Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»
проект по теме

Арянова Мария Александровна

Педагогический проект предлагает здоровьезберегающие технологии для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Самарской области

СИПКРО

Зачетная работа

по курсу повышения квалификации

по  ИОЧВБ

«Модернизация региональной системы образования повышения профессиональных компетентностей работников образования.»

(16.01-20.01.12, 23.01- 27.01.12)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему

«Здоровьесберегающие технологии  как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного  процесса»

Автор проекта

Учитель начальных классов

ГБОУ п.г.т. Балашейка

Арянова Мария Александровна

Самара, 2012 год.

Содержание:

1. Актуальность темы  ………………………………………………2-3стр.

2.Выявление    проблемы…………………………………………..4-5стр.

3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей     …….5стр.

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта ….…….6 стр.

5. Рабочий план реализации проекта  ………………………….7-15стр.

6. Предполагаемые результаты .………………………………… 16стр.

7. Механизм оценки результатов (диагностика)  ………………16стр.

 8. Дальнейшее развитие проекта. ……………………………….17стр.

9. Список использованных источников ………………………  18  стр.

10. Приложение …………………………………………………….19стр.

  1. Актуальность темы.

Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Здоровье детей  является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

            Из-за отсутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается  негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

            Следует особо отметить, что поступление в школу вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей. В Законе РФ «Об образовании»,  статья 51 сказано   «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Современная школа нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья.

II. Выявление    проблемы.

         В    современных    условиях сложились    неблагоприятные    тенденции в демографических    процессах    и    состоянии    здоровья    детей;    их    острота    требует  безотлагательного решения.

         В настоящее время дети очень мало бывают на свежем  воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга  проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

         Статистические данные  по школе свидетельствуют об  увеличении  детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей.

         В школе более 10% детей  относятся к категории   лиц с проблемами в развитии и нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении.  12 % детей-первоклассников не готовы к обучению в школе. В начальных классах 6 человек болели в течение года 4 раза. По наблюдениям и проведенным в конце года тестам оказалось, что у 8 человек тревожное состояние, 2 ребенка проявляют агрессию по отношению  к одноклассникам.

         Росту заболеваемости и инвалидности, способствует  ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

Поэтому возникла необходимость изменить условия и организацию учебно-воспитательного процесса. 

Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.

III. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

Цель: Создание здоровьесберегающих условий организации учебно- воспитательного процесса для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Задачи:   

  • Разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;
  • Формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни;
  • Способствовать формированию устойчивой правильной осанки, укреплению зрительного анализатора, профилактика плоскостопия;
  • Установить эффективные пути взаимодействия с родителями, с различными специалистами в области здоровьеобеспечения.

IV. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

  1. Апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении. 
  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, сентябрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности. 
  3. Создание благоприятного психологического климата в классах. 
  4. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума. 
  5. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
  6. Введение и сохранение в учебный план уроков Здоровья (формирование основ здорового образа жизни). 
  7. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опытом работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

V. Рабочий план реализации проекта.

1. Нормативно – правовое обеспечение проекта:

  • Конституция РФ.
  • Конвенция «О правах ребенка».
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Устав образовательного учреждения.
  • Учебный план.
  • Учебные программы.

  2. Знакомство с педагогической литературой и передовым опытом.

2.1.Основные компоненты ЗОЖ:

  1. Режим дня;
  2. Правильное питание;
  3. Культура движения;
  4. Закаливание;
  5. Психическое здоровье.

 Режим дня для школьника - это наиболее рациональное распределение времени суток на периоды работы, сна и отдыха. Строится режим дня не только школьника, но и любого человека, на основе биологических ритмов человеческого организма.

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон.  При чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.  

             Правильное питание.

            Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

 В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. 

             Основные принципы рационального питания:

  1. Обеспечение баланса;
  2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
  3. Соблюдение режима питания.

   Культура движения.

   Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

   Двигательная культура младших школьников  начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

            Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий;
  3. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

      В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды.

Оно имеет важные значения: поднимает работоспособность и выносливость организма, заключает в себе культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьёзных испытаниях, формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремлённость, воля к достижению поставленной цели. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Следовательно, закаливание - это  обширная система мер воспитательного и гигиенического характера, направленная на повышение устойчивости человека переносить без вреда для здоровья и работоспособности пребывание в неблагоприятных метеорологических условиях, а также мер по расширению его физиологических резервов.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

            Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.

   Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье младшего школьника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе.

