Сопровождение детей с ОВЗ
статья на тему
Сопровождение специалистами детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dembirel_u.d._soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_usloviyah_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дембирел Урана Дарыжыковна
учитель-дефектолог ГБОУ РТ
«Республиканский центр диагностики и консультирования»
Сопровождение специалистами ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
По мнению проректора Московского государственного психолого–педагогического университета С.В. Алехиной «инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом» [1, с.1].
Инклюзивное образование предусматривает:
а) совместное обучение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками;
б) обучение в отдельном классе (например, класс для учащихся с задержкой психического развития);
в) обучение в отдельной образовательной организации для учащихся с различными нарушениями.
Для введения инклюзивного образования необходимо наличие законодательных актов, экономическая обеспеченность, наличие специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, наличие в образовательных организация ПМП (консилиумов), специалистов сопровождения, таких как тьютор, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Также необходима поддержка психолого-медико-педагогической комиссии, педагогов коррекционных школ, специалистов ППМС-центров.
Выявляет детей с ОВЗ и разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК).
В заключении ПМПК определяет обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии и /или отклонений в поведении и рекомендует условия [2]:
- необходимость специальных условий обучения и воспитания, в том числе и средовых;
- необходимость использования специальных образовательных программ и методов обучения, в том числе учебных пособий и дидактических материалов;
- потребность в технических средствах обучения;
- потребность в тьюторах, оказывающих помощь при проведении фронтальных, индивидуальных и коррекционных занятий;
-необходимость адаптации образовательной программы и разработки индивидуального учебного плана, индивидуального расписания;
-общую стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка (нужны ли занятия психолога, логопеда, дефектолога и на какой период).
В образовательной организации в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ особое место занимает команда специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк). Задача ПМП(к)- конкретизировать, детализировать обобщенные рекомендации ПМПК [3]. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования. Деятельность специалистов ПМП(к) направлена на:
- реализацию коррекционно-развивающих программ (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные коррекционные занятия);
- адаптацию основной образовательной программы для конкретного ребенка (АОП разрабатывается в рамках деятельности ПМП(к) коллегиально на определенный период, например, учебный год, с учетом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида, ПМПК. Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП);
- разработку индивидуального учебного плана;
- определение форм, методов и режимов реализации адаптированной образовательной программы.
В состав консилиума входят все специалисты, педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ.
По мнению М.М. Семаго «основным субъектом сопровождения является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах» [4, с.21]. Также субъектами сопровождения в инклюзивном образовании являются другие дети класса, где обучается ребенок, родители «включенного» ребенка, родители других детей класса.
Алехина С.В., Семаго М.М. выделяют следующие этапы сопровождения «включенного» ребенка:
- Подготовительный этап. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии (при наличии рекомендаций ИПРА и ПМПК) определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Заключается договор с родителями, проводится сбор и анализ предварительной информации о ребенке и его семье. Разрабатываются локальные регламентирующие документы: приказ о деятельности ПМП(к), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
- Диагностический этап. Проводится углубленное обследование ребенка специалистами ПМП(к), проводится конкретизация рекомендованных ПМПК специальных условий. Основная задача комплексной диагностики - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются самыми актуальными.
- Разработка адаптированной образовательной программы, коррекционно-развивающих программ (программы утверждаются администрацией школы, должны быть согласованы с родителями).
- Реализация специальных образовательных условий (АОП, индивидуальный учебный план, режим, формы и методы, коррекционно-развивающие программы).
- Завершающий этап-оценка достижений ребенка (динамики его развития,освоения АОП, адаптация в школьном коллективе, группе сверстников, оценка эффективности его «включения»). Также проводится анализ динамики и эффективности работы педагога и специалистов сопровождения, проводится корректировка АОП, индивидуального учебного плана. При необходимости изменения образовательного маршрута ребенок направляется повторно на обследование ПМПК.
