Программа кружка "Школа исследователя".
презентация к уроку на тему
Программа кружка с целями, задачами и планируемыми результатами с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к НООП
утверждённой приказом
от «___»________ 20___г.
Рабочая программа
кружка «Школа исследователя»
( срок реализации 4 года )
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
- Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.
Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы» (36 ч), «Исследовательские умения» (28 ч), «Коллективное творчество» (9 ч), «Самостоятельная исследовательская практика» (30 ч), «Наблюдения, опыты и эксперименты» (32 ч).
Задачи программы по модулям:
Модуль I «Познавательные процессы»:
- совершенствование познавательных потребностей;
- развитие познавательной сферы.
Модуль II «Исследовательские умения»:
- обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;
- формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
Модуль III «Коллективное творчество»:
- развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.
Модуль IV «Самостоятельная исследовательская практика»:
- формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Модуль V «Наблюдения, опыты и эксперименты»:
- формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;
- формирование и развитие умений экспериментировать.
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 1 классе:
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» во 2 классе:
Познавательные УУД:
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
- форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
- степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Коммуникативные УУД:
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 3 классе:
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;
- умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- выбор эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные УУД:
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
- различение способа и результата действий;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД:
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя» в 4 классе:
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- адекватность и дифференцированность самооценки;
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Первый год реализации
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Познавательные процессы | 8 ч |
2 | Исследовательские умения | 8 ч |
3 | Коллективное творчество | 9ч |
4 | Наблюдения, опыты и эксперименты | 9 ч |
итого | 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ пп | Наименование модулей и тем | Количество часов | План | Факт |
Познавательные процессы (8 ч) | ||||
1 | Включи память! | 1 | ||
2 | Секрет порядка. | 1 | ||
3 | Стань лучшим! | 1 | ||
4 | В гости к пчёлам. | 1 | ||
5 | Полцарства за ковёр! | 1 | ||
6 | Следопыты на месте не сидят! | 1 | ||
7 | Шпионы опять шпионят. | 1 | ||
8 | К настоящим волшебникам! | 1 | ||
Исследовательские умения (8 ч) | ||||
1 | Что такое исследование | 1 | ||
2-3 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | ||
4 | Острый глаз | 1 | ||
5 | Что такое эксперимент. | 1 | ||
6 | Экспериментирование. | 1 | ||
7 | Гипотезы и провокационные идеи. | 1 | ||
8 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | ||
Коллективное творчество (9ч) | ||||
1 | Игра «Зоопарк». | 1 | ||
2 | Игра «Подготовка к состязаниям». | 1 | ||
3 | Игра «Гуляющие цыплята». | 1 | ||
4 | Игра «Пиктографическое письмо». | 1 | ||
5 | Игра «Сочинение рассказов» | 1 | ||
6 | Игра «Фабрика игрушек» | 1 | ||
7 | Игра «Наша любимая сказка» | 1 | ||
8 | Игра «Сказочный поезд» | 1 | ||
9 | Игра «Подводное царство» | 1 | ||
Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч) | ||||
1 | Опыт «Бездонный бокал» | 1 | ||
2 | Опыты «На что способен наш мозг» | 1 | ||
3 | Опыт «Надорванная полоска» | 1 | ||
4 | Опыт «Почему стакан не выливается» | 1 | ||
5 | Опыт «Вареное и сырое яйцо» | 1 | ||
6 | Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | 1 | ||
7 | Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | 1 | ||
8 | Резервный урок | 2 | ||
Итого | 34 |
Второй год реализации
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Познавательные процессы | 9 ч |
2 | Исследовательские умения | 7 ч |
3 | Самостоятельная исследовательская практика | 10ч |
4 | Наблюдения, опыты и эксперименты | 9 ч |
итого | 35 ч. |
Календарно - тематическое планирование
№ пп | Наименование модулей и тем | Количество часов | План | Факт |
Познавательные процессы (9ч) | ||||
1 | Задания для агента 007. | 1 | ||
2 | Верни всё на свои места. | 1 | ||
3 | Раз словечко, два словечко. | 1 | ||
4 | Все в Цифропарк! | 1 | ||
5 | В стране Вымышляндии. | 1 | ||
6 | Наколдуй себе сказку! | 1 | ||
7 | Фокусы с числами и буквами. | 1 | ||
8 | Чёрные и белые. | 1 | ||
9 | В стране Звуков и Цветов. | 1 | ||
Исследовательские умения (7 ч) | ||||
1 | Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя. | 1 | ||
2 | Методы исследования. | 1 | ||
3 | Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. | 1 | ||
4 | Учимся работать с книгой. | 1 | ||
5 | Учимся работать с научным текстом. | 1 | ||
6 | Учимся работать с научно-познавательной литературой. | 1 | ||
7 | Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса. | 1 | ||
Самостоятельная исследовательская практика (10 ч) | ||||
1 | Мини-курс «Тайны великих открытий» | 1 | ||
2 | Мини-курс «Тайны великих открытий» | 1 | ||
3 | Мини-курс «К царице всех наук» | 1 | ||
4 | Мини-курс «Там на неведомых дорожках» | 1 | ||
5 | «От древнего человека до наших дней». | 1 | ||
6 | Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | ||
7 | Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | ||
8 | Как подготовить защиту исследовательской работы. | 1 | ||
9 | Презентация результатов исследования на «Школе исследователя» | 1 | ||
