Способы выявления способностей обучающихся к разным видам деятельности
учебно-методическое пособие на тему
Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyyavleniya_sposobnostey_obuchayushchihsya_k_raznym_vidam_deyatelnosti.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Выделим три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Методики
Методика «Уровень воспитанности и культуры»
Цель методики: диагностика уровня воспитанности и культуры.
Процедура диагностики: индивидуальная или групповая форма.
Инструкция: необходимо выбрать на каждый вопрос ответ и поставить нужную букву рядом с выбранным ответом (а, б или в).
Вопросы:
- Я веду себя уважительно по отношению к окружающим меня людям (одноклассникам, друзьям, взрослым): а) да; б) и да, и нет; в) нет.
- Я соблюдаю правила поведения в школе.
- Я всегда соблюдаю чистоту на улицах города.
- Я бережно отношусь к природе, соблюдаю правила поведения в лесу.
- Я всегда аккуратен и опрятен.
- Я бережно отношусь к вещам.
- Я поддерживаю чистоту в классе и в школе.
- Я всегда добр в отношениях с людьми.
- Я всегда говорю «волшебные слова».
- Я всегда уступаю место в транспорте пожилым людям.
- Я люблю посещать выставки, музеи.
Обработка результатов:за каждый выбранный ответ под буквой а обучающиеся получают 3 балла; за ответ под буквой б – 1 балл; за ответ под буквой в – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 33 балла.
Интерпретация результатов:
От 25 до 33 положительных ответов – 15 баллов – высокий уровень воспитанности и культуры.
От 17 до 24 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень воспитанности и культуры.
От 0 до 16 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень воспитанности и культуры
Методика изучения социализированности личности ребенка ( М.И.Рожков)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей.
Процедура исследования: испытуемым предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
Текст опросника:
1. Я стараюсь во всем слушаться своих педагогов, учителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка результатов: среднюю оценку социальной адаптированности получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Оценка социализированности: от 0 до 2,0 – низкий уровень от 2,1 до 3,0 – средний уровень от 3,1 до 4,0 – высокий уровень Внимание! Результат анкетирования не может быть больше 4 баллов! В сводной таблице прописывайте результат каждого ребенка в баллах, чтобы иметь возможность сравнить индивидуальные изменения в конце смены.
Анкета об отношении учащихся к своему здоровью
Цель: изучить отношение ученика к своему здоровью.
Выбрать приемлемый для тебя вариант ответа:
- Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
- Хорошее
- удовлетворительное
- плохое
- затрудняюсь ответить
- Как часто вы лично подвергались нападкам со стороны сверстников?
- я не подвергался нападкам
- это было один или два раза
- никогда не было
- несколько раз в неделю
- Важно ли быть здоровым для людей в вашем возрасте?
- очень важно
- трудно сказать
- не очень важно
- Почему важно быть здоровым?
- чтобы быть сильным
- чтобы хорошо выглядеть
- чтобы быть успешным в жизни
- Кто должен заботиться о вашем здоровье? (выберите 3 важных ответа)
- я сам
- врачи
- учителя
- родители
- друзья
- Какие темы о здоровье больше всего интересуют вас?
- физические упражнения и спорт
- курение
- алкоголь
- половое воспитание
- нарушение питания
- влияние наркотиков
- Вы курите?
- да, регулярно
- нет
- только пробовал
- иногда, за компанию
- Пробовал ли ты когда-нибудь спиртные напитки?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
- Пробовал ли ты когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
- да
- нет
- если да, то сколько раз
- В каком виде вы хотите получать информацию о здоровье?
- статьи в газетах и журналах
- телепередачи
- школьные уроки
- от родителей
- от друзей
- видеофильмы
Обработка данных: состояние здоровья хорошее, стремится еще улучшить свое состояние, для этого занимается физической культурой и спортом, смотрит телепередачи о спорте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по выявлению способностей обучающихся
План работы...
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...
Развитие речи детей с ОВЗ в разных видах деятельности
Речь выполняет познаавтельную функцию Общаясь с окружающим нас миром, ребёнок усваивает правила постороения предложений, значение слов....
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...
План по выявлению способностей обучающихся
План работы по выявлению способностей...
Программа по выявлению способностей обучающихся начальной школы
Программа "Выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"...
"Самоопределение и самореализация младших школьников через разные виды деятельности".
Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформир...