Пособие " Тактильный банк"
учебно-методическое пособие на тему

Алексеева Татьяна Анатольевна

Недоразвитие перцептивной деятельности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития наиболее наглядно проявляется в процессе осязательного восприятия. Поэтому, нам представляется очень важным, как можно раньше начать работу по сенсорной стимуляции ребенка, и в частности, по развитию тактильных ощущений, умению обследовать предметы. С этой целью был создан " тактильный банк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktilnyy_bank.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Татьяна Анатольевна,

учитель ГБОУ шк.№439

Пособие «Тактильный банк»

Недоразвитие перцептивной деятельности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) наиболее наглядно проявляется в процессе осязательного восприятия:

  • примитивные манипуляции с предметами;
  • пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности;
  • асинхронность и несогласованность движений рук;
  • повышенная отвлекаемость, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и т.д.

       Поэтому, нам представляется очень важным, как можно раньше начать работу по сенсорной стимуляции ребенка, и в частности, по развитию тактильных ощущений, умению обследовать предметы.

С этой целью был создан «тактильный банк». Он представляет собой деревянную четырех ярусную стойку на колесиках (для мобильности) с 10  пластмассовыми ящиками с крышками.

Цель пособия: стимуляция /развитие  тактильных ощущений  у ребенка с ТМНР.

Наполнение и назначение:

1. Ящик с декоративными камушками (разного цвета,  формы и размера).

Основная задача: формирование понятий: гладкий, твердый.

Варианты работы: захват в руку, удерживание в руке, обследование пальчиками, сжимание в кулачке, перекладывание, постукивание о стол, друг о друга и т.д.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • группировка по размеру (большой, маленький);
  • группировка по форме (круг, овал);
  • группировка по цвету (желтые, зеленые и т.д.);
  • введение понятий: один/много;
  • формирование навыков счета … и др.

2. Ящик с поролоном (нарезанный кубиками).

Основная задача: формирование понятия: мягкий.

Варианты работы: сжимание в кулачке, пальчиками, между ладонями, постукивание по поверхности, прижимание поролона руками, и т.д.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • формирование координации движений, пинцетного захвата; (варианты работы: перекладывание рукой, с помощью большого /маленького пинцета);
  • группировка по цвету (используется поролон, покрашенный в разные цвета) и др.

3. Ящик с шишками (сосновые, еловые, кедровые и т.д.)

Основная задача: формирование понятия: колючий.

Варианты работы: постучать по шишкам, потрогать пальчиками, сжать в кулачке, покатать по столу, переложить шишки в другую емкость и др.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • группировка по форме (сосновая – круглая, еловая - овальная) или по инструкции: «Выбери все шишки вот такой формы» (предъявляется образец);
  • формирование понятий: большой – маленький;
  • соотнесение предмета с его изображением (два рисунка: ветка сосны с шишками, ветка ели с шишками).

4. Ящик с орехами и каштанами.

Основная задача: формирование понятий:  гладкий, шероховатый.

 Варианты работы: постучать по поверхности, обследовать пальцами, сжать в кулачке, постучать по столу, друг о друга, покатать по столу, между ладонями и т.д.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • развитие координации движений «глаз-рука», мелкой моторики (перекладывание рукой, большой ложкой (можно использовать емкости разной высоты);
  • группировка по размеру;
  • группировка по форме;
  • выбор по образцу (выбери все каштаны/орехи) и др.

5. Ящик с горохом/фасолью/желудями (можно смешать).

Основная задача: формирование понятий: гладкий, твердый.

Варианты работы: постучать по поверхности, «погладить» руками поверхность, спрятать руки, зажать в кулачке, перетирать между ладонями, пересыпать с ладони на ладонь, найти спрятанную игрушку/орех/декоративный камень и т.д.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • формирование координации движений, развитие мелкой моторики, пинцетного захвата (взять пальчиками, пересыпать рукой, ложкой, насыпать в емкость с узким горлышком и т.д.);
  • выбор по образцу (выбери все желуди и др.).