2.2. Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного официально называют режимом “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения”.

Чем же отличаются воспитание и обучение в школах Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

Учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки

Под ноги ребёнка, который стоит, кладётся массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т. д.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетённый из деревянных шариков

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”

Для разминок и упражнений глаз используется офтальмотологический тренажёр «Восьмёрка»

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие особо утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз-рука”.

3. Работа с учащимися.

        Уроки здоровья помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы должны формировать адекватную самооценку у детей. 

Данные уроки помогают  заинтересовать младших школьников, замотивировать на получение знаний оздоровье;  учат младших школьников понимать и знать самих себя, свой организм; помогают  учащимся в выработке умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

    Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. В состав упражнений для физкультминуток  включаются:

       Гимнастика для глаз. Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)

        Танцевальные.  Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

      Двигательные действия и задания. Загадывать загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

        Развивающие игры. «Запомни движения и повтори» Ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

       Креативные (творческие). Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например: мячом можно «рисовать» На нём можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове. Фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т. п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, верёвкой для белья, мостиком и т. д.

        Оригинальные движения. Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса на карете, девочка на качелях.

      Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя.

 Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся

       Классные часы на тему:

«Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра»,

«Уроки Здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье»,

«Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит, или? Как сделать сон полезным?», «Как мы двигаемся?», «Что мы знаем о глазах», «Мы и наши зубы», «Как мы слышим», «Осанка», «Как укрепить свои мышцы»,

«Как избежать болезни», «Как избежать отравления» и т. д.

●       Профилактика плоскостопия у детей.

Хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам); ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы; упражнения в прыжках и спрыгивание с высоты; хождение на носочках.

 Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.

●      Спортивные соревнования.

Осенний кросс, «Веселые старты», «Зимняя круговерть»,  соревнования по легкой атлетике, «Туриада», первенство по пионерболу в младших классах, «А ну-ка мальчики!», лыжные гонки, «А ну-ка девочки!», спортивная викторина «Быть здоровым, значит быть счастливым», «Парад ребячьих войск».

●     Правильное питание.

Познавательные  беседы « Правильное питание –основа здоровья»,  «Дары моря», классный час «Где живут витамины?», беседа «Еда как друг и враг».

●    Минутки безопасности.

«Безопасная дорога в школу»,  «Скользкая дорога», минутка по профилактике дорожно –транспортного травматизма в зимний период, профилактическая минутка безопасности по соблюдению  ПДД.

4. Работа с родителями.

Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанное на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

                     Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

 1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

 (проведение тематических родительских собраний и конференций,

 в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,

 приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по

 организации закаливания в семье и т.д.).

 2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья     детей.

 3.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем –   самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым», «Скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании», «Добрая дорога детства»).

5.    Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

6.     Проведение  родительских собраний:

«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»;

 «Здоровое питание и влияние  его на здоровье»;

«Значение режима дня в жизни школьника»;

«Компьютер –друг или враг моему ребенку?»;

«Здоровье ребенка –основа успешности в учении»;

«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?  Полезные советы на каждый день»;

«Спортивные традиции нашей семьи».

  1. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
  2. Разработка памяток для родителей «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?»; памятка по сохранению здоровья  детей; «Организация взаимодействия ребенка с компьютером».
  3. Привлечение родителей к контролю за горячим питанием в школьной столовой. Акция «Наша школьная  столовая».

5. Работа с педагогами.

1.    Обзор методической литературы и специальной литературы  по здоровьесбережению для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

2.     Проведение заседания МО учителей начальных классов на тему «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников».

3. Фестиваль открытых  уроков, проводимых по ЗОЖ. Изучение и анализ опыта работы педагогов. Совершенствование форм и методов ЗОЖ.

4. Семинар «Педагогические условия обеспечения здоровьесбережения младших школьников с особенностями в развитии».

5. Круглый стол «Модели реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении»; «Психологическое здоровье педагога как условие психологического здоровья детей».

6. Теоретический семинар  «Как подготовить и провести здоровьесберегающий урок». 

7. Отслеживание посещаемости учащимися спортивных секций и кружков.

