Программа "Юный исследователь"
методическая разработка по теме
Цель программы развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 года ( 1 - 4 класс). Содержит тематический план занятий .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_issledovatel.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю. Рассмотрено на методсовете
Директор: __________ Н. М. Макухина __________________________
ПРОГРАММА
«Младший школьник – юный исследователь»
МОБУ СОШ № 10, г. Благовещенск
Начальная школа.
Актуальность проблемы.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у мл. школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Цель программы.
Трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Основные задачи программы:
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей мл. школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у мл. школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы.
Ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ребёнку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала.
Участники программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 11 лет.
Сроки
реализации программы.
Сроки реализации образовательной программы – 4 года, которые делятся на 4 периода:
- Первый период является вводным. Направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.
- Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.
- Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретённых , в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.
- Четвёртый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведённое исследование эмпирического характера.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Данная программа рассчитана на 22 часа. Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца.
Ожидаемые результаты.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- делать выводы и умозаключения.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу общественности.
Учебно – тематический план.
Учебно – тематический план.
№ | Наименование тем | Кол – во часов | Из них: | |||
теория | практика | |||||
I год обучения | ||||||
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | 1 | |||
2. | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | 1 | 1 | |||
3. | Коллективная игра – исследование. | 1 | 1 | |||
4. | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. | 1 | 1 | |||
5. | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. | 1 | 1 | |||
II год обучения | ||||||
1. | Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы. | 1 | 1 | |||
2. | Методы исследования. Как провести эксперимент? | 1 | 1 | |||
3. | Выполняем логические операции. Творческое воображение. | 1 | 1 | |||
4. | Учимся делать выводы и умозаключения. Пиктограммы. | 1 | 1 | |||
5. | Презентация исследовательской работы. | 1 | 1 | |||
III год обучения | ||||||
1. | Наблюдения. Эксперименты с реальными объектами. | 1 | 1 | |||
2. | Установление закономерностей. Парадоксы. | 1 | 1 | |||
3. | Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании. | 1 | 1 | |||
4. | Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? | 1 | 1 | |||
5. | Презентация исследовательских работ | 1 | 2 | |||
IV год обучения | ||||||
1. | Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске … | 1 | 1 | |||
2. | Как оценивать идеи? Классификация тем исследований. | 1 | 1 | |||
3. | Особенности проведения теоретических исследований. | 1 | 1 | |||
4. | Особенности проведения эмпирических исследований | 1 | 1 | |||
5. | Презентация исследовательских работ | 1 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Я - исследователь
Предлагаемый материал поможет включить ребенка в исследовательский поиск. Вы узнаете какими могут быть темы исследования, как выбрать тему, что такое гипотеза исследования, как поставить цели и задачи...
Как стать исследователем.
Презентация создана для мотивации к созданию проектов по летним наблюдениям. Использованы матералы тетради "Я - исследователь" Савенкова....
Программа дополнительного образования "Я исследователь"
Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»
Работа по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...