«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».
методическая разработка (2 класс) на тему
К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности и так выстраивать свою учебную деятельность, чтобы научить учиться детей, привлекая их изначально рассеянное внимание. Мне в моей деятельности помогают приемы ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.73 МБ |
выступление | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальных классах»
ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач
Цель: развитие интереса к предметам; овладение новым способом решения задач.
«Хорошо – плохо» Предм ет: окружающий мир. Тема : «ПОГОДА» Задание: - Назовите плюсы и минусы природного явления ДОЖДЬ.
«Я беру тебя с собой» Предмет : окружающий мир. Темы : «Что тебя окружает?», «Предметы сделанные руками человека», «Объекты живой и неживой природы» Учитель: -Я собралась в путешествие. Я беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Когда вам станет понятно, какие объекты я собираю, поднимите руку и назовите признак. -Я беру с собой куклу. А что у вас? Ученик: - А я беру с собой ….
-Назови слово, интонационно выделяя первый звук, дай характеристику звуку по схеме на доске. «Расскажи о звуке» Предмет : русский язык. Тема : «Учимся давать характеристику звуку» Задание:
ШКОЛА СОГЛАСНЫЙ ГЛАСНЫЙ
ТРИЗ У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
«Не мыслям надо учить, а мыслить» И. Кант
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1
Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень.
Уважаемы коллеги, добрый день.
Наше общение я предлагаю сразу начать с деятельности (раз уж деятельный подход сейчас-основа преподавания).
Мне нужны помощники- 4 человека.
Коллеги, прошу вас рассчитаться на первый- четвертый..
Номеру «Первый» даю задание – руки положить за голову расставив локти в стороны.
Номеру «Второй» - нужно положить руки на талию расставив локти в стороны.
Номеру «Третий» - нужно скрестить руки на груди расставив в стороны локти.
Номеру «Четыре» - нужно поставить одну руку на талию, другую на бедро, расставив в стороны локти.
А теперь, собственно и задание (мозговой штурм), поприветствуйте друг друга локтями.
Сейчас я использовала один из приемов ТРИЗ – нестандартный вход в урок. (в мастер класс)
На какое умозаключение я хотела таким приветствием вас навести, если размышлять в масштабе класса? Собственно, вы, наверное, догадались?
К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности и так выстраивать свою учебную деятельность, чтобы научить учиться детей, привлекая их изначально рассеянное внимание. Мне в моей деятельности помогают приемы ТРИЗ.
СЛАЙД №2
Тема моего мастер класса:
«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».
СЛАЙД №3
Кто из вас знаком с технологией ТРИЗ и применяет ее на практике?
СЛАЙД №4
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Коллеги, сейчас я попробую вам показать на простом примере, как понимаю это я. Вот, допустим, это проблема, (показываю надутый воздушный шарик). Как решают проблему дети, выполняя Д/з или изучая тему самостоятельно? Они заходят в интернет и решают её вот так (лопаю воздушный шарик иголкой).
ТРИЗ помогает проблему решить так: уменьшая ее от уровня «слона», превращая ее в «муху». (надуваю шарик сама и, выпуская воздух сжимаю шарик).
Сейчас я хочу предложить вашему вниманию приемы с использованием ТРИЗ технологий, где вы, собственно, сами поучаствуете.
СЛАЙД №5
ПРИЕМ «Хорошо-плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формированию представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.
СЛАЙД №6
Вот такая таблица получилась у нас с ребятами.
СЛАЙД №7
ПРИЕМ «Я беру тебя с собой»
Я сообщаю классу, что собираюсь в путешествие и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Вам требуется угадать, по какому признаку собираются объекты. Для этого вы предлагаете свои объекты, а я говорю, беру ли я их с собой. Задача детей (Ваша задача) – анализировать по ходу игры, какие объекты попадают во множество разрешений, а какие – нет.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не угадает, по какому признаку собираются объекты в группу. В ходе этой игры дети научатся объединять объекты по общему значению признака; определять имя признака; сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Тема: Окружающий нас мир.
Учитель: Я собралась в путешествие. Я беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой куклу. А что у вас?
…..
СЛАЙД №8
Приемы ТРИЗ можно использовать не только на уроках ОМ.
При выполнении ВПР дети сталкиваются с заданием на фонетику.
Я хочу предложить вам один прием, который я использую на своих уроках русского языка.
Воодушевившись примерами коллег из интернета и своим педагогическим опытом, понимая всю необходимость системного подхода я придумала свой системный подход к этому, т.е. алгоритм – условно обозначая звуки.
Основой-основ начальной школы в обучении грамоте и письму является фонетика. А следствием правильного орфографически грамотного письма – звуко-буквенный анализ слов (фонетический анализ).
СЛАЙД №9
Схема/ слова
В программе школа 21 века изучение фонетики в 1 классе поставлено в основном на интонационном выделении звука. Слово нужно произнести так, интонационно выделяя его в слове. А потом дать характеристику звука. И тут возникла ПРОБЛЕМКА. Решаем так.
Произносим слово, интонационно выделяя 4 (3,2,1) звук в слове. Даем характеристику по схеме.
К сожалению время мастер класса ограничено. Приемов и методов можно придумать множество.
Учителя иностранного языка могут использовать такую схему, придумав систему алгоритма работы с учетом изучения особенностей языка, который преподают.
СЛАЙД 10
ВЫВОД: У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
СЛАЙД №11
ТРИЗ предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...
Использование приёмов ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе
При обучении школьников английскому языку возникает следующая проблема: способности к языкам у всех учащихся разные, и преподаватель сталкивается с такой проблемой, как недостаток обученности некоторы...
Использование элементов ТРИЗ в начальных классах
Пояснительная записка.Принципы построения курса. Целью программы является формирование исследовательских навыков и развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и с...
Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе
ТРИЗ развивает творческие способности....
"Использование приёмов ТРИЗ при подготовке обучающихся к ВПР"
данные приемы можно использовать на уроках при подготовке к ВПР...
Мастер-класс "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе".
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приёмов ТРИЗ....
Доклад на тему: Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».
Доклад на тему:Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».Подготовила : воспитатель Путнова Т.В.Современное общество выдвигает новые требования ко всей системе образования подрастающего п...