10 | Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» | 1 | ||
Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч) | ||||
1 | Опыт «Невидимые чернила» | 1 | ||
2 | Опыты «Картофельные штампы» | 1 | ||
3 | Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» | 1 | ||
4 | Опыт «Пуговица – погремушка». | 1 | ||
5 | Опыт «Цветы лотоса» | 1 | ||
6 | Опыт «Как выйти сухим из воды» | 1 | ||
7 | Опыт «Чудесные спички» | 1 | ||
8 | Резервный урок | 2 | ||
Итого | 35 |
Третий год реализации
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Познавательные процессы | 9 ч |
2 | Исследовательские умения | 7 ч |
3 | Самостоятельная исследовательская практика | 10ч |
4 | Наблюдения, опыты и эксперименты | 9 ч |
итого | 35 ч. |
Календарно - тематическое планирование
№ пп | Наименование модулей и тем | Количество часов | План | Факт |
Познавательные процессы (9ч) | ||||
1 | Детективы, за работу! | 1 | ||
2 | Фокусы-покусы. | 1 | ||
3 | Взялись за руки слова. | 1 | ||
4 | Художник – на обеде. Мы – за него! | 1 | ||
5 | Собери сокровища. | 1 | ||
6 | Без чего не обойтись? | 1 | ||
7 | Мир интересностей. Найди свою. | 1 | ||
8, 9 | Сначала думай – потом говори! | 2 | ||
Исследовательские умения (7 ч) | ||||
1 | Какие бывают вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы | 1 | ||
2 | Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный. | 1 | ||
3 | Воображаемые и оценочные вопросы | 1 | ||
4 | Учимся работать с исследовательским фартуком. | 1 | ||
5 | Метод шести думательных шляп. Кластер. | 1 | ||
6 | Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок». | 1 | ||
7 | Учимся строить схемы. | 1 | ||
Самостоятельная исследовательская практика (10 ч) | ||||
1 | Мини-курс «Загадки «философского камня». | 1 | ||
2 | Мини-курс «Чудеса человеческого тела». | 1 | ||
3 | Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления» | 1 | ||
4 | Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь» | 1 | ||
5 | Мини-курс «Древнейшие изобретения человека» | 1 | ||
6 | Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | ||
7 | Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | ||
8 | Подготовка к защите исследовательской работы. | 1 | ||
9 | Презентация результатов исследования на «Школе исследователя». | 1 | ||
10 | Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» | 1 | ||
Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч) | ||||
1 | Опыт « Кто сильнее?». | 1 | ||
2 | Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента. | 1 | ||
3 | Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента. | 1 | ||
4 | Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента. | 1 | ||
5 | Эксперимент «Определение плавучести предметов». Заполнение протокола эксперимента. | 1 | ||
6 | Эксперимент «Акварельная монотипия». Заполнение протокола эксперимента. | 1 | ||
7 | Опыт «Танцующая фольга». Изучение памятки по проведению опыта. | 1 | ||
8 | Резервный урок. | 2 | ||
Итого | 35 |
Четвёртый год реализации
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Познавательные процессы | 9 ч |
2 | Исследовательские умения | 7 ч |
3 | Самостоятельная исследовательская практика | 10ч |
4 | Наблюдения, опыты и эксперименты | 9 ч |
итого | 34 ч. |
Календарно - тематическое планирование
№ пп | Наименование модулей и тем | Количество часов | План | Факт |
Познавательные процессы (9ч) | ||||
1 | Поймай шпиона | 1 | ||
2 | Сокровища ума | 1 | ||
3 | Миллион за правильное слово! | 1 | ||
4 | Один взгляд, и ключ найден! | 1 | ||
5 | Волшебный дизайнер | 1 | ||
6, 7 | Стой, кто идёт? Отгадай пароль | 1 | ||
8 | Для любителей приключений | 1 | ||
9 | За работу, словоделы! | 1 | ||
Исследовательские умения (7 ч) | ||||
1 | Культура мышления. | 1 | ||
2 | Научная теория. | 1 | ||
3 | Практическое занятие по проверке собственных гипотез. | 1 | ||
4 | Ассоциации и аналогии. | 1 | ||
5 | Генерирование идей. | 1 | ||
6 | Учимся оценивать идеи. | 1 | ||
7 | Суждения, умозаключения, выводы. | 1 | ||
Самостоятельная исследовательская практика (10 ч) | ||||
1 | Мини-курс «В споре рождается истина». Тематическая дискуссия «Всегда ли научные открытия полезны для человечества?» | 1 | ||
2 | Мини-курс «Химия на службе у человека». Дискуссия «Пищевые добавки это безвредно» | 1 | ||
3 | Мини-курс «Теорема Пифагора – источник удивительных открытий» | 1 | ||
4 | Мини-курс «Такой незнакомый знакомый русский язык» | 1 | ||
5 | Мини-курс «История России в символах». Тематическая дискуссия «Трудно ли жить человеку в нашем обществе без знания истории?» | 1 | ||
6 | Учимся работать с календарём исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | ||
7 | Учимся работать с календарём исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования. | 1 | ||
8 | Подготовка к защите исследовательской работы. | 1 | ||
9 | Презентация результатов исследования на «Школе исследователя». | 1 | ||
10 | Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант» | 1 | ||
Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч) | ||||
1 | Эксперимент «Могучая скорлупа» Заполнение протокола исследователя. | 1 | ||
2 | Опыт «Сильная газета» | 1 | ||
3 | Эксперимент «Почему неспелые яблоки кислые?» | 1 | ||
4 | Эксперимент «Домашняя газированная вода» | 1 | ||
5 | Эксперимент «Утопи и съешь» | 1 | ||
6 | Коллективная творческая работа: Закладка эксперимента с куриной костью, выращивание кристалла, «окрашивание растения». | 1 | ||
7 | Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы. | 1 | ||
8 | Резервный урок | 2 | ||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа "Я исследователь"(работа из интернета)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...
Программа "Я-исследователь"
ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Программа "Юный исследователь"
Цель программы развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...