Эссе "Я - учитель!"
материал на тему
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
А. Экзюпери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kiselyova_n.v.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Эссе
Я – учитель!
Учитель начальных классов
Киселёва Наталья Владимировна
2018 год
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
А. Экзюпери
Жизнь - это книга. Каждая страница – частичка души, сколько бесконечных сюжетов переплетается в ней. Конечно же, есть в этой книге и глава о выборе профессии. Вот этот камень с выбором: направо пойдёшь, а может быть налево? Или прямо? Я уже в раннем детстве знала, что буду учительницей: мне хотелось учить малышей «буквы разные писать». Русский язык и литература – были самыми любимыми предметами в школе. Что же выбрать? И вот я уже получила диплом об окончании педагогического училища по специальности «учитель начальных классов». Когда я впервые вошла в класс, чтобы учить и в то же время учиться самой, мне сразу стало легко и ярко жить. В моей жизненной книге появилась новая глава.
Первое время в роли учителя я себя видела как бы со стороны: делала себе замечания, вносила коррективы в аккуратно написанные поурочные планы. Я вела классически выстроенные уроки и каллиграфическим почерком без помарок аккуратно выписывала страничку за страничкой. Сделав свой первый выпуск малышей, я поняла – учитель есть один – жизнь, а мы все так и будем учениками.
Вы никогда не задумывались над вопросом: кто такой учитель? Наверное, многие скажут, что это человек, который получает специальное образование и призван передать детям полученные знания по определенному предмету. Иными словами, это передающее информацию «устройство». Но если педагог только передает свои знания, то он уподобляется плохому ваятелю, если вместо того, чтобы соскабливать лишнее, он налепляет лишнее, искажает… Главная задача педагога - научить ребёнка творить, иначе он и в жизни будет копировать, подражать, потреблять, как раковая клетка.
Чем старше я становилась, чем больше накапливался опыт, тем больше моя книга становилась похожа на черновик, испещренный помарками, заметками на полях и между строк, закладками, схемами. Я взрослела вместе с моими учениками. Вот уже сделаны два выпуска, так не похожих друг на друга, потому что и я становилась другой. В этом процессе проб и ошибок постепенно приходили ответы на важные вопросы: как учить, зачем…
Уроки уже не похожи друг на друга, порой выходят за рамки плана, да и планы становятся сценариями. И книга моя больше похожа на собрание сочинений. Теперь я уже не просто планирую свои уроки, а стараюсь моделировать систему знаний и умений моих учеников.
В сущности, что такое урок? Это 40 минут непрерывного обмена: знаниями, умениями, информацией, энергетикой, чувствами и эмоциями. В чем задача любого учебного процесса? Разве только в передаче и получении знаний? Конечно же, нет! Готовясь к уроку, я не пишу подробного плана действий, а только «расставляю вехи» – опорные точки, которые являются для меня примерными ориентирами на пути к цели. Они, как костяк, держат урок, который в остальном подвижен и гибок. Траектория продвижения класса зависит от учащихся, от вклада отдельных детей в общую познавательную работу, и тогда каждый урок становится уникальным. Я, стараюсь чутко воспринимать ситуацию, быстро анализировать ее и направлять мысль учащихся в нужную сторону.
Общеизвестно, что «личность воспитывает личность». Вглядитесь внимательнее! Да: мы замечаем, что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но невозможно описать, как выстраивается этот «воспитательный процесс». Личность способна создать вокруг себя определенную среду, своего рода «педагогическое силовое поле». Чтобы создать его, нужно обладать большим внутренним «зарядом». Но введите в это педагогическое силовое поле человека бесталанного – гением не вырастет! Это не значит, что не умеющий рисовать не станет художником; способности раскрываются, способности у всех разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.
Для достижения цели в современном процессе обучения есть всё: ИКТ, различные формулы проведения уроков, проектная деятельность, творческие мастерские. Главное, чтобы этот процесс был достаточно вариативным, чтобы можно было вовлекать в него детей.
Да, современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения – компьютер, интерактивная доска. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова. Очень важно поселить в душах детей веру в себя, в свои возможности. И здесь уже одной методикой ничего не сделаешь. Нужна душа. А у неё своя методика…
Почему одни идут по жизни легко, смеясь, а другие еле плетутся? Почему одни штурмуют крутые горы, а другие и на пригорок забраться не могут? Все дело в самооценке, правильно или неправильно сформированной в период становления личности.
