Педагогический проект на тему: «Ситуация успеха - стимул к высокой результативности труда в учебно-воспитательном процессе»
проект на тему

Гладкова Лия Витальевна

Проект "Ситуация успеха" на конкурс молодых педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа  № 7

Краснодарский край

Усть-Лабинский район

Педагогический проект на тему:

«Ситуация успеха - стимул к высокой результативности труда

 в учебно-воспитательном процессе»

Руководитель и автор проекта

            Гладкова Лия Витальевна

 Учитель начальных классов

ст. Воронежская, 2016

Паспорт проекта

Название проекта

«Ситуация успеха - стимул к высокой результативности труда в учебно-воспитательном процессе».

Ф.И.О. автора проекта

место работы

должность

Гладкова Лия Витальевна

МБОУ СОШ № 7 ст. Воронежская

Учитель начальных классов

Партнёрские организации

СМИ

Проблема

Крушение интереса к обучению у младших школьников; спад познавательной активности.

Обоснованность актуальности проекта

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому, школе нужны  новые  технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.    Одним из таких условий является создание ситуации успеха. Однако процесс создания ситуаций успеха изучен недостаточно. В этой связи тема имеет актуальное значение.

Цель проекта

Цель проекта заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников.

Задачи проекта

  1. раскрыть сущность понятий  «успех» и «ситуация успеха»;
  2. выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе через наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и во внеурочное время;
  3. определить влияние ситуации успеха на обучение школьников методом проведения  психологической и педагогической диагностик;
  4. выполнить интерпретацию полученных результатов посредством анкетирования  и тестирования обучающихся;
  5. дать оценку результатам реализации проекта.

Краткое содержание проекта

Этапы проекта:

I этап – поисковый этап : анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами;

II этап – формирующий этап;

III этап – контрольный: соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми (мониторинг).

Целевая аудитория проекта

Учащиеся начальных классов

Кадровое обеспечение

Учитель начальных классов

Ресурсное обеспечение

Оборудование кабинета начальных классов:

- комплект  мебели для учащихся  и учителя;

- имеется компьютер, мультимедийный проектор;

- магнитная доска;

- электронные пособия, электронные приложения к учебнику, обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем, дидактические материалы, медиафайлы;

- оценочный материал (рефлексия).

География проекта

МБОУ СОШ № 7

Сроки реализации проекта

2015-2019 уч. года (1-4 класс)

Конечный продукт

Конечный продукт может быть представлен в форме методических рекомендаций; разработок уроков и авторских программ по учебным предметам.

Ожидаемые результаты:

  1. Подтверждение эффективности влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников;
  2. Рост познавательного интереса и творческой активности обучающихся;
  3. Повышение школьной мотивации к учебным предметам;
  4. Улучшение социально-психологического  климата в классе.

Аннотация проекта

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (из  Национальной  образовательной инициативы «Наша Новая школа»).  

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.  

              В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе.

Предмет: создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющих на формирование познавательного интереса обучающихся.

Гипотеза: если создавать ситуацию успеха, с учётом индивидуальных особенностей учащихся, то можно избежать (преодолеть)  трудности в обучении.

Для реализации задач необходимо использовать комплекс методов:

  • теоретический анализ научной литературы;
  • наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время;
  • проведение психологической и педагогической диагностик;
  • анкетирование и тестирование обучающихся.

Теоретические основы использования ситуаций успеха

 в учебно-воспитательном процессе

        Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания.

Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

     Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.

Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.

     Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

     Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно  если это касается учебы.

           Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.

Точка зрения

Характеристика успеха

1.Социально-психологическая

Соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих.

2. Психологическая

Переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат совпал с ожиданиями, надеждами личности, либо превзошёл их.

3. Педагогическая

Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.

Пути решения профессиональной проблемы

 Интерактивные формы и методы обучения позволяют значительно быстрее раскрыть творческий потенциал обучающихся, поэтому  использую  эти формы  в классах различных образовательных ступеней.

План реализации проекта

  1. Поисковый этап (2016-2017 учебный год)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Изучение теоретических основ проблемы

Поиск литературы, знакомство с аналогичной проблемой в СМИ

 

I четверть 2016 год

Книги, журналы, статьи по данной теме

Гладкова Л. В (классный руководитель)

Разработка модели проекта

Написание проекта

II четверть 2016 год

Текст проекта

Гладкова Л. В (классный руководитель)

Анализ условий реализации проекта

Соотнесение ресурсов

II четверть 2016 год

Достаточность ресурсного обеспечения

Гладкова Л. В (классный руководитель)

Создание «банка» конструирования ситуаций успеха

Поиск мероприятий по созданию ситуаций успеха

III четверть 2016 год

Банк данных создания ситуаций успеха

Гладкова Л. В (классный руководитель)

        Работа на 1 этапе проекта:

  1. Знакомство  с учащимся и его семьёй, составление психолого-педагогической карты (Приложение 1). Карта помогает определить, на сколько сформированы умения учащихся.
  2. На основе полученных производится разработка модели проекта.
  3. Учителем оцениваются условия реализации проекта.
  4. Осуществляется поиск мероприятий по созданию ситуаций успеха. Чтобы было наиболее понятно, как оценивают себя учащиеся рекомендуется использовать методику «Экран настроения»  в 1 классе, отслеживая эмоциональное состояние учащихся. В конце учебного дня ребята раскрашивают на листочке кружок цветом, соответствующим настроению. Данные переносятся  в таблицу - цветоматрицу коллектива (Приложение 2).

