Педагогическая концепция воспитания
материал по теме
Воспитание как педагогический компонент
социализации ребёнка через авторскую программу
«Я познаю мир через мой родной язык»
Начало и конец века – особое время. В этот период, как правило, происходят существенные изменения во взглядах и действиях людей. Не является исключением временной отрезок на рубеже XXи XXI столетий. Не подвергая анализу все сферы жизни человека, отмечу лишь очевидный для многих факт широкомасштабных перемен, происходящих в обществе. Но основные ценности остаются - школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. И, вступая во взаимодействие с этим всё более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник всё более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром. Жизнь человека, жизнь природы, жизнь общества, знание родного языка – вот ориентиры воспитания и в XXIвеке.
Становление личности человека предполагает усвоение системы гуманичстических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры- в частности овладение родным языком. Перенос общественных представлений в сознании отдельного человека ведёт к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению ярославских и калининградских учёных (М.И.Рожков- научный руководитель, Л.В.Байбородов, О.С.Гребенюк, М.А.Ковальчук, С.Л.Паладьев, В.Б.Успенский и др.) является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить содержание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека.
Ребёнок это главная ценность в системе человеческих отношений. Поэтому, необходимо опираться на активную позицию ребёнка, его самостоятельность и инициативу. Социальная адекватность воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации в которой организуется воспитательный процесс. Воспитательная работа в моём классе строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности, общества.
Индивидуализация воспитания учащихся в моей концепции предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребёнка в различные виды деятельности. Систематически дети включаются в социальное закаливание- преодоление негативного воздействия социума, выработка определенных способов этого преодоления. Таким образом в моём классном коллективе создана воспитывающая среда, которая формирует социальность ребёнка через авторский проект «Я познаю мир через мой родной язык».
В 1-4 классах разработана программа «Я познаю мир через мой родной язык»
Цель: формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей через развивающие возможности родного языка.
Задачи:
- развитие личности школьника через развивающие возможности родного языка
- воспитание чувства собственного достоинства
- воспитание общечеловеческих качеств
- формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей через развивающие возможности родного языка.
Наиболее эффективными средствами и формами работы является форма групповой деятельности которая имеет игровую инструментовку или напрямую является игрой. Потребность в игре никогда не исчезает у человека. Для ребёнка игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни. Игра наделена исследовательским смыслом: она «копирует, отражает, моделирует существующее вне игры, игра дублирует другую неигровую динамику». Я организуя игру, создаю щадящее вхождение ребёнка во взрослую жизнь. Игровая инструментовка по- моему мнению оправдана и психологически: в игре ребёнок беззаботен, психологически раскован и потому более, способен на полное выражение своего индивидуального «Я».
Необходимо разработать критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Я разработала критерии. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки учителя, учащихся и родителей.
- Изучение воспитанности школьников
- Диагностика уровня коллектива
- Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности.
Необходимо соблюдать при изучении эффективности воспитательного процесса:
- Педагогический такт
- Использовать не одну методику, а их систему
- Исключить влияние испытуемых друг на друга
- Важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных
- Объективность информации
- Систематичность изучения воспитательной системы
- По- моему мнению необходимо осуществлять управление диагностической деятельностью в классных коллективах администрацией школы, специалистами
Таким образом, моя педагогическая концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка через авторскую программу «Я познаю мир через мой родной язык» целенаправлена на создание условий для развития и социализации ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...
Педагогическая концепция
Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...
Моя педагогическая концепция
Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Концепция воспитания (мое педагогическое кредо)
Ребенок в школьные годы стремится понять и проявить себя, попробовать себя в различных социальных ролях, войти в различные человеческие сообщества и утвердиться в них. Все это невоз...