Конспект занятия по краеведению "Знаменитые люди России-наши земляки"
творческая работа учащихся по теме
Конспект занятия по краеведению "Знаменитые люди России-наши землякию" Дейнеко Вадим- заслуженный артист России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Учитель: Евстафьева В.К.
Тема: Знаменитые люди России -наши земляки.
Цель: Познакомить детей с известным земляком Дейнеко Вадимом, прославившим Россию (имя и биография), расширить знания о деятельности и заслугах перед отечеством; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю
Планируемые результаты: дети знают имя земляка , прославивших Россию, знакомы с его биографией и заслугами перед отечеством, формулируют ответы на вопросы педагога, развивать умения и навыки экскурсовода.
Тип занятия: комбинированный.
Используемые формы организации познавательной деятельности
учащихся :индивидуальные, фронтальные, групповые.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
рассказ педагога, дидактические упражнения,
видеофрагменты из праздника словарная
работа, презентация
Материалы и оборудование: карточки с текстом, фотографии театров, афиши, презентация, использование ИКТ.
Ход занятия:
- Орг.момент.
-Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою улыбку . Я рада что у вас хорошее настроение.
Учащиеся дарят друг другу и учителю улыбку.
(на доске висят афиши) - Дети скажите, что это? (звучат ответы детей) - Интересно, о чем хотят они нам поведать? Для того чтобы это узнать, нужно всем вместе переместиться .а вот куда вы скажете посмотрев, на эти фото. (фото театров). Вы готовы?
- Актуализация знаний.
-А кто из вас знает как называется страна ,в которой мы живём? ( Россия.)(Слайд1)
-Чем является Россия для нас всех? (Большая могучая Родина)
-Как называется столица нашей Родины?( Город Москва).(слайд2)
-Кто президент нашей страны? (Владимир Владимирович Путин)
-Назовите область и район, где вы живете?(слайд3)
.-Ребята, поднимите руку ,кто родился в Кутулике??(Учащиеся поднимают руки)
-Значит Кутулик, чем является для вас?( Малой родиной).
-Мы видим не все дети родились в Кутулике.. Встаньте эти ребята. Давайте знакомиться.
-Ученики, которые родились не в Кутулике называют, где находится их Малая родина.
3.Постановка учебной проблемы
-Ребята, как называются люди, которые живут в России?
-Чтобы крепло наше могучее государство, чтобы процветал наш Кутулик, наш район, наша область, какими должны быть граждане России?
-Добрыми(помогать друг другу), воспитанными(уважать окружающих вокруг себя людей), грамотными(стремиться получить образование), трудолюбивыми, умными(осваивать компьютерные технологии), культурными(читать книги, ходить в музеи и театры). А все эти театры находятся в городе Иркутске.
4. .Формулирование темы и цели занятия
В нашем поселке Кутулик родились, выросли и живут многие замечательные люди. Одних мы знаем по рассказам родителей, с судьбами других нас знакомят в детском саду и в школе. А бывает и так, живешь рядом с человеком и ничего о нем не знаешь. Жители Кутулика помнят праздник, посвященный 235- летию поселка (показываю видеоролик ). Знаете ли вы, кто исполняет песню про Кутулик?
Самое незабываемое впечатление кутуликчанам и гостям оставил концерт коллектива Иркутского театра Народной Драмы. В этом прекрасном коллективе работает наш земляк, выпускник КСШ Вадим Дейнеко. Хотели бы вы узнать о нем побольше? Значит темой нашего занятия будет Знаменитые люди нашего поселка, а точнее - Дейнеко Вадим- заслуженный артист России. В нашей школе работают родственники Вадима – Сердюкова Елена Васильевна и Дейнеко Александр Васильевич.
5.. Открытие новых знаний.
(Работа по группам)
А сейчас вы поработаете в группах, познакомитесь с разными периодами в жизни Вадима Дейнеко, а затем проведете небольшую экскурсию и расскажете всем .
1. группа
Детские годы
Родился Вадим Владимирович на Чукотке 14 сентября 1962 года, в поселке Шахтерском Надырского района. Ребенком был слабым и по совету врачей в 3 года его перевезли в Таджикистан. Там проучился до 9-го класса. После перебрались в поселок Кутулик. Кутулик – родина знаменитого драматурга Александра Вампилова. Для семьи Дейнеко был человеком близким, дружил с отцом и тетей. Вместе играли в оркестре: отец Вадима Владимировича – на трубе, а Вампилов – на домре. Родители – Галина Петровна и Владимир Иванович всю жизнь проработали в аэропорту. Отец – летчиком, а мама при штабе. Мама – спокойная и добрая, всегда пела. Отец играл на баяне .
