Пособие " Тактильный банк"
учебно-методическое пособие на тему
Недоразвитие перцептивной деятельности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития наиболее наглядно проявляется в процессе осязательного восприятия. Поэтому, нам представляется очень важным, как можно раньше начать работу по сенсорной стимуляции ребенка, и в частности, по развитию тактильных ощущений, умению обследовать предметы. С этой целью был создан " тактильный банк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilnyy_bank.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Татьяна Анатольевна,
учитель ГБОУ шк.№439
Пособие «Тактильный банк»
Недоразвитие перцептивной деятельности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) наиболее наглядно проявляется в процессе осязательного восприятия:
- примитивные манипуляции с предметами;
- пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности;
- асинхронность и несогласованность движений рук;
- повышенная отвлекаемость, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и т.д.
Поэтому, нам представляется очень важным, как можно раньше начать работу по сенсорной стимуляции ребенка, и в частности, по развитию тактильных ощущений, умению обследовать предметы.
С этой целью был создан «тактильный банк». Он представляет собой деревянную четырех ярусную стойку на колесиках (для мобильности) с 10 пластмассовыми ящиками с крышками.
Цель пособия: стимуляция /развитие тактильных ощущений у ребенка с ТМНР.
Наполнение и назначение:
1. Ящик с декоративными камушками (разного цвета, формы и размера).
Основная задача: формирование понятий: гладкий, твердый.
Варианты работы: захват в руку, удерживание в руке, обследование пальчиками, сжимание в кулачке, перекладывание, постукивание о стол, друг о друга и т.д.
Можно использовать при решении следующих задач:
- группировка по размеру (большой, маленький);
- группировка по форме (круг, овал);
- группировка по цвету (желтые, зеленые и т.д.);
- введение понятий: один/много;
- формирование навыков счета … и др.
2. Ящик с поролоном (нарезанный кубиками).
Основная задача: формирование понятия: мягкий.
Варианты работы: сжимание в кулачке, пальчиками, между ладонями, постукивание по поверхности, прижимание поролона руками, и т.д.
Можно использовать при решении следующих задач:
- формирование координации движений, пинцетного захвата; (варианты работы: перекладывание рукой, с помощью большого /маленького пинцета);
- группировка по цвету (используется поролон, покрашенный в разные цвета) и др.
3. Ящик с шишками (сосновые, еловые, кедровые и т.д.)
Основная задача: формирование понятия: колючий.
Варианты работы: постучать по шишкам, потрогать пальчиками, сжать в кулачке, покатать по столу, переложить шишки в другую емкость и др.
Можно использовать при решении следующих задач:
- группировка по форме (сосновая – круглая, еловая - овальная) или по инструкции: «Выбери все шишки вот такой формы» (предъявляется образец);
- формирование понятий: большой – маленький;
- соотнесение предмета с его изображением (два рисунка: ветка сосны с шишками, ветка ели с шишками).
4. Ящик с орехами и каштанами.
Основная задача: формирование понятий: гладкий, шероховатый.
Варианты работы: постучать по поверхности, обследовать пальцами, сжать в кулачке, постучать по столу, друг о друга, покатать по столу, между ладонями и т.д.
Можно использовать при решении следующих задач:
- развитие координации движений «глаз-рука», мелкой моторики (перекладывание рукой, большой ложкой (можно использовать емкости разной высоты);
- группировка по размеру;
- группировка по форме;
- выбор по образцу (выбери все каштаны/орехи) и др.
5. Ящик с горохом/фасолью/желудями (можно смешать).
Основная задача: формирование понятий: гладкий, твердый.
Варианты работы: постучать по поверхности, «погладить» руками поверхность, спрятать руки, зажать в кулачке, перетирать между ладонями, пересыпать с ладони на ладонь, найти спрятанную игрушку/орех/декоративный камень и т.д.
Можно использовать при решении следующих задач:
- формирование координации движений, развитие мелкой моторики, пинцетного захвата (взять пальчиками, пересыпать рукой, ложкой, насыпать в емкость с узким горлышком и т.д.);
- выбор по образцу (выбери все желуди и др.).
