Педагогическая концепция
статья по теме
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hanty.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Октябрьского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ШИМОН СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
п. Талинка
2010 год
«Когда человек любит, он видит другого таким, каким его создал Бог», - писала Зинаида Гиппиус. Почему я начинаю свое выступление с рассуждения о любви? А как же иначе? Ребёнок должен расти в любви, только в этом случае он сможет полностью реализовать себя, только в этом случае разовьётся то, что заложено в нём.
А заложен в нём огромный талант! Вот только что это за талант? Думаю, именно школа может разгадать то, что зачастую скрывается где-то в глубине души.
Каждый человек проявляет себя в трёх ипостасях: родитель, взрослый, ребёнок. У меня, учителя, есть уникальная возможность проявить себя в общении с детьми во всех ролях. Ребёнку необходим рядом умный взрослый, который увидит ту же взрослость в нём самом. И в то же время ученик получает уникальную возможность увидеть маленького ребёнка в своём учителе – ранимого, трепетного, с открытой душой, смеющегося и плачущего…
«Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», - этот принцип в основе моих отношений с учеником. Отношения взаимного доверия и уважения – это и есть счастье и учителя, и ученика.
Когда счастливы дети, счастлива и я. Я счастлива, что мы в состоянии простить друг другу наши мелкие недостатки, потому что понимаем друг друга в главном. Я не боюсь совершать ошибки как учитель, потому что имею на это право как человек.
Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться! Весело – значит без страха. Не бояться своего незнания, мыслей вслух и внезапно прорвавшихся эмоций.
На мой взгляд, глобальной целью образования является подготовка детей к жизни в новом социуме.
В условиях современного общества общеобразовательная школа как важнейшая ступень в образовательной системе государства претерпевает качественные изменения в связи с тем, что меняются приоритеты по отношению к развивающейся личности ребенка. На первый план выдвигается развитие ее способностей и сознания.
Согласно Закону РФ об образовании, содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха.
Цель моей педагогической концепции – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.
Исходя из данной цели я поставила перед собой задачу - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в данный период.
В этом учебном году я начала работу по образовательной системе «Школа – 2100»
В основе обучения по данной программе лежит личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование. Это Система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
Основная концепция «Школы 2100» следующая:
гуманистический характер образования;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства;
1
общедоступность образования;
свобода и плюрализм в образовании;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства;
обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
интеграция личности в национальную и мировую культуру;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Поэтому моя педагогическая концепция система взглядов на работу по этой системе следующая:
дать каждому ученику возможность реализовать свои способности – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
создать комфортные условия для каждого ученика;
формировать ситуацию успеха – адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Свою работу строю, опираясь на следующую систему принципов:
Личностно – ориентированные принципы.
1 Принцип адаптивности.
Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.
2 Принцип развития.
Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, - а в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.
3 Принцип психологической комфортности.
Школьнику должно быть комфортно и приятно на уроке, да и вообще в школе, тогда и результаты учения будут лучше и личность будет развиваться более гармонично.
Борис Слуцкий писал:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит …
Психологическая комфортность предполагает, во – первых, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, приводящих к высокому уровню тревожности учащихся, порождающих так называемые школогенные неврозы, разрушающие здоровье школьников.
Во вторых, она предполагает создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.
В – третьих, психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ученика реальных мотивов учения. Здесь можно выделить две стороны. Первая: в учении ничего недолжно делаться «из – под палки», внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета учителя.
Вторая: такие мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, у школьника должно быть ощущение движения вперед, а для этого у него должна быть перспектива.
Культурно – ориентированные принципы.
1 Принцип картины мира.
Не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщенное, целостное представление о мире, о месте в нем общества и человека – вот основное в содержании обучения.
2
Иными словами представление школьника о мире должно быть единым и целостным. В результате учения у ребенка должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные предметные знания занимают определенное место.
