Проблемы формирования культуры речевого поведения у младших школьников.
консультация на тему

Блохина Евгения Юрьевна

Материал дл родителей и учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы формирования культуры речевого поведения у младших школьников.

Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова – факт пробуждения сознания. Весь дальнейший путь речевого развития ребенка полон загадок: откуда в речи двухлетнего ребенка появляются грамматические формы слов, словосочетания с согласованием и даже глагольным управлением.  Каковы факторы, стимулы овладения речью в раннем детстве, и как они трансформируются на более поздних этапах жизни человека.

Проблемами   формирования  культурно-речевого  общения активно  занимались ученые  В. В. Бушелева, Н. А. Формановская, И. Н. Курочкина. В последние годы большой вклад в  методику  развития  культуры речи в начальных  классах  внесли Б. В. Богуславская, Н. А. Купина, А. В. Иванов  и  другие.

Ещё Ф.М. Достоевский заметил, что мало разумно мыслить, надо уметь высказывать то, что в уме и на сердце: «Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается? Я это не раз замечал за собой и в моих словесных отношениях с людьми и много мучился этим».

Культура речевого поведения – это важная часть урока русского языка, и, как и все новое, она неоднозначно воспринимается учителями, часто, к сожалению, с трудом находит признание в школе, особенно в начальных классах. Педагоги считают формирование культуры речевого поведения никчемной тратой учебного времени. Подобное положение дел не может не вызывать недоумения и даже некоторого опасения. Ведь наблюдения за речью и общением учеников говорят об острой необходимости этой составляющей  урока русского языка, на котором бы детей учили правильно, красиво и убедительно говорить, слушать собеседника, корректно вести дискуссию.

От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет учащихся быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой.

С первых шагов самостоятельной жизни ребенок начинает практически познавать человеческие взаимоотношения. Мир человеческих взаимоотношений очень сложен.  Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой речевого поведения, считать ее несущественной, неважной.

Очевидно, что недостаточное внимание к личности ученика в процессе развития речи, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося, нередко в ущерб его личности, оборачиваются большими педагогическими просчетами. Это заставляет со всей остротой поставить вопрос о формировании культуры речевого поведения младших школьников на уроках русского языка.

«Культура» – это степень владения людьми своей деятельностью, в частности – языком и речью, включая культуру речевого поведения, культуру речи. Под названием “культура речи” сформировалась отрасль языкознания, в которой устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного поведения.

       Понятие “культура речи” обозначает, с одной стороны, степень соответствия речи литературным нормам. А с другой стороны, раздел языковедческой науки, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования литературного языка как орудия культуры.

       Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет язык, и в то же время, развивая в нем все ценное.

       Культура речи в лингвистическом понимании имеет две ступени – правильность речи и речевое мастерство: уместность, точность, выразительность, чистота, оригинальность.

       Речевое развитие всегда признавалось одним из актуальных направлений в систем воспитания и обучения детей. Значимость речевого развития ребенка всегда подчеркивалась всеми педагогами-исследователями.

       Л.Н. Толстой отмечал важность развития у ребенка желания сочинять, предлагая ребенку темы сочинений, бесед по прочитанному, что является результатом риторической деятельности, развития литературных и коммуникативных способностей.

       К.Д. Ушинский разрабатывая систему обучения детей родному языку, раскрыл роль родного языка в формировании личности. Ученый выдвинул на первое место развитие способности мыслить и излагать мысли слушающим, что, без сомнений, является одной из задач риторики и развития речи [2, с.70].

        Е.И. Тихеева создала систему обучения детей родному языку, что в полной мере соответствует системе риторической теории, риторическому канону – движению от мысли к слову при создании речевого продукта.  

      Сегодня уже никто не оспаривает то, что вводить ребёнка в мир слова нужно с дошкольного возраста. Несомненно, что необходимость обучения риторике осознается всеми учеными-филологами.

       «Развитие речи – это составная часть риторики, ее малая единица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, обучение всем видам пересказов, обучения составления планов. Но ведь дети могут больше. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она учит творчеству, словесному выражению своих мыслей, учит этике общения».