VI. Предполагаемые результаты.

  • Снижение ОРЗ у учащихся.
  • Положительная динамика психологического состояния. 
  • Стабилизация заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость» 
  • Снижение заболеваний опорно-двигательной системы. 
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; 
  • Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

VII. Механизм оценки результатов.

  1. Анкетирование родителей и учащихся ( проводит классный руководитель для сбора материала к родительским собраниям).
  2. Мониторинг состояния  физического здоровья детей (проводится 2 раза в год в сентябре и мае медицинским работником).
  3. Контроль физической подготовленности учащихся (проводится 2 раза в год в сентябре  и мае учителем физической культуры).
  4. Анкетирование учащихся  для выявления самочувствия ученика  в коллективе (проводится 2 раза в год в сентябре  и мае школьным психологом ).

VIII. Дальнейшее развитие проекта.

  1. Закупка спортивного инвентаря: мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры, специализированной детской литературы.
  2. Оборудование в классах  спортивных мини –уголков.

3.     Проведение МС учителей на тему «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики».

4.     Подготовить пакет информационно – диагностических материалов по теме «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики» для методического кабинета школы.

IX. Список использованных источников.

  1. Безруких М.М ., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.  «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
  2. Бутова СВ. «Оздоровительные упражнения на уроках» // «Начальная школа», 2006, № 8.
  3. Дереклеева Н.И.  « Родительские собрания», «Вако», Москва,  2004.
  4. Дронов А.А. «Профилактика и коррекция плоскостопия» // «Начальная школа», 2005.  № 12 .
  5. Карасева Т. В. «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» // «Начальная школа». 2005.  N 11.
  6. Львова ИМ. «Физкультминутки» // «Начальная школа», 2005.  № 10.
  7. Макаров М. «Чтобы школьники росли здоровыми» // «Воспитание школьников». 2005.  N 1.
  8.  Митина Е. П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра» // «Начальная школа». 2006. N 6.
  9. Ощепкова ТЛ. «Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста» // «Начальная школа». 2006. № 8.
  10. Сократов Н.В., Тиссен П.П.  «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Орненбург. Издательство ОГПУ. 2007 .
  11.  Ямполец Н. « Школа –территория здоровья»//  «Учитель». 2006. N 3.
  12.  Примерная схема режима дня  младших школьников www.couo.ru/document_print.asp? document_id=161495
  13. Правила личной гигиены школьников /sch730.edusite.ru/p147aal.html 8 Кб
  14. www.saripkro.ru/konf_psi/p20aal.html 21
  15.  www.ourboys.rubazarniy

   

X. Приложение.

  1. Анкетирование учащихся и родителей. Режим дня в жизни школьника.
  2. Анкетирование учащихся и родителей. Что нужно знать родителям  о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день.
  3. Конспект урока- КВНа «Мы и наше здоровье».
  4.  Внеклассное  спортивное мероприятие с участием родителей «Мама, папа, я- спортивная семья».

«Мы и наше здоровье»

Урок – КВН

Оборудование: кроссворды, плакат «В здоровом теле - здоровый дух», стенная газета «Будьте всегда здоровы!»

Подготовка:

  1. Класс делится на три команды. Для каждой команды выбираются названия.
  2. Команды готовят домашнее задание.
  3. Для проведения КВНа выбирается жюри,  которое подсчитывают баллы.

Цель: 

  1. Прививать бережное отношение школьников к своему здоровью.
  2.  Учить детей быть здоровыми душой и телом.
  3.  Применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Ход урока:

На доске: « В здоровом теле – здоровый дух».

Учитель : Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, хорошо знаете правила здорового образа жизни, умеете определить причины и признаки многих заболеваний, понимаете, какую опасность таят вредные привычки и необдуманное поведение. Сегодня вы сможете всем показать свои знания, как хорошо вы знаете свой организм и доказать, что действительно заботитесь о здоровье.

Девизом нашего КВНа будут слова, записанные на доске: «В здоровом теле – здоровый дух».

Представление команд

«Силачи», «Чистюли», «Крепыши».

  1. Разминка

Учитель: Отгадайте загадку, о каких органах или частях тела идёт речь?

(За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл)

  1.  Всегда он в работе, когда говорим.

А отдыхает, когда мы молчим.

( язык)

   2. Два соседа непоседы.

День - на работе,

А ночь - на отдыхе.

( глаза)

   3. Между двух светил я в середине один. (нос)

   4. Двое идут, двое несут,

Третий говорит.

(ноги, руки, рот)

  5. Не часы,  а тикает?

(сердце)

6.  Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы)

Главный орган дыхательной системы.

(лёгкие)

Главный орган кровеносной системы.

(сердце)

Главные силачи человека

(мышцы)

II. Станция «Здоровое питание»

1.Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Разделите продукты на две группы.