6. Ящик с тканью (нарезанные на маленькие квадраты (3х3 см) различные виды тканей: шелк, шерсть, фланель, бархат, кожа, холстина и т.д.).

Основная задача: формирование понятий: мягкая, бархатистая, тонкая, толстая, гладкая, шершавая и т.д.;

Варианты работы: обследовать пальцами, похлопать по поверхности, сжать в кулачке, спрятать руки, найти мелкую игрушку, выбрать ткань определенной текстуры (со зрительной и без зрительной опоры).

Можно использовать при решении следующих задач:

  • группировка по цвету;
  • выбрать ткань определенного цвета (цветоразличение);
  • выложить цветовой ряд из ткани по образцу;
  • группировка по текстуре (без зрительной опоры) и др.

7. Ящик с мячами, клубочками (массажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, поролоновый, с шероховатой поверхностью, клубочки ниток: шерстяных, хлопчатобумажных и т.д.)

Основная задача: формирование понятий: твердый - мягкий, колючий – гладкий, пушистый – шероховатый и т.д.);

Варианты работы: учимся обследовать, взять в руку, правильно распределить пальцы на мяче, сжать в руке, покатать по столу, покатать между ладонями, переложить в другую емкость.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • формирование представлений о материале, из которого сделаны мячи (дерево, поролон, резина, пластмасса и т.д.);
  • выбор по образцу (желательно иметь по два мяча с одинаковой поверхностью, дай мне резиновый/поролоновый и т.д. мяч);
  • подбор пары  по тактильным ощущениям  (без зрительной опоры) и т.д.

8. Ящик с песком (для индивид. работы).

Основная задача: формирование понятий: сухой – мокрый.

Варианты работы: стучать ладонями по поверхности, сжимать в руках, перетирать между ладонями, пересыпать с ладони на ладонь, оставлять следы пальчиками, ладонями, делать горки/ямки, рисовать на песке, находить спрятанные игрушки, делать куличики и т.д.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • знакомство со свойствами сухого и мокрого песка;
  • развитие мелкой моторики и др.

9. Ящик с пуговицами.

Основная задача: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений, согласованности действий рук.

Варианты работы: постучать по поверхности, погладить поверхность руками, взять одну пуговицу пальчиками, сжать пуговицы в кулачке, пересыпать пуговицы с ладони на ладонь, спрятать руки в пуговицах, переложить в емкость с узким горлом, найти спрятанную игрушку/предмет и т.д.

Можно использовать при решении следующих задач:

  • группировка по цвету,
  • группировка по форме,
  • группировка по размеру,
  • группировка по текстуре и др.

10. Ящик (ванна) для игр с водой (для индивидуальной работы).

Основная задача: формирование понятий: холодная, теплая, горячая.

Варианты работы: опустить руки в воду, поплескаться, провести эксперимент: добавить в холодную воду горячей воды (получили теплую воду и др.);

Можно использовать при решении следующих задач:

  • фиксация взгляда, прослеживающее движение взора (понаблюдать за заводной игрушкой);
  • развитие мелкой моторики, координации движений  (поймать игрушку рукой, сачком, поймать рыбку удочкой с магнитом, полить воду на мельницу, отжать мокрую губку  и т.д.);
  • развитие слухового восприятия: послушать звуки воды (журчит, плещется, булькает, капает и т.д.).

       Мы описали многие варианты работы с «тактильным банком», но далеко не все. Он является многофункциональным и служит для развития не только тактильных, но и зрительных и слуховых ощущений. Обязательным условием его использования в работе с детьми с множественными нарушениями является проговаривание всех действий и ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки

              Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. ...

Коллаж и тактильные дощечки

В данную разработку включены такие пособия как коллаж и тактильные дощечки. Коллаж – это учебное пособие. Главная задача, которого соединить все картинки, буквы и т.д. между собой в единое целое. Таки...

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются ...

В помощь начинающему логопеду. Банк учебно-методических пособий

В данной презентации представленны учебно-методических пособия для начинающих логопедов....