное русло.

Учились мои дети, училась и я… понимать и прощать, сочувствовать их маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и, главное, я научилась винить во все промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Старалась строить уроки с учетом психологических и физиологических особенностей детей.

К примеру, если дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть спокойно на уроке и пяти - десяти минут, значит надо давать выход их энергии в физкультминутках. Я стала проводить на уроке не одну физкультминутку, а две, порой и три.

Если дети очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система, значит нельзя злоупотреблять разного вида соревнованиями, потому что эти дети не научились еще с достоинством переносить поражения, которые могут явиться для них причиной горьких слез.

У детей повышенная утомляемость, значит требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий.

Я поняла, что неустойчивое внимание надо заинтересовывать интересным материалом, вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно.

И вот  мои дети стали меняться на глазах, стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.

Изменение стиля общения с детьми помогло сделать мой труд радостным.

Сейчас мы понимаем, что главная задача школы – научить учиться.  А у детей начальной школы сформировать понятие того, что значит учиться. Ведь никто не может сознательно делать то, чего не понимает. Всегда ли мы учителя можем правильно ответить на этот вопрос? Ведь учиться это не значит сидеть ровно, сложив руки перед собой, слушать учителя и четко выполнять его указания.

Работая с педагогической литературой, я нашла научно обоснованное представление, что значит уметь учиться, применимое  к  возрастным особенностям младших школьников. Проработав его, я отметила  следующее: для учащихся начальной школы (а может быть и старшей) уметь учиться – это значит:

  • Понять, чему тебе надо научиться, если у тебя что-либо не получается;
  • Самому найти нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

Заключение

Я пришла к выводу, чтобы научить детей учиться необходимо, учить их самостоятельности.

Поэтому я стала применять на своих уроках технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, вводить обучающие игры, приковывая неустойчивое внимание детей к материалу урока, давать новые знания, заставляя их напряженно мыслить. При этом важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости. Проблема развивает у них воображение, умение находить правильное решение и, что очень важно, воспитывает чувство коллективизма. Безгранична радость и чувство гордости у детей, когда они самостоятельно нашли решение той или иной проблемы. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения.

Я хочу сохранить у детей огонёк жажды знаний, я  стремлюсь к тому,  чтобы дети были счастливы в школе.  А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи.

Источники информации:

  1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. М. 2005.

2. Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982.

3. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986

4. http://www.makarenko.edu.ru/

5. http://vp-ch.ru/ushinskii

6. http://www.koob.ru/korczak_janush/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

Педагогическая концепция

Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...

Моя педагогическая концепция

Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...

Педагогическая концепция воспитания

Воспитание как педагогический  компонент  социализации ребёнка через авторскую программу  «Я познаю мир через мой родной язык»   ...

Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.

1.  Цель, стоящая перед педагогическим  коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...

Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...