«… Предмет познания ребенка – вся окружающая его действительность, как нечто целое: взор ребенка направляется на окружающую природную и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится ребенок… Но кругозор ребенка ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка. Особенно существенно заложить основы такого представления в начальных классах
2 Принцип систематичности.
Начальная школа – не подготовка к будущей «настоящей» школе, а ее часть. С самого начала обучение должно быть систематично и входить в общую систему непрерывного образования
3Принцип смыслового отношения к миру.
Образ мира у ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Согласно концепции «образа мира», разработанной А.А. Леонтьевым , этот «образ мира» построен не из абстрактных значений, а из личностных смыслов. Проще говоря, он одновременно является и образом мира, и образом нашего отношения к миру, нашего переживания мира. Мы пристрастны в нашем видении мира, оно всегда окрашено нашими переживаниями. Мировоззрение – не холодное и отстраненное «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально – смыслового.
А значит, важнейшей особенностью целостного знания является его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям. Ведь «позиция бесстрастного наблюдателя человеческой жизни очень мало способствует познанию этой жизни».
В начальных классах такое отношение только закладывается.
4 Принцип ориентировочных функций знаний.
Знания – ориентиры в мире, необходимые, чтобы уметь жить и действовать в этом мире.
Что такое знания? Знание - в психологическом смысле слова – есть ориентировочная основа для различных видов учебно – познавательной и иной деятельности учащихся. Знания могут быть рассчитаны на использование в конкретном, сиюминутном акте деятельности, а могут – и обычно бывают – рассчитаны на разнообразное и многократное использование. Поэтому форма представлений знаний должна быть понятной учащимися и принимаемой ими. С другой стороны, будучи частью научной картины мира, знания обязаны отражать в процессе обучения язык и структуру научного знания. Примирить то и другое непросто, но необходимо.
5 Принцип опоры на культуру, как мировоззрение и как культурный стереотип.
Культура и есть образ мира и способность ориентироваться в этом мире.
Овладение культурой предполагает знание некоторого набора или системы факторов о мире, владение некоторой системой ориентиров и умений, которые обязательны для любого члена общества или социальной группы в сегодняшних условиях.
Деятельностно – ориентированные принципы.
1 Принцип обучения деятельности.
Учить деятельности – не только действовать, но и ставит цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия
Начальное обучение невозможно представить без формирования умений и лежащих в их основе навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных оперций).
Мы должны научить школьников предметно – практическим действиям – простейшим трудовым процессам, чтению, письму, счету. С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задач или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со словарем).
3
Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
2 Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Очень важным компонентом деятельностно – ориентированного обучения является обеспечение перехода от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации.
3 Принцип перехода от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).
Процесс обучения предполагает совместную учебно – познавательную деятельность коллектива учащихся под руководством учителя. Л.В. Выготский писал: « То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Знаменитое понятие зоны ближайшего развития, выдвинутое Л.В. Выготским, как раз и соотнесено с этой идеей. Зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он способен усвоить самостоятельно. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем – в результате процесса интериоризации – начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.
4 Принцип опоры на предшествующее развитие.
Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие.
5 Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Определяя возможное развитие креативности (общих творческих способностей) у младших школьников, необходимо опираться на сформированную в научной литературе точку зрения о том, что ее сензитивный период проходит в возрасте 8-9 лет. Именно в данном возрасте формируются и развиваются такие качества личности, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать. В это время подражание взрослому (родителям, учителю) как образцу является определяющим фактором формирования креативности (по Г.В. Ожигановой).
Креативность можно рассматривать и как качество личности, так как она взаимосвязана с самореализацией, представляет собой основу личностного развития.
6 Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей).
Для каждого ученика на уроке обеспечивается возможность «продвигаться» своим темпом, каждый берет необходимый минимум и возможный максимум.
Данный принцип подразумевает то, что сильный ученик возьмет все, что ему дают, и пойдет выше.
