Роль исследовательской деятельности при формировании УУД младших школьников.
статья на тему
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, встала необходимость формирования универсальных учебных действий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми учащимися. Статья раскрывает обобщенный педагогический опыт учителя, как в результате использования исследовательской деятельности учащихся, формируются определенные группы УУД у младших щкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_issledovatelskoy_deyatelnosti_pri_formirovanii_uud_mladshih_shkolnikov.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт.
Роль исследовательской деятельности
в формировании УУД младших школьников и
совершенствовании читательских навыков.
Я на протяжении ряда лет работаю по дидактической системе Л.В. Занкова и считаю, что чтение – это основное орудие школы, которым она должна действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих питомцев. Особенно это касается начальной школы.
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». Он выделял пять резцов инструмента, с помощью которого человек может добывать знания: умение наблюдать явления окружающего мира, умение думать, умение выражать мысль о том, что видишь, умение читать, умение писать. Главная причина слабых знаний учащихся – неумение пользоваться этими инструментами, и прежде всего – в неумении активно наблюдать и читать. Во время чтения силы многих детей идут на сам процесс, и не остается сил на осмысление прочитанного.
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, встала необходимость формирования универсальных учебных действий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми учащимися. Мне хотелось бы показать свой подход к формированию УУД во внеурочной деятельности.
Обследуя речь детей в 1 классе, я пришла к неутешительному выводу, что почти у 70% детей беден словарь, бедна грамматическая сфера. Дети затрудняются в составлении рассказа по серии картин, по сюжетной картинке. При формообразовании слов особенную трудность представляют слова с выпадением корневого гласного, чередование корневых согласных, слова с подвижным ударением; в речи учащихся крайне мало прилагательных, почти нет наречий, неправильны образования форм глагола. Эти проблемы мешают достичь качественного чтения, приближающегося по темпу к разговорной речи. Конечно, я много работаю по развитию устной речи учеников. Для преодоления недостатков в обучении чтению я постоянно формирую у детей умение читать творчески, квалифицированно, т.е. владеть чтением - общением. Но, было очевидно, что работу эту нужно углубить. И вот тут мне помогло включение в работу проектной исследовательской деятельности.
Метод проектной исследовательской деятельности не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и, что главное, свободно ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследования, развивать критическое мышление.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.
Существуют три основных принципа организации научно-исследовательской деятельности:
- Принцип развития личности.
- Принцип преемственности в расширении знаний.
- Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования считается особенно важным для повышения качественного уровня читательских навыков учащихся, т.к. именно он дает большой образовательный эффект, возникает взаимосвязь классного и дополнительного внеклассного обучения,
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества личности:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.
В целом, исследовательская деятельность подразделяется на следующие категории:
- Творческие проекты – не имеющие детально проработанной структуры совместной деятельности. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, альманах и т.д.
- Приключенческие игровые проекты. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результат таких проектов виден зачастую только к моменту завершения действия.
- Практически ориентированные проекты.
- Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов.
Мы пробовали свои силы практически в каждом виде этих проектов. Я пришла к выводу, что вид информационных проектов наиболее актуален в начальной школе как дополнительный фактор повышения качества чтения. Он стал более близок мне как средство достижения образовательной цели – развития речевой культуры и читательских навыков младших школьников.
Самое несложное – это исследовательский реферат. Я часто провожу уроки-конференции, например, по окружающему миру. Предшествует этим урокам специальная подготовка. Темы дети выбирают сами, сами объединяются в группы, пары, кто-то работает индивидуально. Даю установку: реферат должен соответствовать теме, должен содержать проблему, гипотезу, быть актуальным, с элементами новизны. Детям довольно затруднительным является определение актуальности темы, постановка гипотезы, а тем более, определение задач и методов исследования. Поэтому в течение всего времени подготовки провожу консультации для учащихся, помогаю решить эти вопросы
На уроке дети представляют свои работы, при этом учу их работать с аудиторией, ставить мотивационные вопросы, проводить рефлексию, делать выводы. Эту работу провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Участие принимают практически все.
Более сложный вид – это исследовательская работа, которая имеет четко продуманную структуру реального научного исследования.
- Актуальность темы, ее обоснование;
- Проблема, предмет и объект исследования;
- Постановка цели;
- Гипотеза;
- Определение задач исследования;
- Выбор методов исследования;
- Решение поставленных задач, достижение цели в ходе выполнения самой работы;
- Обсуждение результатов;
- Выводы и рекомендации.
Этапы выполнения исследовательской работы:
- Мотивация, выбор темы, проблематизация, актуальность;
- Целеполагание;
- Постановка задач;
- Выбор направлений исследования;
- Составление плана исследования ;
- Сбор материала:
- Подумать самостоятельно;
- Прочитать в книгах;
- Провести анкетирование, опрос;
- Получить информацию в Интернете;
- Провести наблюдение, эксперимент;
- Фиксация данных исследования;
- Проверка выдвинутой гипотезы;
- Обсуждение результатов исследования;
- Оформление и представление полученных данных;
11. Публичная презентация проведенной исследовательской работы.