Не исключается тесный контакт с родителями в разъяснении возникающих проблем самооценки учащихся.

  1. Формирующий этап (2016-2017, 2017 – 2018 учебные года) – этап реализации

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Апробирование модели;

Создание ситуаций успеха

 IV четверть 2016 г – 2017 уч. года

Рост познавательного интереса обучающихся

Гладкова Л. В. (классный руководитель)

Мониторинг процесса и промежуточных результатов;

Наблюдения за успеваемостью, школьной мотивацией, самооценкой обучающихся.

Анкетирование, тестирование обучающихся.

Тематические беседы с родителями.

2017-18, уч. года

Сбор результатов диагностик

Гладкова Л. В (классный руководитель)

Работа на  этапе проекта:

  1. Апробирование модели проекта, создание ситуаций успех на уроках:

- Использование методики Г.С. Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам (Индивидуализация в процессе обучения, Использование нестандартных форм и методов работы, Повышение статуса ребёнка в коллективе, Технологические приёмы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности) (Приложение 3). Данная методика состоит из целого комплекса мероприятий, которые направлены на создание положительной мотивации к учению.

- Использование методики  недописанного тезиса;

-Дополнение и корректировка отметочных стимулов содержательным оцениванием;

- Проведение анкетирования для выявления соотношения оценки учителей и самооценки ученика  (Приложение 4).

  1. Апробирование модели проекта, создание ситуаций успеха во внеурочной деятельности. Проведение следующих мероприятий:

-Проведение внеклассных мероприятий («День именинника»);

-Развивающие игры («Мой друг компьютер»);

-Организация экскурсий;

-Разработка групповых мини-проектов («Моя школа», «Почему мы любим кошек и собак?»);

-Проведение предметных недель.

  1. Работа с родителями:

-Подготовка и проведение мероприятий совместно с родителями;

-Организация совместных поездок;

-Проведение родительских собраний («Как раскрыть способности своего ребенка?» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.);

-Методические рекомендации родителям по развитию познавательных интересов и формированию самооценки;

-Встречи с отдельными родителями для тематических бесед.

  1. Мониторинг промежуточных результатов:

На основании проведенных мероприятий можно определить: задумывались ли учащиеся над мотивами своих действий? Что их побуждало на это? Как оценивают себя и окружающих учащиеся? Объективна ли эта оценка?

  1. Контрольный этап (2017 - 2018 учебный год) – заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Оценка эффективности модели;

анализ результатов.

Проведение психологической и педагогической диагностик

2017 - 2018 уч. г.

Эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников

Гладкова Л. В (классный руководитель)

Обобщение и распространение опыта.

Представление опыта работы

2018 - 2019 уч. г.

Общественное признание опыта работы

Гладкова Л. В (классный руководитель)

Работа на 3 этапе проекта:

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. рост (стабильность) успеваемости обучающихся.
  2. выполнение творческих работ.
  3. высокий процент участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах.

        Результативность  работы по данному направлению прослеживается на основании мониторинга. В частности, на основании анализа уровня образованности обучающихся (базовый уровень образованности - % учеников, оптимальный – % и расширенный – 0% (Приложение 5). А также уровень сформированности положительной самооценки.

  1. Прогноз возможных негативных последствий:

Появление у обучающихся завышенной самооценки; опасность переоценить свои возможности.

 Способы коррекционной работы: 

  • Работа с семьёй;
  • Работа с формальным (неформальным) детским коллективом;
  • Работа с педагогами;
  • Формирование адекватной самооценки через применение методики  «самопоощрения» и «самонаказания»;
  • Переключение внимания ребёнка на менее успешные виды деятельности;
  • Включение индивидуальных заданий повышенной сложности;
  • Обсуждение и разбор не только успешных ситуаций, но и случаев неудач с последующей корректировкой.

Заключение

           Характер отношения обучающихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.

            Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на  хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

            Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.

            Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен.

