Программа кружка "Школа исследователя".
презентация к уроку на тему

Кузнецова Ирина Викторовна

Программа кружка с целями, задачами и планируемыми результатами с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Приложение к НООП

                                                                                                       утверждённой приказом

                                                                                                       от «___»________ 20___г.    

                                   

                                       

                                                            Рабочая программа

                                                кружка «Школа исследователя»

                                                      ( срок реализации 4 года )

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
  • Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.

Содержание программы представлено 4 сквозными  модулями: «Познавательные процессы» (36 ч), «Исследовательские умения» (28 ч), «Коллективное творчество» (9 ч), «Самостоятельная исследовательская практика» (30 ч), «Наблюдения, опыты и эксперименты» (32 ч).

Задачи программы по модулям:

Модуль I   «Познавательные процессы»:

  • совершенствование познавательных потребностей;
  • развитие познавательной сферы.

Модуль II   «Исследовательские умения»:

  • обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;
  • формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.

Модуль III  «Коллективное творчество»:

  • развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.

Модуль IV «Самостоятельная исследовательская практика»:

  • формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Модуль V  «Наблюдения, опыты и эксперименты»:

  • формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;
  • формирование и развитие умений экспериментировать.

В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 1 классе:

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» во 2 классе:

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок  или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться,  находить общее решение.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 3 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • знаково-символические  моделирование и  преобразование модели с целью выявления общих законов;
  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

Первый год реализации

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Познавательные процессы

8 ч

2

Исследовательские умения

8 ч

3

Коллективное творчество

4

Наблюдения, опыты и эксперименты

9 ч

итого

34 ч.

                            Календарно – тематическое планирование

№ пп

Наименование модулей и тем

Количество часов

План

Факт

Познавательные процессы (8 ч)

1

Включи память!

1

2

Секрет порядка.

1

3

Стань лучшим!

1

4

В гости к пчёлам.

1

5

Полцарства за ковёр!

1

6

Следопыты на месте не сидят! 

1

7

Шпионы опять шпионят.

1

8

К настоящим волшебникам!

1

Исследовательские умения (8 ч)

1

Что такое исследование

1

2-3

Наблюдение и наблюдательность  

1

4

Острый глаз

1

5

Что такое эксперимент.

1

6

Экспериментирование.

1

7

Гипотезы и провокационные идеи.

1

8

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

Коллективное творчество (9ч)

1

Игра «Зоопарк».

1

2

Игра «Подготовка к состязаниям».

1

3

Игра «Гуляющие цыплята».

1

4

Игра «Пиктографическое письмо».

1

5

Игра «Сочинение рассказов»

1

6

Игра «Фабрика игрушек»

1

7

Игра «Наша любимая сказка»

1

8

Игра «Сказочный поезд»

1

9

Игра «Подводное царство»

1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч)

1

Опыт «Бездонный бокал»

1

2

Опыты «На что способен наш мозг»

1

3

Опыт «Надорванная полоска»

1

4

Опыт «Почему стакан не выливается»

1

5

Опыт «Вареное и сырое яйцо»

1

6

Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

1

7

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

1

8

Резервный урок

2

Итого

34

                                           

                                         

                                                         Второй год реализации

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Познавательные процессы

9 ч

2

Исследовательские умения

7 ч

3

Самостоятельная исследовательская практика

10ч

4

Наблюдения, опыты и эксперименты

9 ч

итого

35 ч.

                           Календарно - тематическое планирование

№ пп

Наименование модулей и тем

Количество часов

План

Факт

Познавательные процессы (9ч)

1

Задания для агента 007.

1

2

Верни всё на свои места.

1

3

Раз словечко, два словечко.

1

4

Все в Цифропарк!

1

5

В стране Вымышляндии.

1

6

Наколдуй себе сказку!

1

7

Фокусы с числами и буквами.

1

8

Чёрные и белые.

1

9

В стране Звуков и Цветов.

1

Исследовательские умения (7 ч)

1

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

1

2

Методы  исследования.

1

3

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

1

4

Учимся работать с книгой.

1

5

Учимся работать с научным текстом.

1

6

Учимся работать с научно-познавательной литературой.

1

7

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

1

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

1

Мини-курс «Тайны великих открытий»

1

2

Мини-курс «Тайны великих открытий»

1

3

Мини-курс «К царице всех наук»

1

4

Мини-курс «Там на неведомых дорожках»

1

5

«От древнего человека до наших дней».

1

6

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

7

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

8

Как подготовить защиту исследовательской работы.

