Программа по внеурочной деятельности. Развиваем способности детей. (3-4 класс)
рабочая программа на тему
Составлена на основе: требований действующего ФГОС НОО
Данная программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей, и положительной мотивации учения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti._razvivaem_sposobnosti_detey._3-4_klass.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
«Рассмотрено» Зам. директора по МР ___________ И.В. Шабалина Протокол МС № ________ от «___» ______ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по ВР ____________ И.А. Кириллова «___» _______ 20___ г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ И. Б. Бушаева Приказ № _________ от «___» _______ 20___ г |
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности
«Развитие способностей»
3 – 4 классы
начальное общее образование
срок реализации 2 года
Составлена на основе:
требований действующего ФГОС НОО
Зубаревой Татьяной Владимировной, учителем высшей категории
с. Стародубское
2017г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Развитие способностей» реализует познавательно – развивающее направление в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа внеурочной деятельности подготовлена на основе требований действующего ФГОС НОО и разработанной системы познавательных задач Н. К. Винокуровой «Развитие способностей»
Актуальность программы:
Исходит из проблемы - научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Данная программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей, и положительной мотивации учения младших школьников. Является комплексной программой по формированию культуры обучающихся, способствующая развитию способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей, становлению у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве и способную адаптироваться к условиям стремительно изменяющегося мира профессий и жизнедеятельности в целом.
Отличительные особенности программы:
В программу интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира, истории и т.д. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
На занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности школьника.
Система представленных на занятиях заданий, позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие всех видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- Развитие речи
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
- Развитие сенсорной сферы.
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- Способствовать расширению кругозора
- Развивать мотивацию к познанию и творчеству
- Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, на 2 года обучения. На реализацию программы отводится 68 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Формы занятий:
- Игры, тренинги
- учебные задания, включающие в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Структура занятия включает в себя 4 последовательных этапа: разминку; развитие психических механизмов (память, внимание, мышление, воображение); решения развивающих частично-поисковых задач, творческих заданий
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно
- моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
- способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
- развитие морального сознания;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности;
- выделять типы задач и способы их решения;
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения данной задачи;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- производить анализ и преобразование информации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- формирование умения нестандартно мыслить;
- решение задач повышенной трудности,
- умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы.
Содержание курса представлено блоками, которые включают в себя: развитие быстроты реакции, тренировка памяти, развитие пространственного мышления, развитие зрительной памяти, развитие слуховой памяти, развитие логического мышления, тренировка внимания, развитие воображения, развитие ассоциативной памяти, развитие интеллекта, развитие сообразительности, развитие наблюдательности, развитие речи.
Для оценки эффективности занятий по «Развитию способностей детей» можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; - косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по
разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно – тематическое планирование занятий
3 класс, 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. | 1 | |||
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. Тренировка быстроты реакции и внимания. | 1 | |||
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Тренировка быстроты реакции и внимания. | 1 | |||
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. | 1 | |||
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | 1 | |||
Развитие логического мышления. Тренировка быстроты реакции и внимания. | 1 | |||
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Развитие пространственного воображения. | 1 | |||
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | 1 | |||
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | |||
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | |||
Развитие логического мышления. | 1 | |||
Тренируем быстроту реакции и внимания | 1 | |||
Выявление уровня развития познавательных способностей на конец года. | 1 |
4 класс, 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
Развиваем быстроту реакции. Отрабатываем правописание. Развиваем наблюдательность. | 1 | |||
Развиваем быстроту реакции. Отрабатываем правописание. Развиваем наблюдательность. | 1 | |||
Отрабатываем навыки. Развиваем внимание, наблюдательность, речь. | 1 | |||
Отрабатываем навыки. Развиваем внимание, наблюдательность, речь. | 1 | |||
Развиваем ассоциативное мышление, зрительную память, быстроту реакции, наблюдательность. Развиваем интеллект. | 1 | |||
Развиваем ассоциативное мышление, зрительную память, быстроту реакции, наблюдательность. Развиваем интеллект. | 1 | |||
Развиваем ассоциативное мышление, зрительную память, быстроту реакции, наблюдательность. Развиваем интеллект. | 1 | |||
Развиваем речь. Развиваем интеллект. Отрабатываем навыки. | 1 | |||
Развиваем речь. Развиваем интеллект. Отрабатываем навыки. | 1 | |||
Развиваем логическое мышление. Отрабатываем навыки. | 1 | |||
Развиваем логическое мышление. Отрабатываем навыки. | 1 | |||
Тренируем быстроту реакции. развиваем интеллект. Развиваем внимание и наблюдательность. Развиваем быстроту реакции. Развиваем речь. | 1 | |||
Тренируем быстроту реакции. развиваем интеллект. Развиваем внимание и наблюдательность. Развиваем быстроту реакции. Развиваем речь. | 1 | |||
Тренируем быстроту реакции. Развиваем интеллект. Развиваем внимание и наблюдательность. Развиваем быстроту реакции. Развиваем речь. | 1 | |||
Тренируем внимание. Развиваем наблюдательность. Развиваем слуховую память. | 1 | |||
Тренируем внимание. Развиваем наблюдательность. Развиваем слуховую память. | 1 | |||
Отработка навыка. Развиваем быстроту реакции и внимание. Развиваем сообразительность. | 1 | |||
Отработка навыка. Развиваем быстроту реакции и внимание. Развиваем сообразительность. | 1 | |||
Тренируем внимание, сообразительность. | 1 | |||
Развиваем речь. Развиваем внимание и быстроту реакции. тренируем сообразительность развиваем слуховую память. | 1 | |||
Развиваем речь. Развиваем внимание и быстроту реакции. тренируем сообразительность развиваем слуховую память. | 1 | |||
Отрабатываем навык. Развиваем речь, зрительную память, логическое мышление, воображение. | 1 | |||
Отрабатываем навык. Развиваем речь, зрительную память, логическое мышление, воображение. | 1 | |||
Отрабатываем навык. Развиваем речь, зрительную память, логическое мышление, воображение. | 1 | |||
Тренируем внимание. Отрабатываем навык, развиваем быстроту реакции. | 1 | |||
Развиваем ассоциативную память. Развиваем речь. Тренируем сообразительность. | 1 | |||
Развиваем ассоциативную память. Развиваем речь. Тренируем сообразительность. | 1 | |||
Развиваем речь, логическое мышление, зрительную память. | 1 | |||
Развиваем речь, логическое мышление, зрительную память. | 1 | |||
Развиваем логическое мышление. Развиваем ассоциативное мышление. | 1 | |||
Тренируем наблюдательность. Отрабатываем навыки. | 1 | |||
Развиваем сообразительность. Развиваем логическое мышление. | 1 | |||
Отгадываем лесные загадки. Развиваем внимание и наблюдательность | 1 | |||
Лесные заповеди. Это интересно. Итоговое задание. | 1 |
Используемая литература:
- Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2002. – 79с.
- Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2002. – 63с.
- Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2003. – 63с.
- Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЕН, 2003. – 79с.
- http://azps.ru/articles/kid/razvitie_sposobnostey_u_detey.html
- http://effor.by/about/24_abi Развитие способностей. Тесты и задания на развитие логики, памяти, внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИВАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ» ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной» Цели программы: создать условия для развития познавательных способностей учащихся младших классов.Задачи...