С маминой стороны дед Григорий – фронтовик, баянист, погиб на фронте. С отцовской – дед Иван, тоже воевал и играл на гармошке.
Вадим практически с самого рождения все летние месяцы проводил в Кутулике, а когда переехали окончательно, стали вести собственное хозяйство. Росли с братом Виктором как обычные пацаны, вся округа была в их мальчишеской власти.
Вадима всегда интересовало образование своей фамилии. Когда стал изучать, оказалось следующее. Фамилия вполне распространенная, казачья, означает – «казак-пластун, вооруженный дубиной». Пластуны – это казачьи войска, выполняющие особо трудные задания, так называемый «казачий спецназ». Неслучайной оказалась тяга ко всему казачьему.
Сначала Вадима отдали в музыкальную школу учиться играть на баяне. Педагог был слепой, но очень хороший. Но продержался там Вадим всего год. Дело в том, что, будучи страшным непоседой и любителем спортивных занятий, он совершенно не мог усидеть в длительном изучении нотной грамоты. Музыку подбирал только на слух. Смотрел в ноты и ничего не понимал. С полгода обманывать удавалось всех: и преподавателя, и родителей
Потом была гитара. Играл на ней в школе на танцах, в ансамбле. Гармонь впервые взял в руки лет в одиннадцать. Так как зимние и летние каникулы проходили в Сибири, Вадим частенько заезжал в гости к тете Зине Дейнеко в семейскую деревню Малый Куналей. Там у двоюродных братьев Генки и Сашки услышал русскую гармошку. Они играли плясовые и веселые наигрыши. Конечно, Вадим тоже попробовал, потянул меха, удивился звучанию, строю. Играл еще на барабанах. В наш Дом культуры приезжали даже из города на танцы, народу было много. Ансамбль играл разнообразную музыку: от современных ритмов до народных песен. Зарубежная эстрада звучала, песни из популярных кинофильмов…Еще Вадим танцевал, играл в духовом оркестре, ездили с концертами по району.
2 группа
Студенческая пора
Когда Вадим окончил школу, хотел работать на земле, так как искренне и по-крестьянски любил землю, Родину, думал работать трактористом – растить хлеб, так его воспитали. Вообще, Вадим считает, в нашем поселке Кутулик особая атмосфера, особые отношения, уклад, необычный юмор. Об этом и Александр Вампилов писал. С детства Вадим наблюдал за взрослыми и впитывал все как губка. Как говорят, как шутят, как играют, как поют… Характеры нашего поселка – теперь в нем, он не раз в своем актерстве извлекал их из памяти и образы сразу становились объемней, ярче.
Талантов в Вадиме таилось – хоть отбавляй, и решил он (с согласия родителей) поступать в институт. «Тогда с движением поездов туговато приходилось, поехали на вокзал без билетов - вспоминает Вадим.- Посадили меня в фирменный поезд, в какой –то спальный вагон, в купе к генералу. Вот повезло! А я – простой деревенский парень, открытая душа, подъезжая к Улан- Удэ, ходил уже в любимцах всего вагона. Я и пел, и байки рассказывал, и угощал из сумочки. В общем, весело доехал.» Поступил в институт, где началась замечательно-бодрая студенческая жизнь. Педагоги – московские и «питерские», парни и девчата – таланты, со многими и по сей день поддерживаются отношения. В институте Вадим впервые познакомился с театральной студией. Однажды для участия в спектакле(тема сюжета – балаганная ,скоморохи, ярмарка) понадобилась гармошка ,тогда Вадим взял ее и стал играть потихонечку. Институтские педагоги научили правильному отношению к творческой работе и профессиональному подходу к любому начинанию в искусстве. Учился Вадим на хореографическом отделении, по диплому – «балетмейстер, руководитель танцевального коллектива». За годы учебы играл на баяне, проявлял себя как актер, успешно танцевал, овладел гармонью.
А по окончанию института началась армия. Там Вадим попал в ансамбль песни и пляски Забайкальского военного округа, блестящих профессионалов, где он начал заниматься народными танцами. «Тут меня научили работать, - рассказывает Вадим. – Для того, чтобы хорошо танцевать, нужно воспитывать в себе чувство любви к народной эстетике. Хочешь чего-то добиться, что-то из себя представлять , значить в жизни, хочешь уважения, чтобы считались с твоим мнением – ра-бо-тай! До пота, до неимоверной усталости, через «не могу». Через полтора месяца он стал солистом. С ансамблем они объехали огромное количество населенных пунктов, невзирая на усталость ли, болезнь ли – всегда выходили и работали. Многие парни, с кем служил Вадим, сегодня прекрасные артисты, работают в высокопрофессиональных коллективах.