1

9

Презентация результатов исследования на «Школе исследователя»

1

10

Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант»

1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч)

1

Опыт «Невидимые чернила»

1

2

Опыты «Картофельные штампы»

1

3

Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

1

4

Опыт «Пуговица – погремушка».

1

5

Опыт «Цветы лотоса»

1

6

Опыт «Как выйти сухим из воды»

1

7

Опыт «Чудесные спички»

1

8

Резервный урок

2

Итого

35

Третий год реализации

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Познавательные процессы

9 ч

2

Исследовательские умения

7 ч

3

Самостоятельная исследовательская практика

10ч

4

Наблюдения, опыты и эксперименты

9 ч

итого

35 ч.

Календарно - тематическое планирование

№ пп

Наименование модулей и тем

Количество часов

План

Факт

Познавательные процессы (9ч)

1

Детективы, за работу!

1

2

Фокусы-покусы.

1

3

Взялись за руки слова.

1

4

Художник – на обеде. Мы – за него!

1

5

Собери сокровища.

1

6

Без чего не обойтись?

1

7

Мир интересностей. Найди свою.

1

8, 9

Сначала думай – потом говори!

2

Исследовательские умения (7 ч)

1

Какие бывают вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы

1

2

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.

1

3

Воображаемые и оценочные вопросы

1

4

Учимся работать с исследовательским фартуком.

1

5

Метод шести думательных шляп. Кластер.

1

6

Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок».

1

7

Учимся строить схемы.

1

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

1

Мини-курс «Загадки «философского камня».

1

2

Мини-курс «Чудеса человеческого тела».

1

3

Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления»

1

4

Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь»

1

5

Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»

1

6

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

7

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

8

Подготовка к защите исследовательской работы.

1

9

Презентация результатов исследования на «Школе исследователя».

1

10

Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант»

1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч)

1

Опыт « Кто сильнее?».

1

2

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

1

3

Эксперимент  по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента.

1

4

Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента.

1

5

Эксперимент «Определение плавучести предметов». Заполнение протокола эксперимента.

1

6

Эксперимент «Акварельная монотипия». Заполнение протокола эксперимента.

1

7

Опыт «Танцующая фольга». Изучение памятки по проведению опыта.

1

8

Резервный урок.

2

Итого

35

Четвёртый год реализации

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Познавательные процессы

9 ч

2

Исследовательские умения

7 ч

3

Самостоятельная исследовательская практика

10ч

4

Наблюдения, опыты и эксперименты

9 ч

итого

34 ч.

Календарно - тематическое планирование

№ пп

Наименование модулей и тем

Количество часов

План

Факт

Познавательные процессы (9ч)

1

Поймай шпиона

1

2

Сокровища ума

1

3

Миллион за правильное слово!

1

4

Один взгляд, и ключ найден!

1

5

Волшебный дизайнер

1

6, 7

Стой, кто идёт? Отгадай пароль

1

8

Для любителей приключений

1

9

За работу, словоделы!

1

Исследовательские умения (7 ч)

1

Культура мышления.

1

2

Научная теория.

1

3

Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

1

4

Ассоциации и аналогии.

1

5

Генерирование идей.

1

6

Учимся оценивать идеи.

1

7

Суждения, умозаключения, выводы.

1

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

1

Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?»

1

2

Мини-курс «Химия на службе у человека». Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно»

1

3

Мини-курс «Теорема Пифагора – источник удивительных открытий»

1

4

Мини-курс «Такой незнакомый знакомый русский язык»

1

5

Мини-курс «История России в символах». Тематическая дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе  без знания истории?»

1

6

Учимся работать с календарём исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

7

Учимся работать с календарём исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

8

Подготовка к защите исследовательской работы.

1

9

Презентация результатов исследования на «Школе исследователя».

1

10

Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант»

1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч)

1

Эксперимент «Могучая скорлупа» Заполнение протокола исследователя.

1

2

Опыт «Сильная газета»

1

3

Эксперимент «Почему неспелые яблоки кислые?»

1

4

Эксперимент «Домашняя газированная вода»

1

5

Эксперимент «Утопи и съешь»

1

6

Коллективная творческая работа: Закладка эксперимента с куриной костью, выращивание кристалла, «окрашивание растения».

1

7

Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы.

1

8

Резервный урок

2

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Программа "Я исследователь"(работа из интернета)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"

Занятие № 1  по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...

Программа "Я-исследователь"

ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

Программа "Юный исследователь"

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...

Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...