6. Ящик с тканью (нарезанные на маленькие квадраты (3х3 см) различные виды тканей: шелк, шерсть, фланель, бархат, кожа, холстина и т.д.).
Основная задача: формирование понятий: мягкая, бархатистая, тонкая, толстая, гладкая, шершавая и т.д.;
Варианты работы: обследовать пальцами, похлопать по поверхности, сжать в кулачке, спрятать руки, найти мелкую игрушку, выбрать ткань определенной текстуры (со зрительной и без зрительной опоры).
Можно использовать при решении следующих задач:
- группировка по цвету;
- выбрать ткань определенного цвета (цветоразличение);
- выложить цветовой ряд из ткани по образцу;
- группировка по текстуре (без зрительной опоры) и др.
7. Ящик с мячами, клубочками (массажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, поролоновый, с шероховатой поверхностью, клубочки ниток: шерстяных, хлопчатобумажных и т.д.)
Основная задача: формирование понятий: твердый - мягкий, колючий – гладкий, пушистый – шероховатый и т.д.);
Варианты работы: учимся обследовать, взять в руку, правильно распределить пальцы на мяче, сжать в руке, покатать по столу, покатать между ладонями, переложить в другую емкость.
Можно использовать при решении следующих задач:
- формирование представлений о материале, из которого сделаны мячи (дерево, поролон, резина, пластмасса и т.д.);
- выбор по образцу (желательно иметь по два мяча с одинаковой поверхностью, дай мне резиновый/поролоновый и т.д. мяч);
- подбор пары по тактильным ощущениям (без зрительной опоры) и т.д.
8. Ящик с песком (для индивид. работы).
Основная задача: формирование понятий: сухой – мокрый.
Варианты работы: стучать ладонями по поверхности, сжимать в руках, перетирать между ладонями, пересыпать с ладони на ладонь, оставлять следы пальчиками, ладонями, делать горки/ямки, рисовать на песке, находить спрятанные игрушки, делать куличики и т.д.
Можно использовать при решении следующих задач:
- знакомство со свойствами сухого и мокрого песка;
- развитие мелкой моторики и др.
9. Ящик с пуговицами.
Основная задача: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений, согласованности действий рук.
Варианты работы: постучать по поверхности, погладить поверхность руками, взять одну пуговицу пальчиками, сжать пуговицы в кулачке, пересыпать пуговицы с ладони на ладонь, спрятать руки в пуговицах, переложить в емкость с узким горлом, найти спрятанную игрушку/предмет и т.д.
Можно использовать при решении следующих задач:
- группировка по цвету,
- группировка по форме,
- группировка по размеру,
- группировка по текстуре и др.
10. Ящик (ванна) для игр с водой (для индивидуальной работы).
Основная задача: формирование понятий: холодная, теплая, горячая.
Варианты работы: опустить руки в воду, поплескаться, провести эксперимент: добавить в холодную воду горячей воды (получили теплую воду и др.);
Можно использовать при решении следующих задач:
- фиксация взгляда, прослеживающее движение взора (понаблюдать за заводной игрушкой);
- развитие мелкой моторики, координации движений (поймать игрушку рукой, сачком, поймать рыбку удочкой с магнитом, полить воду на мельницу, отжать мокрую губку и т.д.);
- развитие слухового восприятия: послушать звуки воды (журчит, плещется, булькает, капает и т.д.).
Мы описали многие варианты работы с «тактильным банком», но далеко не все. Он является многофункциональным и служит для развития не только тактильных, но и зрительных и слуховых ощущений. Обязательным условием его использования в работе с детьми с множественными нарушениями является проговаривание всех действий и ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. ...
Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники». (Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия)
Программа расчитана на возраст детей 5-6 лет....
Коллаж и тактильные дощечки
В данную разработку включены такие пособия как коллаж и тактильные дощечки. Коллаж – это учебное пособие. Главная задача, которого соединить все картинки, буквы и т.д. между собой в единое целое. Таки...
Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"
Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются ...
упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук
подборка упражнений...
В помощь начинающему логопеду. Банк учебно-методических пособий
В данной презентации представленны учебно-методических пособия для начинающих логопедов....