3 группа
Театр музыкальной комедии
После армии поступил в Театр музыкальной комедии в городе Иркутске. И до сих пор живет там. В театре проработал два года, где была абсолютная классическая атмосфера и он, пришедший из народного ансамбля, где в цене кураж, сила, эмоция. «Мне сразу сказали: Ты свои дробушки забудь,и чтобы мы больше этого не видели. –вспоминает Вадим. –Правда мы с землячком и сослуживцем Сергеем Ханюковым тихонечко в гримерочке постукивали, побрякивали и погромыхивали. От нас все устали, потом привыкли и приняли такими, какие есть. Театр комедии тоже многое дал, в жизни ничего не бывает напрасным. Я, например, узнал изнутри строение академического театра, его быт и традиции, играл в спектаклях, пел, танцевал. Кстати, именно в начале 80-х годов, работая в музкомедии, я, возвращаясь как-то с работы домой, нашел в буквальном смысле «на помойке», около мусорных баков, запчасти от гармошки. Я по мусоркам не имею привычки промышлять, а вот чем-то привлек меня мешок с торчащими кнопочками. Принес я гармонь эту разобранную в дом, собрал, отремонтировал…»
Так появилась первая гармошка. Вадиму тогда было 23 года. Вскоре в его жизни возник спектакль, где и пригодилась гармонь на профессиональной сцене. С того времени с гармонью не расстается.
4 группа
.Народный театр – театр русской славы
Впервые Вадим услышал о театре еще в 10-м классе школы от учительницы математики Юлии Борисовны Соломеиной. Как-то она съездила в Иркутск на спектакль Александра Вампилова «Утиная охота». Поставили пьесу в каком-то молодежном театре. Ей очень понравилось, она с искренним восторгом рассказывала, какие в театре замечательные ребята! И сами шьют костюмы, и поют, и горят творчеством. Вадиму это уже в 16 лет в сердце запало. Когда учился в Улан-Удэ, заезжал не раз в Иркутск в этот театр- студию. Потом Вадим уволился из Театра Музыкальной комедии и ушел с головой в работу с гуслями, с гармонью, с русскими рожками и с народным пением. Вообще о своем Театре он может рассказывать часами. «Театр – это целый мир. Это служение. Я и мои товарищи – воины духа. Есть воины духа, что служат Господу в храме. Есть воины духа с пером – это наши писатели… А театр, институт театра настолько сегодня опорочен, я бы сказал, дискредитирован, все понятия подменены до такой степени, что само слово «театр» вызывает у человека отрицательное отношение. Какие, мол, воины духа? Наш театр называют «патриотическим», «общероссийским достоянием», «школой духовного воспитания». «родником исконно русских традиции». Да, театр – православный, а режиссер Михаил Корнев считает, что «театр должен быть воином - защитником отечества, а главная его цель – созидание души человека».
По мнению Вадима в театре пригождается и проявляется так или иначе все: слово, музыкальность, голос, пластика, мастеровитость, организаторские способности. В театре путь становления - не из легких. И к нему Вадим шел долго. Но все-таки нашел себя. В театре он на любимом и важном для себя месте.
Театр Народной Драмы близок к народу, живет его чаяниями, радостями и событиями не только на сцене. В трудные дни они были и в Приднестровье, и в Чечне. Работали в окопах, попадали под обстрелы. Дважды ездили в Югославию, исколесили Босну и Косово Поле. И везде была собой гармонь – полноправный участник команды, а под нее народные песни. Эти поездки говорят об их гражданской позиции.
Известно, что Вадим крестился в 25 лет, осознанно. Во время перестройки занимался русской культурой, пропитанной православием. И как он сам говорит: Без веры – никак, никуда, ни за чем, ни к чему, ни в жизни бытовой, ни в труде праведном. В театре, на сцене вера помогает войти в образ и переживать по- настоящему.
Одна встреча с таким же серьезным и православным человеком стала для Вадима определенным потрясением. Встреча с Геннадием Дмитриевичем Заволокиным. Очень потрясло его отношение к делу, к религии, к Отечеству, к будущему. Коллектив театра многому научился у него: нельзя судить людей, надо с ними общаться, познавать, надо трудиться, не предавать дело даже в малом, быть верным, терпимым, нужно спешить, многое успевать, не откладывая… В телепередаче «Играй, гармонь» Вадим был неоднократным участником.