Полезные продукты - Неполезные продукты

Рыба, кефир, чипсы, геркулес, пепси, фанта, подсолнечное масло, жирное мясо, морковь, торты, лук, капуста, «Сникерс», яблоки, груши, шоколадные конфеты, кириешки.

(Баллы по количеству угаданных продуктов)

2.Соедини стрелками продукты и названия веществ, которые в них есть.

подсолнечник                                белки

хлеб                                                жиры

мясо                                                углеводы

картофель

масло

рыба

овощи

маргарин

варенье

жирное мясо

яйцо

молоко

орехи

конфеты

горох

( Баллы по количеству угаданных продуктов)

III. Станция «Чистюлькино».

  1. Собери пословицы.

«Чистая вода – для хвори беда».

«Холода не бойся, по пояс мойся».

«Чистота – половина здоровья». (1 балл)

  1. Игра «Угадай»

Назови принадлежности, которые помогают человеку содержать своё тело, вещи в чистоте.

Расчёска – а р с ч ё к а с

Зубная щётка – у б з а н я ё щ к а т

Мыло – ы м о л

Вихотка – и в т о х а к

Шампунь – а ш п м у ь н

Полотенце – о п о т л е ц н е (2 балла)

3.Ответьте на вопросы.

  1. Когда вы моете руки, лицо, тело? Что именно вы моете?
  2. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
  3. Как правильно следует мыть руки?
  4. Что помогает нам победить микробов?
  5. Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
  6. Что появляется на грязной коже? (по 2 балла)

IV. Станция «Лекарственная»

1. Запишите как можно больше лекарственных растений, которые растут в Самарской области. (3 балла)

2. Конкурс «Первая помощь».

Сможете ли вы оказать первую помощь пострадавшему (синяк, порез пальца, ожог)

На столе дезинфицирующие средства: бинты, вата, холодный компресс, холодная вода в миске, марганцовка, йод, зелёнка.

V. Станция «Вредные привычки»

1. Какие вредные  вещества содержатся в табачном дыме? (Никотин, угарный газ, табачные смолы.)

Никотин влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается.

Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм.

Табачные смолы засоряют лёгкие.

Курильщики болеют страшными заболеваниями. (2 балла)

2. Какое вещество содержится в спиртных напитках: водке, вине, пиве? (Алкоголь).

Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом возрасте. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Разрушается печень, она перестаёт очищать кровь от вредных веществ. (2 балла)

3. Какие органы поражают алкоголь и табачный дым?

(Печень, легкие, сердце, мозг).

VI.   Домашнее задание.

Дома вам нужно было составить правила здорового образа жизни

(5 баллов)

Команды читают правила.

Вы прочитали правила, а теперь давайте их красиво наклеим на лист. Получится настоящая настенная газета, которую мы повесим в коридоре рядом с нашим классом. Пусть все читают наши пожелания и заботятся о своём здоровье, как мы.

VII.   Подведение итогов жюри.

Внеклассное  спортивное мероприятие с участием родителей «Мама, пап, я- спортивная семья»

Цель: Через различные формы коррекционно-восстановительной работы способствовать общему укреплению здоровья детей и улучшению зрительных показателей.

Задачи:

  1. Развивать функциональные способности организма, умение владеть своим телом, быть ловким, гибким, смелым и выносливым.
  2. Учить младших школьников умению перевоплощаться, расслабляться, снимать усталость и стать увереннее в себе и своих силах.
  3. Доставить детям радость.
  4. Активно вовлекать родителей в совместную детско-взрослую деятельность.

Ход праздника

(Звучит веселая музыка). Болельщики рассаживаются в спортивном зале, в центр зала выходит  ведущий. (Музыка затихает).

1 вед:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья Вам, да радости желаем.
Давно Вас ждем, поджидаем,
Праздник без Вас не начинаем!

Под звуки спортивного марша и аплодисменты зрителей входят участники спортивных состязаний и строятся в отведенных местах.

2 вед: Массовость спорта – залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья.

1 вед: Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи: … (фамилию семьи и имя капитана – ребенка).

2 вед: Оценивать ваши успехи будет жюри, в составе 5-ти человек (представление членов жюри). Каждая команда имеет свою «накопительную корзину», в которую на протяжении всех состязаний, за быстро и правильно выполненное задание, будут складываться мячи (баллы). И таким образом, участникам и болельщикам будут наглядно видны результаты состязаний.