Список использованной литературы:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
  2. Быныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997
  3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991
  4.    Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
  5.     Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998
  7. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42
  8. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.: "Издательство АСТ", 1997
  9. Интернет-ресурсы:
  1. http://festival.1september.ru
  2. http://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Психолого-педагогическая  карта  учащегося

  Ф.И.О.___________________________________________________

  Школа, класс ____________пол _____________________________

  Классный руководитель ____________________________________

Качества личности

3

2

1

0

-1

-2

-3

  1. учеба

1 сильный ученик

1. слабый ученик

2. учится с интересом

2.учебой не интересуется

3. много читает

3.читает мало

4. есть учебные интересы, связанные с ориентацией на будущую профессию.

4. учебных интересов, связанных с ориентацией на будущую профессию нет.

  1. поведение

1. покладистый

1. упрямый

2. дисциплинированный

2. недисциплинированный

3. отсутствуют конфликты с учителями

3. частые конфликты с учителями

4. отсутствуют конфликты с учениками

4. частые конфликты с учениками

5. спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения

5. агрессивное поведение

6. усидчивый

6. гиперактивный

7. легко поддается воспитанию

7. трудновоспитуемый

3. общественная активность

1. высокая

1. низкая

2.хороший организатор

2. слабые организаторские способности

3. высокая инициативность

3. низкая инициативность

4. лидерские позиции

4. ведомые позиции

5. пользуется высоким авторитетом, уважением среди одноклассников

5. низкий авторитет среди одноклассников

6. охотно выполняет общественные поручения

6. Не охотно выполняет общественные поручения

4. общение в школе

1. имеет много друзей, пользуется популярностью в школе

1. непопулярен в школе

2. отсутствуют недоброжелатели, недруги

2.многие одноклассники

недолюбливают

3. любит быть на людях, ищет новых друзей

3. замкнутый, общается с узким кругом людей

4. не боится выступать перед людьми в незнакомой обстановке

4. робкий, застенчивый

5. открытый

5. скрытный

6. отзывчивый

6. черствый

7. ориентируется на общественное мнение

7. озабочен мнением окружающих о себе

8. является опорой педагогов, положительно влияет на учеников

8. дурно влияет на учеников

5.некоторые специфические личностные особенности

1. спокойный, уверенный

1. тревожный,неуверенный

2.переоценивает, завышает свои силы

2.недооценивает, занижает свои силы

3. честолюбив, тщеславен

3. скромный, незаметный

4. вызывает симпатию

4. не вызывает симпатию

6. общение в семье

1.атмосфера в семье дружеская, теплая

1.атмосфера в семье недоброжелательная, конфликтная

2. близкие, доверительные отношения

2. отчужденные отношения

3.хорошее взаимопонимание с родителями

3. плохое взаимопонимание с родителями

4.строгий, жесткий контроль за поведением ребенка

4.слабый контроль за поведением ребенка

5. большая самостоятельность

5.ограничение самостоятельности

6. родители охотно сотрудничают с учителями

6. родители вступают в противоречия с учителями

3

2

1

0

-1

-2

-3

Приложение 2

Моё настроение

Фамилия Имя

Дата

Цвет

Причина

Условные обозначения:

     Красный цвет – восторженное настроение;

     Оранжевый – радостное;

     Жёлтый – приятное;

     Зелёный – спокойное;

     Синий – неудовлетворённость, грусть;

     Фиолетовый – тревожное, напряжённое;

     Чёрный – крайне неудовлетворённое (упадок, уныние).

Приложение 3

Анкета для соотношения оценки учителя и самооценки ученика

1. Как ты думаешь, всегда ли тебе ставят отметки справедливо?

А – всегда несправедливо;

Б – иногда несправедливо;

В – всегда справедливо.

2. Всегда ли ты соглашаешься с отметками, которые тебе ставит учитель?

А – всегда соглашаюсь;

Б – иногда не соглашаюсь;

В – всегда не соглашаюсь.

3. Какие отметки тебя больше радуют, удовлетворяют?

А – те, которые выше, чем ты заслужил (а);

Б – те, которые ниже, чем ты заслужил (а);

В – те, которые ты заслужил (а).

4. Рассказываешь ли ты о своих учебных успехах или не успехах вне школы?

А – да, больше об успехах;

Б – да ,больше о не успехах;

В – нет.

5. Что для тебя важнее, когда ты выполняешь какое-либо задание?

А – оценка работы другими людьми;

Б – как сам (а) себя оцениваешь.

6. Как ты считаешь, кто более правильно может оценить твою работу?

А – учитель;

Б – родители;

В – сам.

Приложение 5

Приложение 6

Мониторинг по уровню обучения

Класс

Учитель

Предмет

Уровни  обучения

Русский

Чтение

Математикаакака

Воспроизведение

Конструктивный

Творческий

Количество уч-ся

Количество %

Количество уч-ся

Количество %

Количество уч-ся

Количество %

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....

Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»

Педагогический проект предлагает здоровьезберегающие технологии для учащихся начальных классов....

Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»

Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очере...

Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В  современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....