Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»
статья на тему
Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очередь педагогам дошкольных отделений и среднего общего образования, в связи с переходом их на реализацию образовательных программ, составленных в соответсвии с ФГОСами дошкольного и общего образования. В выступлении сделан акцент на роль и значимость образовательной деятельности учащихся за рамками уроков, представлен опыт организации внеурочной деятельности в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete._vneurochnaya_deyatelnost.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»
Внедрение и реализация ФГОС в образовательных учреждениях вносит новые акценты в их деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, предполагая его «выход» за рамки классно-урочной системы.
В связи с этим, возрастает роль внеурочной деятельности, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого школьника.
ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.
Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
- учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
-внеурочная деятельность».
Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности школы, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для школы внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых ею функций.
Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные времена менялись в зависимости от приоритетов, установок сформированных под влиянием идеологических и культурных потребностей общества.
И для того, чтобы более четко понимать. с чем мы сталкиваемся содержательно говоря о внеурочной деятельности в контексте ФГОС, остановлюсь немного на том, в чем же ее отличие от того, что мы имели раньше.
Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», трактовались они как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
В 1920–1970-е годы чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривалась как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха.
Внеклассная работа выступает как составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа».
Её основными задачами называются:
- создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,
- организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,
- внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.
Ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.) придерживались термина «внеклассная деятельность» и рассматривали её как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. По мнению этих авторов, в отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, а является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.
Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями.
Во внеурочной работе это были специально организуемые, руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы:
1.самостоятельные учебные занятия (как часть учебной деятельности), соединяющие выполнение текущих домашних заданий и факультативные занятия;
2.занятия по подготовке к самостоятельному чтению, письму, подготовке докладов и т.п.;
3.занятия творчеством в разных кружках, самодеятельных коллективах, агитбригадах, детским и юношеским спортом, туризмом;
4.работа в школьных трудовых бригадах, кооперативах и в других трудовых объединениях, работающих по заказам предприятий (и многие другие);
5.клубы и другие любительские объединения;
6.школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования и т.п.
Отдельными формами внеурочной, внеклассной работы стали «организация продленного дня» и «самоуправление учащихся».
Какова бы ни была форма, одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.
Однако с 80-х годов прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не только к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС начального и основного общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.
Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, (гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства) как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждением предусмотрено время, как на учебные курсы, так и на внеурочную деятельность с оптимальными формами их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
В соответствии с учебным планом в 2015-2016 учебном году в начальных классах по направлениям внеурочной деятельности предусмотрены занятия по авторским образовательным программам и программам внеурочной деятельности в системе УМК «Начальная школа XXI века»:
Направление | Название | Классы | Итого | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
спортивно-оздоровительное | Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
духовно-нравственное | «Праздники, традиции, ремесла народов России» | |||||
«Этика: азбука добра» | ||||||
социальное | «Я — пешеход и пассажир» | |||||
«Азбука безопасности» | ||||||
«Все цвета кроме чёрного»; | ||||||
« Моя первая экология» | ||||||
«Экономика: первые шаги» | ||||||
общеинтеллектуальное: | «В мире книг» | |||||
«Занимательная математика» | ||||||
«Удивительный мир слов» | ||||||
«Занимательная информатика» | ||||||
«Развитие познавательных способностей» | ||||||
художественно-эстетическое | «Квилинг» | |||||
Проектная деятельность | «Я - исследователь» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Все мы помним, что проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, исследовательских работ, конкурсов, выставок.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления обучающихся. Организовано двухразовое горячее питание. После уроков у обучающихся есть возможность посетить спортзал, ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.
Режим работы строится по следующей схеме: первая половина дня отводится на урочную деятельность с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня обучающиеся сначала отдыхают и обедают, а затем посещают мероприятия внеурочной деятельности.
В соответствии с приказом Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы было скорректировано.
Отмечается также, что реализация основной образовательной программы начального общего и основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а также с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления.
Можно заметить, что ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность использования которого определяет каждая школа самостоятельно. Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться.
Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.
Общими характеристиками
внеурочной деятельности | дополнительного образования |
время реализации | — вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ |
формы организации и виды деятельности | (кружки, секции, клубы) (художественная, спортивная, досуговая и др. |
|
Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются:
Внеурочная деятельность | Дополнительное образование | |
основная организационная «единица» | класс или группа одноклассников или на уровне параллели классов и на общешкольном уровне | творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов |
кадры | классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы | педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми |
взаимодействие | между учителем и учениками | между педагогом (мастером, тренером) и ребенком |
возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями) | организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники |
Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.
Проект решения по данному вопросу:
Педагогическому коллективу активнее внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии, как необходимый фактор освоения образовательных программ и развития талантов школьников через урочную и внеурочную деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"
доклад на тему в сопровождении презентации...
Выступление на педагогическом совете "Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми".
Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, напра...
Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования.
Внеурочная деятельность,её роль и место в учебно-воспитательном процессев контексте ФГОС начального общего образования....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»
Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие формированияю функциональной грамотности школьников. ...