На каждом из этих этапов у учащихся формируются следующие универсальные учебные умения:
Этап | Метапредметные | |
Мотивация и выбор темы проблематизация, актуальность | Личностные Мотивация, Самоопределение познавательные | Ориентируется на содержательные моменты школьной действительности. Проявляет учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; Владеет способами постановки и решения проблем творческого и поискового характера. |
Целеполагание | регулятивные | Умеет самостоятельно поставить новую учебную задачу. Новые познавательные цели ставит с помощью учителя. Умеет определять новые учебные задачи, поставленные в сотрудничестве с учителем или самостоятельно. |
Постановка задач | регулятивные | |
Выбор направлений исследования | Регулятивные | Умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации самостоятельно, в том числе во внутреннем плане. Определяет способы взаимодействия участников учебного сотрудничества, Осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умеет договариваться, находить общее решение, |
Составление плана исследования | Регулятивные коммуникативные | |
Сбор материала, фиксация полученных данных. | Познавательные: общеучебные, знаково-символические, логические, постановки и решения проблемы. | Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в том числе контролируемом пространстве Интернета; Умеет осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Умеет строить сообщения в устной и письменной форме; Умеет устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
Проверить выдвинутую гипотезу, обсудить результаты исследования | Личностные, регулятивные | Выполняет действие самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату самостоятельно. Адекватно воспринимает оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
Оформить и представить полученные данные. Сделать презентацию и доклад по проведенной исследовательской работе | Регулятивные, коммуникативные | Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Использует предложения для создания нового, более совершенного результата. Ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; |
Защитить свою работу | Личностные коммуникативные | Принимает и понимает предложения и оценки других людей, Учитывает разные мнения и умеет обосновать собственное. |
Групповая работа создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др. Особенно важно то, что погружение в содержательную работу с равноправными партнерами создает условия для более качественного и полного развития речи, формирования умения грамотно говорить и спорить. Ведь человек-создатель в процессе созидания выстраивает внутренний разговор (диалог, монолог), корректирует, оттачивает, совершенствует свою идею, готовится ее защитить.
Авторские действия детей, их творческие действия более всего позволяют им быть причастными к знанию, к культуре. Здесь я говорю не только о сочинениях по литературе, но и обо всех постоянно организуемых действиях по творчеству, сочинительству. Это может быть и сочинение задач по математике, и создание своего учебника по какому-либо разделу, и сочинение сценариев праздников, составление справочников, разработка учебных пособий и др.
Критериями успеха работы над проектом являются следующие факторы:
- достижение конечного результата;
- создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем;
- использование результата проекта другими коллективами;
- широкое распространение информации о проекте;
- освещение природного, социального, экономического аспектов;
- получение удовольствия от собственной деятельности.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Как конкретные результаты нашей исследовательской деятельности мы можем предложить учебное пособие «Чудо-дерево», книжку – раскладушку «Здравствуй, осень!», альбомы на разные темы (например, об экзотических животных), сценарии праздников различной тематики. Исследовательская работа «Какой бывает мед», с разработанными рекомендациями и рецептами по применению, серия рефератов о Золотом Кольце России, исследовательская работа «Влияние спорта на правильную осанку» и комплекс упражнений для проведения физминуток – это и многое другое стало результатом исследовательской работы учащихся.
Детям должно быть интересно учиться. Они могут и рассуждать, и мечтать. Работа с исследовательскими проектами показала, насколько богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке.
За два года целенаправленного обучения мои ученики освоили определенный уровень владения читательской деятельностью. И сейчас, когда в рамках исследовательской деятельности, я ввожу их в книжное окружение, мои дети умеют правильно действовать с любой книгой, помнят и знают те, с которыми действовали
Никто из детей, участвующих в исследовательской деятельности, не остается равнодушным к новому знанию, новой информации. Приятно видеть, как мои ученики участвуют в научно-практических конференциях в рамках городского форума «Юниорье Ачинска» и, на протяжении ряда лет, занимают призовые места.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: один метод исследовательской деятельности работает на формирование целого ряда универсальных учебных действий и достижение блока планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Есть у нас цель – сформировать УУД и достичь планируемых результатов освоения ООП НОО. Но единых путей нет. Каждый учитель строит свой путь, как через урок, так и через внеурочную деятельность. Они должны дополнять друг друга – закладываться в уроке и совершенствоваться во внеурочной деятельности, тем самым работая на цель и планируемый результат.
Список используемой литературы.
- Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова //Школьные технологии.-2006.-№5.-С.77-80.
- Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов //2007.-№6.-С.97-103.
- Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся//Школа и производство.-2007.-№№6.-С.12-20.
- Савенков, А.И. Принципы исследовательского обучения//Директор школы.-2008.-№9.-С.50-55.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников/ А.И, Савенков //Школьные технологии.-2008.-№1.-С. 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...
Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...
Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"
Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......
Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.
Роль классного руководителя в развитии личности младшего школьника посредством постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...
Роль исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса на уроках математики
«Интеллект – ничто без обще гуманной нравственности, без глубокого уважения к себе, к этому прекрасному и всему живому в нем.Воспитывать и развивать в учениках положительно заряженную энергетику, высо...
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...