Дружит театр с хорошими, замечательными людьми. Николай Петрович Бурляев, актер и режиссер, вместе много лет проводят театральные и кино фестивали. Из мира кино дружны с актерами Александром Михайловым, Владимиром Гостюхиным… С писателями – Василием Беловым, Михаилом Щукиным, Валентином Распутиным… Общаются с Виктором Захарченко и его Кубанским казачьим хором. Они исполняют «Славянку». Слова на мелодию великого русского марша Агапкина родились в их театре. Через эту песню у театра огромное число друзей- военных – это дальняя авиация, десант, спецназ. Вадим говорит, что для армии они работали и будут работать, у них в коллективе все-таки воинское направление. И еще их именуют «Театр русской славы».
Держат связь с духовенством. Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим поддерживает коллектив с самого начала. У них много совместных деяний. Театр помогает в строительстве иконостасов, проводят праздники – Крещение, Троицу, Пасху, ставят на берегу ледовые городки, прорубают проруби на Богоявление. Вот такие разносторонние друзья – соратники у Театра Народной Драмы.
О своей семье Вадим рассказывает с теплотой. С женой Светланой взаимопонимание, общие проблемы, интересы. Воспитывают двоих детей Павла и Аню.
6..Самостоятельная работа
7. Применение новых знаний
-А сейчас вы поработаете в роли экскурсоводов и расскажете самое интересное.
(рассказывают)
9..Рефлексия. С каким известным земляком вы сегодня познакомились? Что интересного вы о нем узнали? Кто захотел быть в роли экскурсовода? Где вы можете использовать полученные знания?
10.Итог занятия
Сегодня мы рассказали о простом , на первый взгляд ,человеке. Он так же, как и мы ходил в нашу школу. Но с детства у Вадима сложилось собственное представление о настоящем. Он видел, как пытались сохранить свою культуру его родители. Матушка пела прекрасно народные украинские песни. Повезло и в институте культуры и в армии. Там он прошел мощную школу, где научили по-настоящему работать, превозмогать трудности. Там Вадим впервые узнал о существовании огромной русской воинской культуры. Далее, работая в музыкальной комедии приходилось много трудиться.
Еще будучи совсем маленьким мальчиком, Вадим сказал своей матушке: «Я буду актёром». Сказал не как о своем сокровенном желании- ни в детстве, ни в юности он не мечтал об этом; он мечтал стать трактористом и работать на земле. Сказал просто как о своем будущем…
А теперь… Теперь позади множество сыгранных ролей, множество концертных вокальных программ, много бесконечно благодарных зрителей.
Иркутский Театр народной драмы стал одной из главных достопримечательностей города. Многие знают , любят этот театр и не только по всей России, но и за ее пределами.
Благодаря таким людям русские традиции не останутся в прошлом, а пойдут дальше, в поколения. В этом и есть предназначение актера- показывать русский характер- добрый, любвеобильный, крепкий, широкий, радостный, такой, какими были наши предки.
Хочется, чтобы вы обращали внимание на то, что рядом с нами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, люди, которые стараются сделать светлее нашу жизнь в меру своих возможностей. И на том держатся наша душа, наша культура, наша красота, в конце концов – наше земное существование. В заключение я хочу пожелать всем нам никогда не терять своей народности, без неё мы – «перекати-поле», ничего не имеем, нас как бы и нет. Если есть почва, значит, будут мощные корни, затем – крепкий ствол, имеющий могучую крону, а крона будет зеленеть, цвести и приносить плоды. Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Понимать надо, что мы за народ. Великий. Русский. И величие наше не гордости, а в жертвенности .
Сегодня Вадим Дейнеко ведущий актер Иркутского театра народной драмы. С 2003 года – Заслуженный артист России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герои России-наши земляки
Презентация о ветеранах Великой Отечественной войны-наших земляках...
Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...
«Герои – России – наши земляки." Классный час
«Герои – России – наши земляки." Классный час...
Конспект по внеурочному занятию по теме "Россия-наша Родина"
Конспект по внеурочному занятию по теме "Россия-наша Родина"...
Конспект внеурочного занятия по теме "Россия - наша Родина"
Конспект внеурочного занятия по теме "Россия - наша Родина" по духовно-нравственному направлению.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17252394","attributes":{"alt":"","cl...
Краткосрочный проект "Богатства, отданные людям" о знаменитом земляке Очирове П.Т.
Краткосрочный проект о знаменитом земляке из Закаменского района Очирове П.Т. выполнен учеником 3 "а " класса МАОУ СОШ №37 Гуржаповым Виктором....
Конспект урока по окр.миру. Россия – наша Родина
Тема: «Россия – наша Родина»Цель: - познакомить с природой своей страны, городами, полезными ископаемыми, жителями и их достижениями.Задачи: - научить использовать карты для по...