Сопровождение детей с ОВЗ
статья на тему

Дембирел Урана Дарыжыковна

Сопровождение специалистами детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дембирел Урана Дарыжыковна

учитель-дефектолог ГБОУ РТ

 «Республиканский центр диагностики и консультирования»

Сопровождение специалистами  ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

 По мнению проректора Московского государственного психолого–педагогического  университета  С.В. Алехиной «инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом» [1, с.1].

Инклюзивное образование предусматривает:

а) совместное обучение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками;

б) обучение в отдельном классе (например, класс для учащихся  с задержкой психического развития);

в) обучение в  отдельной образовательной организации для учащихся  с различными нарушениями.

Для введения инклюзивного образования необходимо наличие законодательных актов, экономическая обеспеченность, наличие специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, наличие в образовательных организация ПМП (консилиумов), специалистов сопровождения, таких как тьютор, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Также необходима поддержка  психолого-медико-педагогической комиссии, педагогов коррекционных  школ,  специалистов ППМС-центров.

Выявляет детей с ОВЗ  и разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК).

В заключении ПМПК  определяет обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии и /или отклонений в поведении и рекомендует условия [2]:

- необходимость специальных условий обучения и воспитания, в том числе и средовых;

- необходимость использования специальных образовательных программ и методов обучения, в том числе  учебных пособий и дидактических материалов;

- потребность в технических средствах обучения;

- потребность в тьюторах, оказывающих помощь при проведении фронтальных, индивидуальных и  коррекционных занятий;

-необходимость адаптации образовательной программы и разработки индивидуального учебного плана, индивидуального расписания;

-общую стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка (нужны ли занятия психолога, логопеда, дефектолога и на какой период).

В образовательной организации в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ особое место занимает команда специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк). Задача ПМП(к)- конкретизировать, детализировать обобщенные рекомендации ПМПК [3]. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.  Деятельность специалистов ПМП(к) направлена на:

- реализацию коррекционно-развивающих программ (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные коррекционные занятия);

- адаптацию основной образовательной программы для конкретного ребенка  (АОП разрабатывается в рамках деятельности ПМП(к) коллегиально на определенный период, например, учебный год, с учетом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида, ПМПК.  Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП);

- разработку индивидуального учебного плана;

- определение форм, методов и режимов реализации адаптированной образовательной программы.

В состав консилиума входят все  специалисты,  педагоги и административные работники, включенные в образование и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ.

По мнению М.М. Семаго «основным субъектом сопровождения является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах» [4, с.21]. Также субъектами сопровождения в инклюзивном образовании являются другие дети класса, где обучается ребенок, родители «включенного» ребенка, родители других детей класса.

Алехина С.В., Семаго М.М. выделяют следующие этапы сопровождения «включенного» ребенка:

  1. Подготовительный этап.  Администрация школы вместе с координатором по инклюзии (при наличии рекомендаций ИПРА и ПМПК)  определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Заключается договор с родителями, проводится сбор и анализ предварительной информации о ребенке и его семье.  Разрабатываются  локальные регламентирующие документы: приказ о деятельности ПМП(к), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
  2. Диагностический этап. Проводится углубленное обследование ребенка специалистами ПМП(к), проводится конкретизация рекомендованных ПМПК специальных условий.  Основная задача комплексной диагностики - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются самыми актуальными.
  3. Разработка адаптированной образовательной программы, коррекционно-развивающих программ (программы утверждаются администрацией школы, должны быть согласованы с  родителями).
  4. Реализация специальных образовательных условий (АОП, индивидуальный учебный план,  режим, формы и методы, коррекционно-развивающие программы).
  5. Завершающий этап-оценка достижений ребенка (динамики его развития,освоения АОП, адаптация в школьном коллективе, группе сверстников, оценка эффективности его «включения»). Также проводится анализ динамики и эффективности работы педагога и специалистов сопровождения, проводится корректировка АОП, индивидуального учебного плана. При необходимости изменения   образовательного маршрута ребенок направляется  повторно на обследование ПМПК.