1 вед: Итак, представляем слово нашим участникам… (участники по очереди говорят название команды и девиз).

2 вед: Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой – вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два! И даже с минутами. Не верите? Проверьте сами. Итак, в добрый путь!

1 вед:

1-й конкурс «Словесная дуэль»

На стене вывешивается слово «физкультура». Участники должны из данного слова составить как можно больше коротких слов. Время на раздумье 1 минута. Победителем будет команда, назвавшая слово последней. (Каждой команде для данного конкурса выдается лист бумаги и карандаш).

Жюри подводит итоги.

2 вед:

2-й конкурс «Автогонки»

Этот конкурс проводится среди капитанов команд, т.е. детей.

Кататься на машине – это не только удовольствие, но и спорт. Спортивная машина отличается от обычной специальными шинами, низкой посадкой, формой руля и т.д. Представим, что именно на такой машине и предстоит соревноваться нашим участникам. А поскольку у нас эстафета шуточная, то и машины будут не настоящие, а игрушечные и они уже стоят перед вашими командами. К ним привязаны веревки, на другом конце которой закреплены палочки. Ребенок наматывает веревку на палку, до тех пор, пока машина не окажется у его ног. Победителем будет та команда, которая быстрее справится с этим заданием.

Жюри оценивает результаты.

1 вед:

Не бойтесь дети дождя и стужи,
Почаще приходите на стадион,
Кто с детских лет со спортом дружит
Всегда здоров, красив и ловок и силён.

3-й конкурс «Самый сильный папа»

Сейчас все команды спешат на стадион, на улице идет дождь. Папа несет за спиной ребёнка, а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. (Каждой команде выдается зонт).

Жюри подводит итоги.

2 вед: Ваши мамы, как и вы в детстве мечтали быть известными актрисами, певицами, художницами или гимнастками. Так вот сейчас им предоставляется такая возможность.

4-й конкурс «Мама лучшая гимнастка»

Мама под музыку исполняет произвольный танец с гимнастической лентой.

Жюри оценивает результаты.

1 вед: Помните, каким образом путешествовала лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? Она заставила уток взять в клювы палку, а сама, уцепившись за неё, взлетела вместе со стаей. В этой эстафете участникам придется проделать примерно то же самое.

5-й конкурс «Лягушка-путешественница»

Папа и мама несут палку, на которой сидит ребенок, держась за шеи родителей. Побеждает та команда, которая первая придет к финишу.

2 вед: Сейчас всем предстоит убедиться в том, что каждый член семьи выполняет свою важную роль, а все вместе они - сила.

6-й конкурс «Круговая порука»

Все участники стоят по кругу, правой рукой придерживают гимнастическую палку, которая одним концом стоит на полу. По свистку все быстро должны убрать руку со своей гимнастической палки и придержать впереди стоящую. Кто остался без палки (упала), тот выходит из игры. Побеждает один – самый стойкий участник и балл присуждается его команде.

Жюри подводит итоги.

1 вед: То, что мы сейчас предложим – это очень редкий вид спорта. Про него мало кто что знает. Так как вид спорта называется «Ночные снайперы», одно известно точно: соревнования эти должны проходить ночью. Поэтому участникам мы завяжем глаза, и для них наступит ночь.

7-й конкурс «Ночные снайперы»

Папы в касках на голове, с завязанными глазами, с поварёшкой в руке, ползут на четвереньках. При этом они стучат поварёшкой по полу, в поисках клада. Клад находится под кастрюлей в центре круга. (Предварительно на линии старта папа, стоя на четвереньках, вращается вокруг себя, пока все считают до пяти). Побеждает та команда, чей папа первым ударит по кастрюле. (Пока жюри подводит итоги за прошедшие семь конкурсов, болельщики и участники выполняют глазодвигательную гимнастику).

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз, (движения глазами, голова прямо)
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Вращение глазами)
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз. (Смотреть то на палец, то вдаль)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз. (Нажимать с двух сторон от переносицы)
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

2 вед: Когда-то это занятие было популярным во всех странах. Теперь это вид спорта, но поклонников у него не стало меньше. Наверное, никто из участников не откажется стать «всадником» и проскакать с ветерком верхом на лошади. Правда, лошади в этой эстафете не совсем обычные. Их заменят прыгающие мячи. Что делает настоящий всадник перед забегом? Вскакивает в седло, берет поводья в руки, стремительно ударяет по бокам лошади и, прикрикивая: «Но! Пошла!», двигается вперед. Давайте попробуем!.. Все хором кричат: «Но! Пошла!»

