Для педагогов
материал для подготовки к егэ (гиа, 4 класс) на тему

Чаш-оол Сырга Сергеевна

материалы для проекта "Успешный ученик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_informatsii_iom_iop_iopr.docx61.32 КБ

Предварительный просмотр:

(ИОМ)  Индивидуальный образовательный маршрут

 ученика

Пояснительная записка

  1. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации  могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.
        Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее  образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

        Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

  1. Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в сельской школе стандартным способом — делением классов на профили.
  2. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
  3. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:

 

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1)

В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем  и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем.  Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.

На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ. (Приложение 2)

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ СОШ №2

на _______/_______ учебный год

Тема направления  занятий

ФИО учите-ля

   Кол-во

часов

Результаты

Подпись преподавателей

Итого

Кл. рук-ль                    ______________/___________ /

Ученик (ца)                ________________/____________/

Родитель                 _________________/___________/

Приложение 2

Индивидуальная образовательная программа

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,
  • исходный уровень знаний учащегося,
  • продолжительность обучения,
  • ожидаемый результат,
  • учебные программы,
  • формы аттестации достижений учащегося .

  1. Используемая литература

  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 1997.
  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
  5. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

ИОМ

(индивидуально-образовательный маршрут)

 

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  2. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  3. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  4. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:

  уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

  здоровьем и психическим состоянием учащегося;

  потребностями учащегося;

  социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психологов с согласия родителей и учащегося.

Содержательное наполнение образовательной программы может корректироваться в соответствии с изменениями реальной социально-образовательной ситуации в школе, определяемой контингентом учащихся, социальными и образовательными запросами учащихся и их родителей, образовательными приоритетами, расширением связей с учреждениями культуры (в том числе с ВУЗами) и др.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

Временная структура индивидуального образовательного маршрута

  1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
  2. Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни (длительные поездки, участие в соревнованиях, профессиональное обучение и т.п.).
  3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута

Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.

  1. Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.
  2. Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута.
  3. Выбираются факультативные модули.

Эта структура соответствует трем общепринятым видам учебных занятий – обязательным занятиям, составляющим инвариантную часть образования, обязательным занятиям по выбору учащегося и факультативным занятиям.

Соотношение между тремя видами учебных занятий (тремя видами учебных модулей) определяется стандартным образом. Каждый модуль при его построении обладает определенным числом баллов – числом часов учебной программы, покрываемых модулем (оно, разумеется, может не совпадать с объемом времени, отводимым индивидуальным учебным планом на выполнение модуля). С другой стороны, выбранный общий учебный план регламентирует распределение часов (в расчете на полугодие) между тремя видами учебных занятий. Тем самым суммы баллов, приписанных модулям трех различных видов, должны укладываться в рамки распределения, предписанного общим учебным планом.

Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута

В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом.

  1. Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.
  2. Отчетность по выполнению учебных модулей.
  3. Итоговая аттестация достижений.

Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.

Корректировка индивидуального образовательного маршрута

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

8. Организационно-педагогические условия

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;
  • желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
  • согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

  1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей или другой школы.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
  4. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики.

В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  • контакты с местами прохождения практики (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне школы);
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);
  • корректировка образовательного маршрута;
  • контакты с родителями ученика;
  • оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование школой программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.

К их числу можно отнести:

  • наличие психологической и валеологической служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения относительно условий обучения отдельных учеников;
  • широкий спектр реализуемых образовательных программ, позволяющий создавать учебные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося;
  • наличие шефских и иных связей с предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов вне школы;
  • техническая оснащенность школы, внедрение новых информационных технологий.

9. Аттестация достижений

Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.
  3. Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием или рефератом), компьютерное тестирование и т.п.
  4. Кредитная система. Эта система получила в последнее время широкое распространение в различных сферах обучения. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов (предполагается, что обучаемый имеет некоторую свободу в выборе модулей). При этом кредитная система обычно бывает неодномерной – модулю предписывается не только вес, но и принадлежность к определенному предмету (скажем, изучение литературы или производственная практика). Успешность обучения предполагает не просто суммарный набор числа баллов, но и достижение определенного порога по отдельным направлениям (скажем, набрать не менее 100 баллов, причем из них не менее 20 – по истории, не менее 15 –за практику и т.д.).
    По желанию школы кредитная система может применяться в предлагаемой программе индивидуального обучения, так как каждый учебный модуль имеет заранее заданный вес (число часов учебной программы). Применение кредитной системы целесообразно в случае дробления программы на мелкие модули и при обеспечении достаточной свободы в выборе образовательного маршрута и гибкости в его корректировке.
  5. Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые школой формы итоговой аттестации. Выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (скажем, сдача экзамена или зачета в другом учебном заведении, при обучении экстерном или вне школы). Использование этой оценки при итоговой аттестации (внесение ее в аттестат зрелости) должно быть указано в договоре школы с внешним учреждением, являющимся базой для выполнения учащимся учебного модуля.

Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

-  самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор курсов),
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
  • варианты расчета учебной нагрузки;
  • правила заполнения бланка;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах) так и информационно-ориетационного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:

  • осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального (кем быть? каким быть? что изучать? как? где? зачем?);
  • совершенствование в избранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);
  • повышения функциональной грамотности в той или иной сфере (предмету).

Результаты проектирования учащийся заносит в бланк индивидуального образовательного маршрута.

Базовыми школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим некоторые варианты.

Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО __________________________________________

ученик (цы) ______ класса школы

на _______/_______ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Итого

Зам. директора по УВР ______________/___________ /

Ученица (ка)            ________________/____________/

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № _______

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Дни недели

Курсы по выбору

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа

ученика

Выводы и рекомендации: _____________________________________________

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план может быть представлен  как совокупность учебных предметов, выбранных обучающимся из учебного плана образовательного учреждения. Структура предлагаемого учебного плана разработана в соответствии со структурой регионального учебного плана для 9-классов.

Индивидуальный  учебный план

учащегося  _ «__» класса сош №___

ФИО __________________________________________________

Учебные предметы

Количество часов

Русский язык

70 (2)

Литература

105 (3)

Иностранный язык

105 (3)

Математика

175 (5)

Информатика и ИКТ

70 (2)

История

70 (2)

Обществознание

35 (1)

География

70 (2)

Физика

70 (2)

Химия

70 (2)

Биология

70 (2)

Искусство (музыка и ИЗО)

35 (1)

Физическая культура

70 (2)

Историческое краеведение

35 (1)

итого

1050 (30)

Региональный компонент (предпрофильная подготовка)

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

20

итого

105 (3)

Компонент образовательного учреждения

Учебный предмет «…»

35 (1)

Учебный предмет «…»

35 (1)

итого

70 (2)

Предельно допустимая  аудиторная нагрузка (при 6-дневной учебной неделе)

1225 (35)

Индивидуальная составляющая в учебном плане учащегося просматривается через вариативную часть, а именно через «курсы по выбору».

В практике работы базовых школ использовался вариант индивидуального учебного плана, который разрабатывался на основе учебного плана образовательного учреждения.

Индивидуальный учебный план

ФИО _________________________ученика (цы) ______ класса  школы № 32 г. Рыбинска  на _______________ учебный год

Предпрофильная подготовка

1-й поток (три месяца)

2-й поток

3-й поток

1

2

3

4

Всего часов на предпрофильную подготовку (3 часа в неделю/ 105 в год)

35 часов

35 часов

35 часов

Перечень курсов

Объем часов

Объем часов

Объем часов

….

Итого

В предлагаемом варианте индивидуального учебного плана исключен федеральный компонент. Курсы по выбору, составляющие предпрофильную подготовку, ученик выбирает сам.  Так как курсы по выбору реализуются в три потока (этапа) то  и выбор учащиеся делают три раза в году. Учебный план школьника может формироваться на протяжении всего учебного года. Первый раз учащийся оформляет 1-ю и 2-ю графы, вписывая в первую названия курсов, которые выбрал, а во вторую - количество часов. По окончании трех месяцев учащийся вновь осуществляет выбор. При этом он работает с 1-й и 3-й графами, а спустя еще три месяца - с 1-й и 4-й, дописывая на основе своего выбора названия курсов и количество часов, которые будет осваивать в этот период.

При выборе ученик не только ориентируется на перечень курсов, но и на нормы времени, выполняя подсчет суммарного объема часов (строка «Итого»). Это позволяет предупредить перегрузку, а также построить маршрут освоения курсов во времени (сроки). Например, когда ученик делает выбор двух-трех курсов, которые по объему часов превышают предельно допустимые нормы времени (для конкретного временного периода). В этом случае он определяет порядок освоения курсов и соответственно делает записи во всех четырех графах (как проект), тем самым устанавливая последовательность освоения курсов по выбору. По завершении первого потока (этапа) он имеет право внести коррективы в свой учебный план.

Индивидуальная образовательная программа

Технологическим средством реализации индивидуального образовательного маршрута является индивидуальная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией должна обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации ученика через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);
  • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
  • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
  • ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей учащихся .

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика 9-го класса представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной подготовки), видов деятельности учащегося. Как показывает практика, индивидуальная образовательная программа чаще всего реализуется в условиях экстерната (образовательная программа индивидуального обучения ) и представляет собой описание алгоритма решения педагогических задач. Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний учащегося, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебные программы, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений учащегося .

В заключение еще раз отметим, что разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (программы) является условием осуществления индивидуализированной психолого-педагогической помощи ученику 9-го класса в самоопределении направления дальнейшего обучения (в том числе и профиля).

Литература

  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 1997.
  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. диссертации на соиск. ученой степени доктора пед. наук. – Ярославль, 1999.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
  5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
  6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

      Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?".

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме "Имя существительное".

Тема

Подтема

ЗУН

Источники информации

Вид работы

Сроки

Вид контроля

Самооценка

Оценка учителя

Имя существительное

Определение миени существительного как часть речи

Учебник

Консультации

Консультиации одноклассника

Чтение учебника

Заучивание правил

3-4 ноябрь

Устный ответ

Роль имени существительного

Учебник урок

интернет

Чтение учебника

Письменная работа

5-8 ноября

Тест

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО).

Дата

Цель и задачи

Вид работы

Форма контроля

Достижения

Самооценка

Сентябрь

Реализация навыков исследовательской деятельности в области математики

Занятие в\д

Создание презентации

Участие в конкурсе

Презентация в классе

1 место

2 место

октябрь

Занятие по курсу дистанционного обучения

Посещение дополнительных занятий

Участие предметной олимпиаде

Участие в муниципальном конкурсе

Региональном конкурсе

Выполнение творческого задания

Сочинение

Содзание проекта по теме

Завершил курс

3 место м\э

2 место р\э

 

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Фото 2

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...