В Республике Тыва ведется целенаправленная работа по исполнению законодательства в части обеспечения прав на создание специальных условий получения образования, психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Республиканская ПМПК на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» обслуживает 17 муниципальных образований (кожуунов) и одна территориальная ПМПК по г. Кызылу обслуживает 36 тысяч детского населения. Специалистами в 2016 году обследовано 2160 детей и подростков в возрасте от 0 до18 лет по республике и 1570 детей по г. Кызылу. По статистическим данным Центра наблюдается рост числа детей, обратившихся за психолого-медико-педагогической помощью за последние 3 года на 30%. Увеличилось количество детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями. Обследовано1097 детей-инвалидов и детей, подлежащих освидетельствованию на медико-социальной экспертизе в целях содействия федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации и/или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида[5].
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Республике Тыва организовано в рамках дистанционного, инклюзивного и интегрированного обучения, а также в специальных (коррекционных) учреждениях и классах в общеобразовательных учреждениях по адаптированным образовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В 6 специальных образовательных организациях для детей с ОВЗ обучают по адаптированным основным образовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха: 4 школы для детей с нарушениями интеллектуального развития, одна школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и одна школа-интернат для детей с нарушениями слуха. В образовательных организациях для детей с ОВЗ созданы все условия для их обучения. С 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями и I-е классы обучаются по ФГОС. Школы получили оборудование для кабинетов логопеда, дефектолога, психолога по программе «Доступная среда», все педагоги прошли курсы повышения квалификации по данной программе. Еще в 43 образовательных организациях республики создана частичная универсальная безбарьерная среда. В 6 общеобразовательных школах г. Кызыла функционируют 32 коррекционных класса для детей с задержкой психического развития, где обучаются 276 детей. В кожуунах республики в 28 коррекционных классах общеобразовательных организаций республики обучаются 247 учащихся. В обычных классах, в том числе в рамках инклюзивного образования, обучается 501 ребенок-инвалид, 1697 детей с ОВЗ.[5,6].
Коррекционный процесс осуществляют учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Учителя-дефектологи работают только в специализированных школах, дошкольных образовательных организациях, группах. Существует проблема с деятельностью учителя-дефектолога в общеобразовательных организациях республики, так как в штатном расписании не предусмотрена такая должность. Ключевую роль в обучении детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями играют именно учителя-дефектологи. В школах республики коррекционный процесс в основном ведут педагоги-психологи. Во многих сельских школах отсутствуют учителя-логопеды, и дети с тяжелыми речевыми нарушениями, как моторная алалия, дисграфия, дислексия, остаются не охваченными логопедической помощью. Увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на 1-2%. Возрастает актуальность создания специальных образовательных условий детям с РАС и с признаками РАС на всех ступенях образования, подготовки их к самостоятельной жизни в обществе. Ситуацию усугубляет отсутствие в Республике Тыва квалифицированных кадров (педагогов, психологов, дефектологов, социальных работников), прошедших специальную подготовку по работе с детьми с РАС, не адаптированы общеобразовательные программы для детей тувинской национальности, как на уровне школьного, так и дошкольного образования, страдающих РАС. В республике функционирует Центр психического здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Тыва, где в рамках деятельности Центра ведется медицинское сопровождение детей с РАС. Центр не занимается организацией коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС. Большинство детей с РАС имеют признаки снижения интеллекта и обучаются в специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Обучение детей-инвалидов осуществляется как в классах со всеми детьми, так и в очно-заочном режиме по индивидуальному учебному плану, и на дому с ограниченным посещением школы в связи с тяжестью заболевания и отсутствием возможностей семьи привозить ребенка на отдельные уроки и занятия.
Таким образом, развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Республике Тыва осуществляется постепенно на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.
Литература:
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. [1]
- Алехина С.В., Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. М.: МГППУ, 2012.. [3, 31c], [4, 21с].
- Годовой отчет ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования»[5]. Годовой отчет ПМПК Департамента по образованию мэрии г.Кызыла.
- «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования/ под общ.ред.М.М.Семаго, Н.Я.Семаго,-М.:АРКТИ,2014[2, 3]/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...
Презентация доклада по теме «Выявление детей с ОВЗ. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в обычных классах».
Тема: «Выявление детей с ОВЗ. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в обычных классах».МБОУ Ново-Павловская СОШ...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...