8-й конкурс «Скачки»

Все участники команд по очереди прыгают на мячах-лошадках (прыгающие мячи). Побеждает та команда, которая первая придет к финишу. Жюри подводит итоги.

1 вед:

9-й конкурс – это многоборье «Вкус победы!»

Испытать этот вкус должен каждый член команды! Участники «паучками» (папа, мама и ребенок встают спиной друг к другу, сцепившись локтями) добегают до отметки, обратно возвращаются по «льдинам» (дается по 2 газеты на каждую семью – передвигаются, наступая всей семьёй на одну газету, вторую подтягивают вперед и затем перепрыгивают на неё и т.д.). На финише их ждет напиток под названием «Вкус победы» (этикетки сделаны организаторами конкурса). Побеждает та команда, которая быстрее выпьет напиток через коктейльную трубочку. Жюри подводит итоги.

2 вед:

10-й заключительный конкурс «Привал»

Все участники по очереди должны добежать до спального мешка, забраться в него, застегнуться, затем расстегнуться и выбравшись из него, вернуться к своей команде. (У каждой команды свой спальный мешок). Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

1 вед: На привале у костра все обычно отдыхают, играют, веселятся и поют песни. Так вот давайте и мы с вами споем песню «Неразлучные друзья…»

Пока взрослые и дети исполняют песню, жюри вместе со своими помощниками подсчитывают мячи в «накопительных» корзинах, подводят итоги, объявляют результаты и награждают команды грамотами и призами.

Режим дня в жизни  школьника.

Анкетирование учащихся  класса.

-В котором часу  ты  встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты  встаешь  охотно или  с   трудом?

-  Какие процедуры входят в твой   утренний   туалет?

-  Делаешь  ли ты зарядку по  утрам?

- Ты делаешь ее один или  с  родителями?

- Как  долго   ты делаешь  уроки?

- Ты  выполняешь  их сам или тебе помогают  твои родители?

-Гуляешь  ли ты   на  улице перед тем, как начать выполнять домашнее задание?

-В  котором часу  ты  идешь  спать?

Анкетирование родителей учащихся  класса.

- Считаете ли вы необходимым  условием успешности   учебной деятельности  вашего ребенка  выполнение  им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам   или вы его  будите?

- Он   встает  охотно или  с   трудом?

- Как   вы на это реагируете?

-Занимаетесь  ли вы  закаливанием  собственного  ребенка?

-Делает ли  ваш  ребенок зарядку?

- Являетесь ли  вы  для него в этом примером?

-Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное  время на  свежем  воздухе?

-Ваш ребенок  делает  уроки  сам или  вы ему помогаете?

- Как долго, по-вашему, делает  уроки ваш ребенок?

- Каков  ежедневный ритуал   ухода ко сну вашего ребенка?

- Какие приемы вы используете для того,  чтобы ребенок чувствовал себя  здоровым и  бодрым?

Что нужно знать   родителям  о физиологии  младшего  школьника?

Полезные  советы на каждый день.

Анкетирование учащихся  класса.

- Тебе нравятся уроки  физической культуры?

- Какие упражнения тебе  нравятся больше  всего на  уроках физической культуры?

-Какую отметку ты чаще всего получаешь на уроке физической культуры?

-Тебе нравится  ваш учитель?

- В каких  кружках и  секциях тебе хотелось бы  заниматься?

-В каких спортивных мероприятиях класса  ты  хотел бы участвовать?

-Что бы ты хотел в себе исправить  с помощью уроков  физической культуры?

-Что бы ты хотел пожелать учителю физической культуры?

- О чем хотел бы  попросить родителей по данной  теме?

Анкетирование родителей учащихся  класса.

-Нравятся ли  вашему ребенку  уроки физической культуры в школе?

-Позволяете ли вы себе забирать  своего ребенка с урока физической культуры, если вам это необходимо?

-Считаете ли вы урок физической культуры равноценным по значимости с другими предметами?

-  Присутствовали ли вы  когда - ни будь на уроке  физической культуры?

-Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию в школе или  вне  школы?

-Что вы знаете о спортивных достижениях  вашего ребенка, если таковые  имеются?

-Какой  вы видите организацию  спортивной работы в классе,  в котором учится ваш ребенок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»

laquo;Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». (Василий Александрович Сухомлинский...

Педагогический опыт на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития школьников с нарушением интеллекта»

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающ...