Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»
статья на тему

Селезнева Елена Владимировна

Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очередь педагогам дошкольных отделений и среднего общего образования, в связи с переходом  их на реализацию образовательных программ, составленных в соответсвии с ФГОСами дошкольного и общего образования. В выступлении сделан акцент на роль и значимость  образовательной деятельности учащихся за рамками уроков, представлен опыт организации внеурочной деятельности в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete._vneurochnaya_deyatelnost.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»

Внедрение и реализация ФГОС в образовательных учреждениях вносит новые акценты в их деятельность  по организации учебно-воспитательного процесса, предполагая его «выход»  за рамки классно-урочной системы. 

В связи с этим, возрастает роль внеурочной деятельности, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого школьника.

ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

-внеурочная деятельность».

Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности школы, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для школы внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых ею функций.

Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные времена менялись в зависимости от приоритетов, установок сформированных под влиянием идеологических и культурных потребностей общества.

И для того, чтобы более четко понимать. с чем мы сталкиваемся содержательно говоря о внеурочной деятельности в контексте ФГОС, остановлюсь немного на том, в чем же ее отличие от того,  что мы имели раньше.

Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», трактовались они как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

В  1920–1970-е годы чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривалась как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха.

Внеклассная работа выступает как составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа».

Её основными задачами называются:

  • создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,
  • организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,
  • внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.) придерживались термина «внеклассная деятельность» и рассматривали её как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. По мнению этих авторов, в отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной,  а является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями.

Во внеурочной работе это были специально организуемые, руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы:

1.самостоятельные учебные занятия (как часть учебной деятельности), соединяющие выполнение текущих домашних заданий и факультативные занятия;
2.занятия по подготовке к самостоятельному чтению, письму, подготовке докладов и т.п.;
3.занятия творчеством в разных кружках, самодеятельных коллективах, агитбригадах, детским и юношеским спортом, туризмом;
4.работа в школьных трудовых бригадах, кооперативах и в других трудовых объединениях, работающих по заказам предприятий (и многие другие);
5.клубы и другие любительские объединения;
6.школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования и т.п.

Отдельными формами внеурочной, внеклассной работы стали «организация продленного дня» и «самоуправление учащихся».

Какова бы ни была форма, одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Однако с 80-х годов прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не только к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС начального и основного общего образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.

Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, (гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства) как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждением  предусмотрено время, как на учебные курсы, так и на внеурочную деятельность с оптимальными формами их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

В соответствии с учебным планом в 2015-2016 учебном году в начальных классах  по направлениям внеурочной деятельности предусмотрены занятия по авторским образовательным программам и программам  внеурочной деятельности в системе УМК «Начальная школа XXI века»:

Направление

Название

Классы

Итого

1

2

3

4

спортивно-оздоровительное 

Подвижные игры

1

1

1

1

4

духовно-нравственное

«Праздники, традиции, ремесла народов России»

«Этика: азбука добра»

социальное

«Я — пешеход и пассажир»

«Азбука безопасности»

«Все цвета кроме чёрного»;

« Моя первая экология»

«Экономика: первые шаги»

общеинтеллектуальное:

«В мире книг»

«Занимательная математика»

«Удивительный мир слов»

«Занимательная информатика»

«Развитие познавательных способностей»

художественно-эстетическое

«Квилинг»

Проектная деятельность

«Я  - исследователь»

1

1

1

1

4

Все мы помним, что проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, исследовательских работ, конкурсов, выставок.

На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления обучающихся. Организовано двухразовое горячее питание.  После уроков у обучающихся есть возможность посетить спортзал, ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.

Режим работы строится по следующей схеме: первая половина дня отводится на урочную деятельность с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня обучающиеся сначала отдыхают и обедают, а затем посещают мероприятия внеурочной деятельности.

В соответствии с приказом Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы было скорректировано.

Отмечается также, что реализация основной образовательной программы начального общего и основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а также с  использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления.

Можно заметить, что ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность использования которого определяет каждая школа самостоятельно. Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться.

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками

внеурочной деятельности

дополнительного образования

время реализации

— вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ

формы организации

и виды деятельности

(кружки, секции, клубы) (художественная, спортивная, досуговая и др.

  • связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

основная организационная «единица»

класс или группа одноклассников или на уровне параллели классов и на общешкольном уровне

творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов

кадры

классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы

педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми

взаимодействие

между учителем и учениками

между педагогом (мастером, тренером) и ребенком

возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями)

организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники

        Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

Проект решения по данному вопросу:

Педагогическому коллективу активнее внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии, как необходимый фактор освоения образовательных программ и развития талантов школьников  через  урочную и внеурочную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Выступление на педагогическом совете "Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми".

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, напра...

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования.

Внеурочная деятельность,её роль и место в учебно-воспитательном процессев контексте ФГОС начального общего образования....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»

Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие  формированияю функциональной грамотности школьников.  ...