Положение о самоуправлении класса I. Цели Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления класса. Ученическое самоуправление в классе МБОУ Арефинской СОШ создано в целях: - Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
- Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и
потребностей. 3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями. Основными задачами классного самоуправления являются: - Координация деятельности членов школьного самоуправления при
осуществлении совместных программ, проектов и инициатив. - Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
- Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
- Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.
Деятельность классного самоуправления строится на следующих основных принципах: - добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и
гласность; - приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей;
- открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с
другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющи- ми его цели и задачи; - уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
- коллегиальность принятия решений;
- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
II. Позиционный блок Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи. Схема 1 – Управление МБОУ Арефинская СОШ
III. Организационный блок Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении. Структура самоуправления в школе имеет три уровня: Третий уровень | Общешкольное самоуправление. ■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей. | Второй уровень | Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация ■ Общее собрание. ■ Школьная Дума. (Совет лидеров) ■ Школьный Ученический совет. | Первый уровень | Ученическое самоуправление в классных коллективах. ■ Классное собрание. ■ Актив класса. |
1) От каждого класса выбираются представители в 4 комитета: - комитет порядка - комитет образования - комитет по культуру и спорту - комитет по труду 2) В каждом комитете выбирается председатель и его заместитель. Председатель выбирается на заседании комитета сроком на 1 учебный год. Заседания комитетов проходят не реже 2 раз в месяц. 3) Председатели и их заместители составляют орган самоуправления школы «Школьную Думу». Школьная Дума заседает два раза в четверть. 4) При комитетах могут создаваться объединения учащихся по интересам и т.д. - кружок «Умелые ручки» создан и работает при комитете порядка, помогает учащимся в озеленении и благоустройстве школы;
- танцевальный коллектив «Бабочки» создан и работает при комитете культуры, помогает в организации и проведении школьных праздников;
- газета «Школьник» создана и работает при комитете связей с общественностью, предназначена для развития творческих способностей учащихся;
- организация младших школьников «Светлячок» объединяет учащихся 1-4 классов для проведения общешкольных мероприятий интеллектуального, познавательного и развлекательного характера;
- организация среднего звена «Мечта» объединяет учащихся 5-9 классов для проведения общешкольных мероприятий интеллектуального, познавательного и развлекательного характера.
IV. Нормативно-правовой блок Перечень основных нормативных документов, необходимых и достаточных для ученического эффективного функционирования данной модели. Основные документы, регулирующие функционирование самоуправления в нашей школе: 1. Закон РФ «Об образовании»; 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении; 3. Устав школы; 4. Положение о школьном самоуправлении; 5. Система Школьного ученического самоуправления; 6. Устав детских организаций «Мечта», «Светлячки» ; 7. Положение об Ученическом совете; 8. Положение о Президенте ученического самоуправления; 9. Положение о выборах Президента ученического самоуправления Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы. V. Содержательный блок Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления. Основные функции органов ученического самоуправления: Общее собрание: рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления; решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; формирует органы самоуправления в школе; вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; Школьная Дума (Совет лидеров 5-9 класс): предназначена для организации работы комитетов и координации совместных действий педагогов и учащихся, и формирования у учащихся организаторских способностей и развития лидерских качеств. Функции: 1. Планирует работу комитетов 2. Организует и проводит заседание комитетов 3. Готовит и проводит линейки по итогам четверти 4. Ведет учет и разрабатывает систему поощрений и достижений классов и отдельных учащихся. Школьный ученический совет:
■ Комитет образования: предназначен для развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, для поиска новых образовательных форм во внеурочной деятельности. •организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах; •контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы; •контролирует успеваемость в школе; •анализирует итоги успеваемости. ■ Комитет порядка: предназначен для формирования и развития трудовых навыков учащихся, сознательной дисциплины, ответственности за порученное дело. • организует соблюдение правопорядка в школе; • следит за выполнением Устава школы; ■ Комитет культуры и спорта: предназначен для организации досуга учащихся и формирования и развития творческих способностей учеников, выявления интересов, способностей и наклонностей учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, приобщение к спорту. • подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях; • оформление школьных выставок; • подготовка и участие в концертах; • подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;. ■ Комитет труда: • организует благоустройство школьной территории; • организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон; • организует работу в ЛТО; Комитет по связям с общественностью: предназначен для формирования и развития творческих способностей и художественно одаренных учащихся. правильно и своевременно информирует учащихся о событиях, происходящих в школе. организует и проводит конкурсы рисунков, плакатов и классных газет. организует работу по выпуску школьной газеты. Классное собрание Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся. Актив класса Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников, классного руководителя, родительского комитета. Классное самоуправление (актив) | 1. Староста | 2. Член комитета | 3. Оформитель | 4. Ответственный за учебу | 5. Ответственный за трудовые дела |
| 6. Физорг | 7. Ответственный за дисциплину |
Схема 2 - ученическое самоуправление в классах
Функции: • управление; • регулирование; • анализ; • контроль; • оценка и самооценка
|