        В настоящее время методика внедряет современный интегративный подход к воспитанию языковой личности и разрабатывает технологические аспкты комплексной работы по формированию правильного произношения, обогащению лексико-грамматического строя и развитию связной речи ребенка на языковом, текстовом и коммуникативном уровнях. Очевидно, что решение данной педагогической проблемы имеет важное значение для теории и практики образовательного процесса, т.к. служит фундаментом обучения, воспитания и развития.

     Говоря о возрасте, с которого следует начинать обучение риторике, необходимо учитывать достигнутый ребенком уровень речевого развития и интерес ребенка к устройству речи, звучащему слову, который ярко проявляется уже к 4 годам. Вопрос о систематическом обучении ребенка риторике и развитию речи является дискуссионным. Ученые – педагоги, филологи и психологи – не пришли к единому мнению. Однако, учитывая особенности речевого развития ребёнка, обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста, которая включает в себя предварительную работу (пропедевтику) по развитию коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения.

     Общепризнано, что процесс усвоения речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. При этом немногие исследователи (Е.И.Козицкая, Е.Д. Божович и др.) указывают, что одним из наиболее значимых условий усвоения в школьном возрасте письменной речи является формирование еще в дошкольном возрасте языковой компетенции как психологической системы, включающей два основных компонента: речевой опыт и знания о языке.

     Для осуществления целей воспитания и лингвориторического обучения детей в образовательном учреждении должна быть создана особая среда. Прежде всего это создание языковой среды. Такой средой, прежде всего, может являться речь взрослых и детей в семье, создание благоприятной языковой среды на уроках и занятиях. Влияние языковой среды может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они общаются, очень велика: подражая окружающим, дети перенимают не только тонкости употребления языковых единиц, но и несовершенства, которые встречаются в речи взрослых. Культура речи ребёнка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В. Успенский).

     Следущим компонентом является создание креативной, культурно-творческой образовательной среды. Её создание связано с творческим компонентом занятий за счет введения интерактивных форм, мультимедийных обучающих программ, сценарной формы занятий.

     Другой составляющей в риторической подготовке ребенка следует признать организацию взаимодействия взрослых и детей через разнообразные формы общения: беседы, создания доброжелательной атмосферы, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка.  

       Одна из задач обучения младших школьников формированию мыслей и состоит в том, чтобы научить их правильной речи, т. е. помочь быстрее овладеть нормами языка, вопреки отрицательному влиянию речевой среды.

       Правильность речи – это основа речевой культуры, основа, которая позволяет беспредельно совершенствовать свое языковое мастерство, искусство слова.

      Но правильность – это лишь первое, самое элементарное требование, предъявляемое к формированию мысли. Реализуя замысел, каждый говорящий стремится как можно лучше учесть ситуацию общения. В зависимости от того, в какой мере это удается, можно говорить о большей или меньшей точности и выразительности его речи. Под точностью понимают наиболее полное соответствие языковых средств передаваемому содержанию, а под выразительностью – соответствие этих средств условиям общения.

       Как правило, таким качеством, как точность и выразительность, соответствует еще одно – богатство речи, предполагающее определенное разнообразие используемых средств языка. Названные качества речи: точность, богатство, выразительность – объединяются в более широкое понятие – “коммуникативная целесообразность”.

       В силу небольшого речевого опыта младшим школьникам, конечно, трудно самостоятельно овладеть речевым мастерством, поэтому так важно помочь им осмыслить все требования к речи. Уже с младшего школьного возраста необходимо кропотливо учить при формулировании мыслей следить не только за правильностью, но и за точностью, разнообразием, выразительностью использования языковых средств.

       Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико-речевой позиций. При этом школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без знания общечеловеческих правил речевого поведения.

      Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

       Обычно поведение сравнивают с деятельностью. Под деятельностью (в том числе и речевой) понимают поступки, сознательно подчиненные целям и определяемые мотивом человека.

       По мнению Н.А. Формановской, вопросы речевого и коммуникативного поведения выходят за рамки лингвистических проблем, они затрагивают сущность русского менталитета и культуры, а значит - всей социальной жизни общества.