Поэтому так важно создать на каждом уроке ситуацию успеха. Инсценировки, конференции, фестивали и конкурсы, олимпиады и нужно всё это для вовлечения детей в социальную деятельность, в практику жизни. Такая творческая работа, безусловно, даёт свои результаты. Мои ученики занимают призовые места на школьных, муниципальных и зональных олимпиадах, конкурсах творческих работ, по окончании школы награждаются золотыми и серебряными медалями.
Часто, узнав о том, что я учитель, недоумевают: «Как сегодня можно работать в школе! Сейчас дети просто невозможны, как можно с ними справиться?» Я улыбаюсь в ответ и отвечаю, что дети сейчас замечательные, ничуть не хуже тех, которые были раньше. Да, опаздывают на уроки, забывают учебники и тетрадки, не всегда готовят домашние задания! Но и их тревожат известные вопросы о добре и зле, несправедливости, дружбе и верности. Некоторые из них пишут стихи, грезят о славе, мечтают покорить пьедесталы… Они просто другие, потому что время другое.
Мне очень важно, чтобы мои ученики поняли: в воинстве человеческих ценностей по-прежнему должны стоять «честь», «совесть», «благородство» и «достоинство».
Несмотря на изменившиеся стандарты в системе образования, новые технологии, незыблемыми остаются доброе и справедливое отношение к ученикам, живые слова. Школа должна пробуждать чувства: чувство собственного достоинства, чувство гордости за свою страну и ответственности, что ты гражданин этой страны, чувство, что наш мир уникален и познаваем.
Мы ещё не осознали, что совокупный человеческий интеллект всё в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надежным, неисчерпаемым.
Интеллектуальный потенциал моих учеников далеко не однороден. В таком случае возникают вопросы, каковы же интеллектуальные способности каждого ученика, каким образом их развивать, что поможет понять, насколько учебные технологии, применяемые при работе эффективны. Безусловно, в первую очередь ответы на эти вопросы дает мониторинг успеваемости учеников, тестовые диагностические методики.
Целая глава в моей книге посвящена поиску, выявлению и работе с одаренными обучающимися. Что мы понимаем под термином «одарëнный школьник»? Отмечу лишь некоторые его особенности. Это глубина мысли, способность к обобщению, оригинальность мышления, желание решать задачи, быстрота мысли и т.д. Конечно, не все одаренные школьники обладают этими способностями, но у многих они есть. Мною выявлены потенциальные возможности моих учеников и теперь их надо развивать.
Технологии проектной деятельности, научно-исследовательской работы, повышения мотивации, развития творческих способностей стали обычными в моей работе с одарëнными детьми. Для некоторых школьников созданы индивидуальные образовательные траектории на основе учебного плана и учебного расписания.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
Безусловно, меня волнуют не только учебные результаты, но прежде всего жизненные успехи выпускников. Ибо, как писал А.С. Грибоедов, чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству.
Участие в этом конкурсе – еще один шаг на пути гармонии с миром, а также особая глава в моей книге.
Успешный педагог сегодня - это, прежде всего, тот, кто сам пытается успеть за тем новым, что появляется ежедневно. Педагог сегодня не просто человек, который наполняет «сосуд» ребенка знаниями. Да, я могу предположить развитие своего урока, но, как дети придут к открытию, точно угадать трудно. Главная задача – научить мыслить детей самостоятельно, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения. Конечно, гораздо проще дать готовые знания. Гораздо сложнее привить интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать их и пользоваться ими.
Учитель – это уникальная профессия. Это самая древняя профессия, но и в современном обществе она очень значима.
Очень точно и метко об учителе написал известный публицист С. Соловейчик: «Он - артист, но его слушатель не аплодирует ему. Он скульптор, но его труды никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где ему взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Да, быть учителем и соединять в себе столько специалистов невероятно сложно, если хочешь быть настоящим профессионалом. И быть им невероятно здорово, если ты хочешь быть интересен детям, если ты хочешь и можешь их удивлять и вместе с ними постигать мир.
Я доказываю себе и другим, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Уроки складываются в дни, дни в четверти… Не успею оглянуться – следующий выпуск. А значит – будет написана еще одна глава. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал Кант. Так буду и я наслаждаться жизнью, обладая великой силой и принимая участие в созидании. Учитель – созидатель, ибо он творит человека, владея его умом и душой. Каким будет этот человек – во многом зависит от нас, дорогие мои учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...