Формирование культуры речевого взаимодействия при интерактивном общении (SMS-сообщения, электронная почта, Интернет)
статья на тему
Представление собственного педагогического опыта проектной деятельности с учащимися начальных классов, имеющих ограниченные возмодности здоровья (речевые нарушения) в направлении "Этика сетевого общения"
Работа над проектом предполагала формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование культуры речевого взаимодействия
при интерактивном общении
(SMS-сообщения, электронная почта, Интернет)
Многие люди считают, что общение в Интернет, по электронной почте и при помощи смс-сообщений не должно подчиняться никаким правилам. Но в любом сообществе людей, в том числе и в Сети, есть определенные традиции, культура и правила поведения, которые значительно облегчают общение и помогают предотвратить конфликты.
Этика сетевого общения – это правила поведения, общения в Сети, традиции и культура, которые поддерживает большинство. Поэтому необходимо ознакомиться с этими правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение. Интернет развивается, появляется всё больше пользователей. И, начиная общение в Интернете, дети допускают ошибки, на первый взгляд незаметные и незначительные. Ошибки появляются из-за незнания сетевого этикета. Так можно доставить неприятности не только собеседникам, но и себе лично.
С целью выявления и изучения этических норм, правил в режиме сетевого общения детей учителями третьих классов было принято решение организовать мини-проект. Работа над проектом предполагала формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Так же, по нашему мнению, очень важно обсудить с детьми и правила общения с помощью смс-сообщений. Нельзя назвать смс нововведением: мобильные телефоны вошли в повседневный обиход много лет назад, и к сегодняшнему дню мобильный телефон есть у каждого ребёнка. Смс-общение для детей очень удобно, так как они могут практически везде отправлять короткие послания и быстро получать ответы.
Над мини-проектом работали два третьих класса: 3 «а» и 3 «б». Нами были проведены следующие действия:
- Беседа на тему «Этика сетевого общения» и сформулированы свои правила-пожелания для общения в интернете.
- По группам (мальчики и девочки; смешанные) пользуясь составленными правилами, составили письма, приуроченные к 23 февраля, 8 марта, поздравления с днём рождения.
- Обсудили, как приятно получать письмо, которое не содержит ошибок, сокращений. В режиме общения по сети дети менее стеснительны и могут писать друг другу добрые, откровенные слова.
- Провели беседу на тему «Что и кому можно написать в смс», составили 8 правил смс-общения. Выяснили, что знание русского языка важно всегда!
- Попробовали пообщаться с помощью смс-сообщений, проверили, получается ли у детей общаться друг с другом, соблюдая этические нормы.
- Провели заключительное занятие, на котором изготовили газету и обсудили, что общение в реальном времени и общение в Интернет и при помощи смс – это разные понятия, у них несколько разные правила, принципы, но есть несколько общих и простых принципов: нельзя использовать нецензурные выражаться, грубить, нужно быть всегда вежливым по отношению к собеседнику.
Учащиеся 3-х классов заинтересовались данной темой, получили первоначальный опыт культурного речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Данный мини-проект способствовал развитию коммуникативных навыков, умению аргументировано и чётко излагать свои мысли на письме, задавать вопросы, формулировать мнение и устно анализировать работы других детей. Можно сказать, что все эти навыки очень важны для учащихся современной речевой школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста
В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены критерии оценки ученических устных и письменных высказываний. Выделены и ...
Электронная почта
Для занятий в дополнительном образовании и в начальной школе...
Как зарегистрироваться на электронной почте Mail.ru
Пошаговая регистраия на почте Mail.ru...
Использование технологии формирования интелектуально-речевой и читательской культуры школьников (ИРЧК)
Развитие такого читательского умения, как предполагать предвосхищать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации....
Статья"Представление учебных и других материалов посредством использования ресурсов электронной почты».
Статья об использовании возможностей электронной почты при работе с родителями и учениками...
«Электронная почта и страница в социальной сети «Вконтакте» -один из способов общения с родителями школьников»
В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу....
Проблемы формирования культуры речевого поведения у младших школьников.
Материал дл родителей и учителей...