      Н.А. Формановская говорит о том, что речевое поведение - это наши действия поступки, привычки, обычаи, традиции и ритуалы, совершаемые с помощью такого инструмента, как речь.

       «Речевое поведение – обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств» - писала в своих трудах Т.А. Ладыженская.

       Исходя из этого, можно утверждать, что общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование.

       «Культура поведения» — совокупность форм повседневного поведения (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения [17]. Например, требование уважения к людям (моральная норма) применительно к повседневному поведению выражается в виде правил этических (вежливость, деликатность, такт, предупредительность), в умении беречь чужое время и т.    Речевое поведение является формой проявления речевого общения, это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевом поведении стремление (а порой и необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.

       Результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседника.

       Существуют два вида правил социального использования языка в общении: запрещающих, присущих закрытым системам, и рекомендательных, присущих открытым системам и носящих вероятностный характер. На их основе формируется культура речевого поведения, формируются требования к культуре поведения (в том числе и речевого), запреты и рекомендации.

      Во всех ситуациях, когда мы находимся в окружении людей, наше речевое поведение должно регулироваться двумя основными правилами:

                      - внимание к окружающим, в частности к собеседнику;

                      - экономия времени.

       Известно, что этикет регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, значит, речевой этикет можно определить как регулирующий правила речевого поведения. Мы каждый раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся, поздравляем с праздником, приветствуем, благодарим, извиняемся, желаем успехов и так далее. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чём-то просим и всё это так, что учитываем и официальную и не официальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно роли собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи.

       В силу тысячекратного повторения речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах обращения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые сложившиеся в нашем сознании. В целом речевой этикет – это зона устойчивых стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор в каждом конкретном речевом акте, как и всякий выбор, дело творческое  подчеркивает Н.А. Формановская.

       Маленкова Л. И. различает этикет речевой и неречевой. Неречевой этикет – разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой, способы размещения людей в соответствии с правилами первенства при поднесении подарков. Речевой этикет – это часть правил поведения в обществе, словесные (вербальные формы) выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения.

     Использование этикетных формул обусловлено также полом, возрастом, степенью родства, знакомства лиц, принимающих участие в разговоре. Повторяющиеся слова, словосочетания, предложения, связанные с определёнными речевыми ситуациями и шаблонными темами разговора - формулы обращения, приветствия, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приглашения, просьбы – постоянно встречаются в бытовом общении.

      Правила  речевого   поведения, так же  регулируются  речевым  этикетом   сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др.8

Усвоение формул речевого этикета должно быть подчинено задаче обучения вежливому общению с людьми. Главное – усвоить устойчивые формулы русского речевого этикета, принятые в определённой ситуации общения, так как речевой этикет «выполняет, главным образом контактоустанавливающую функцию».

      Основы речевой культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу призвана взять на себя начальная ступень обучения. Общепризнанно мнение о том, что подъем произносительной культуры учащихся в первую очередь определяется состоянием речи учителя начальных классов.

      Ответственность преподавателя за культуру собственной речи чрезвычайно велика. Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе, поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка.

      Развитие речи ребенка как один из показателей общего его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

      По мнению М.С.Соловейчик, речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаём высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение) . Следовательно, мысль является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности.

       Сама речь – это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание (предложение или текст), при принятии сообщения – умозаключение, к которому приходит собеседник. Результатом речевой деятельности является ответная реакция, понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

      Развитие речи в начальных классах ведется по трем направлениям над словом (лексический уровень), над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Три названных направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой. Так, усвоение словаря дает материал для конструирования предложений, а результаты того и другого направления используются при составлении связных рассказов.

     Для развития речи учащихся используются определенные виды упражнений. Наиболее важные среди них - упражнения в связной речи; в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, способность накапливать материал и строить по определенной логике и композиции свою речь.

       При формировании у детей связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной, тесная связь речевого и интеллектуального развития видна особенно отчётливо. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, ученику нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания .

     В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников"

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников...

Дипломная работа тема " Формирование русского речевого этикета у младших школьников"

Дипломная работа Формирование русского речевого этикета у младших школьников...

Возможности использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Эта статья познакомит с возможностями использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

«Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников"

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной к...