Все остальные разместятся в промежутке в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. Такой подход дает возможность оценить не степень незнания, а степень знания, ориентирует школьника на позитивное подкрепление.
4
Технологии, используемые мною в работе.
Работая по УМК «Школа 2100», я не даю детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы.
Учебная проблема формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные учащимся в готовом виде.
При таком обучении считаю необходимой работу в группах, включение в урок разноуровневых и дифференцированных заданий. Это дает возможность ученикам с разным уровнем обученности активно участвовать в учебном процессе..
Два года использую на уроках компьютерные технологии, которые помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствует расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
В процессе работы с текстом учащиеся обучаются приемам понимания прочитанного: думают над смыслом заглавия, с помощью учителя и самостоятельно соотносят заглавие с иллюстрацией, с содержанием текста; объясняют и уточняют значение слов; учатся вниманию к оттенкам лексического значения слова; озаглавливают части текста и составляют план – словесный или из картинок; учатся отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Так же в ходе работы над текстом дети знакомятся с отдельными понятиями.
На уроках чтения стараюсь показать детям особенности употребления слов авторами произведений. Дети имеют возможность наблюдать, как поэты и писатели видят мир и рисуют его словами, как красиво, выразительно, ярко и точно слово в художественном тексте, то есть эстетически переживают прочитанное. Знакомясь с героями произведений, думая над их поступками и характерами, дети наблюдают за тем, что и как говорит о своем герое автор, как автор относится к герою, - и постепенно подходят к постижению азов литературоведческого анализа.
Ответы на вопросы по содержанию текста, подробный пересказ по картинкам, составление устных рассказов, высказывание собственных суждений о прочитанном – эти и другие виды заданий направлены на развитие устной речи учащихся.
Технология типа правильной читательской деятельности направлена на формирование грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Технология оценки учебных достижений.
Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100».
Задачи:
1 Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.
2 Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
3 Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
5
Технология оценки учебных успехов (достижений) ТОУУ разработана в рамках эксперимента РАО в 2004-2007 годах под руководством академика РАО Д.И.Фельдштейна. Координатор проекта Д Данилов.
Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими ТОУУ являются: развитие у
учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности. Технология развития критического мышления
. Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю.
Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя.
Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.
В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
вызов,
смысловая стадия,
рефлексия
Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.
Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом.
На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.
Применение вышеперечисленных технологий способствует целостному развитию личности моих учащихся
Развитие личности ребенка невозможно без развития его познавательного интереса.
Разделяю мнение профессора Вахтерова о том, что «чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество, из них составленное». (В. П. Вахтеров. «Основы новой педагогики»[1][1]).
Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Я согласна с призывом Я. А. Каменского: «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности».
В первые годы обучения в школе очень заметно развитие учеников. Я всегда помню, что познание идёт
от простого к сложному,
от известного к неизвестному,
от близкого к далёкому,
6
от описания к объяснению,
от фактов к обобщению.
Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были
доступны по изложению,
красочно оформлены,
имели элементы занимательности и состязательности,
содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны,
необычности, неожиданности,
развивают сообразительность, инициативу,
создают атмосферу доброжелательности,
зажигают огонёк пытливости.
Тогда ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
16 лет я работаю с младшими школьниками и точно знаю, что игра – прекрасное средство воспитания и обучения.
Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других.
Ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся.
Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни.
Стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.
Воспитываю в каждом ребёнке гордость: «Я есть в мире, я – ценность!».
Поддерживаю своих учеников словами «Ребята, вы талантливы».
Умелая тактика учителя по отношению к ученикам работает га целостное развитие личности учащихся.
Я в школе, чтобы уважать и любить всех детей, помочь каждому ученику раскрыться как личности. Мой педагогический девиз: «Всех люблю! Во всех верю!»
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция
Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...
Моя педагогическая концепция
Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...
Педагогическая концепция воспитания
Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка через авторскую программу «Я познаю мир через мой родной язык» ...
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...