В Республике Тыва ведется целенаправленная работа по исполнению законодательства в части обеспечения прав на создание специальных условий  получения образования, психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Республиканская ПМПК на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» обслуживает 17 муниципальных образований (кожуунов) и одна территориальная ПМПК по г. Кызылу обслуживает 36 тысяч детского населения. Специалистами  в  2016 году обследовано 2160 детей и подростков в возрасте от 0 до18 лет по республике и 1570 детей по г. Кызылу. По статистическим данным  Центра наблюдается рост числа детей,  обратившихся за психолого-медико-педагогической помощью за последние 3 года на 30%.  Увеличилось количество детей с задержкой психического развития,   тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями. Обследовано1097 детей-инвалидов и детей, подлежащих освидетельствованию на медико-социальной экспертизе в целях содействия федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации и/или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида[5].

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Республике Тыва организовано в рамках дистанционного, инклюзивного  и интегрированного обучения, а также в специальных (коррекционных) учреждениях и классах в общеобразовательных учреждениях по адаптированным образовательным  программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В 6 специальных образовательных организациях для детей с ОВЗ обучают по адаптированным основным образовательным программам для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха: 4 школы для детей с нарушениями интеллектуального развития, одна  школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и одна школа-интернат для детей с нарушениями слуха.  В образовательных организациях для детей с ОВЗ созданы все условия для  их обучения. С 1  сентября 2016 года вступили в силу ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями и I-е классы обучаются по ФГОС. Школы  получили оборудование для  кабинетов логопеда, дефектолога, психолога по программе «Доступная среда», все педагоги прошли курсы повышения квалификации по данной   программе. Еще в 43 образовательных организациях  республики создана  частичная универсальная безбарьерная среда. В 6 общеобразовательных школах г. Кызыла функционируют 32 коррекционных класса для детей с задержкой психического развития, где обучаются 276 детей. В кожуунах республики в 28 коррекционных классах общеобразовательных организаций республики обучаются 247 учащихся. В обычных классах, в том числе в рамках инклюзивного образования, обучается 501 ребенок-инвалид, 1697 детей с ОВЗ.[5,6].

Коррекционный процесс осуществляют  учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Учителя-дефектологи работают только в специализированных школах, дошкольных образовательных организациях, группах.  Существует проблема с деятельностью учителя-дефектолога в общеобразовательных организациях республики, так как в штатном расписании не предусмотрена такая должность. Ключевую роль в обучении детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями играют именно учителя-дефектологи.   В школах республики коррекционный процесс в основном ведут педагоги-психологи. Во многих  сельских школах отсутствуют учителя-логопеды,  и дети с тяжелыми речевыми нарушениями, как моторная алалия, дисграфия, дислексия, остаются не охваченными логопедической помощью. Увеличивается  количество  детей с расстройствами аутистического спектра  (РАС) на 1-2%.   Возрастает актуальность создания специальных образовательных условий детям с РАС и с  признаками РАС на всех ступенях образования, подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.  Ситуацию усугубляет отсутствие в Республике Тыва квалифицированных кадров (педагогов, психологов, дефектологов, социальных работников), прошедших специальную подготовку по работе с детьми с РАС, не адаптированы  общеобразовательные программы для детей тувинской национальности, как на уровне школьного, так и дошкольного образования, страдающих РАС. В республике функционирует Центр психического здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Тыва, где в  рамках деятельности Центра ведется  медицинское сопровождение детей с РАС.  Центр не занимается организацией коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС. Большинство детей с РАС имеют признаки снижения интеллекта и обучаются в специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. Обучение детей-инвалидов осуществляется как в классах со всеми детьми, так и в очно-заочном режиме по индивидуальному учебному плану, и на дому с ограниченным посещением школы в связи с тяжестью заболевания и отсутствием возможностей семьи привозить ребенка на отдельные уроки и занятия.

Таким образом, развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Республике Тыва осуществляется постепенно на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.

Литература:

  1. Алехина  С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. [1]
  2. Алехина С.В., Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. М.: МГППУ, 2012.. [3, 31c], [4, 21с].
  3. Годовой отчет ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования»[5]. Годовой отчет ПМПК Департамента по образованию мэрии г.Кызыла.

  1. «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования/ под общ.ред.М.М.Семаго, Н.Я.Семаго,-М.:АРКТИ,2014[2, 3]/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Презентация доклада по теме «Выявление детей с ОВЗ. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в обычных классах».

Тема: «Выявление детей с ОВЗ. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в обычных классах».МБОУ Ново-Павловская СОШ...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...