Программа внеурочной деятельности «Юные защитники России»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Георгий Александрович Чернов нима 39 №-а шöр школа» Воркута
карса муниципальнöй велöдан учреждение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39
имени Георгия Александровича Чернова» г. Воркуты
169907, г. Воркута, ул. Тиманская, д. 6А
тел./факс (82151) 6 81 00; e-mail: shkola39vorkuta@yandex.ru
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные защитники России»
4 года обучения
7 – 10 лет
Учитель начальных классов:
Перницкая Юлия Сергеевна
Воркута, 2017
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию младших школьников «Юные защитники России»
Автор программы: Перницкая Юлия Сергеевна
Ф. И. О.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20 г., протокол № ____
Председатель ______________ _________
подпись Ф.И.О
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всё может родная земля:
и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом,
и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может – защитить себя,
и сделать это должен тот, кто пьет её воду, ест её хлеб и любуется её красотой.
А.В. Суворов
Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.
Именно сейчас дети должны быть активно вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Такая возможность представилась с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это «воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России». Процесс учения теперь понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию младших школьников «Юные защитники России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой основой программы также являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Цель программы: формирование эффективной системы военно-патриотического воспитания младших школьников, обеспечивающей оптимальные условия для развития чувства верности Родине, готовности приносить пользу обществу и государству.
Задачи программы:
- расширять знания младших школьников об историческом прошлом и культурном наследии родного края, района, области, страны;
- привлекать младших школьников к практической деятельности по сохранению и возрождению исторических и культурных традиций родного края;
- формировать у младших школьников чувство сопричастности к историческому прошлому России и ответственного отношения к её будущему;
- развивать морально-волевые качества младших школьников, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
- воспитывать у младших школьников ценностное отношение к жизни и сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- гражданское – формирование активной гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности перед обществом и государством.
- краеведческое – формирование чувства сопричастности к истории родного края и России, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства родного края и России.
- историческое – изучение истории родного края и страны, боевых, трудовых и культурных традиций.
- социальное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, изучение профессий, связанных со служением обществу и государству.
- спортивное – формирование ценности здоровья и устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни; воспитание сознательной дисциплины, ответственности за свое поведение, стремления к соблюдению общепринятых правил, способности контролировать и объективно оценивать свои возможности и поступки.
Все направления взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Программа реализуется с позиции системно-деятельностного подхода, который является методологической основой стандарта нового поколения и нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Реализация системно-деятельностного подхода в Программе опирается на: следующие принципы:
- принцип мотивированности. Младший школьник должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, сопереживать происходящему.
- принцип деятельности. Ребенок активен по своей натуре. Проведение конкурсов, праздников, соревнований будет способствовать личностному развитию младшего школьника.
- принцип свободы участия. Младший школьник выбирает задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- принцип успешности. Взрослый должен видеть участие каждого ребенка в деятельности и уметь адекватно оценивать.
- принцип толерантности. Уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Взаимодействие педагога с учащимися осуществляется посредством применения следующих методов:
активные (это форма взаимодействия учащихся и педагога, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и педагог находятся на равных правах);
интерактивные (означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо; интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом);
исследовательские (заключается в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения);
проектные (учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов).
Средствами военно-патриотического воспитания в Программе выступают художественная и учебно-познавательная литература, произведения изобразительного, музыкального искусства, киноискусства, СМИ и Интернет, а также слово педагога и его личный пример.
Основные формы организации работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия | Практические занятия |
1 класс | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
4 класс | |
|
|
Педагогические условия эффективности реализации программы:
- систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования военно-патриотических представлений и понятий;
- вовлечение младших школьников в разнообразную практическую военно-патриотическую деятельность;
- совместная деятельность педагога и семьи по военно-патриотическому воспитанию младших школьников;
- осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе военно-патриотического воспитания.
Программа «Юные защитники России» предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (6,5 – 10 лет), так как данный возрастной период характеризуется самоутверждением ребенка, активным развитием социальных интересов и формированием жизненных идеалов. Программа может быть реализована на базе общеобразовательной школы во внеурочное время, а также может быть использована в работе учреждений дополнительного образования.
Срок реализации программы 4 года (135 часов):
- 1 год (1 класс) – 33 часа (33 учебных недель по 1 часу);
- 2 год (2 класс) – 34 часа (34 учебных недель по 1 часу);
- 3 год (3 класс) – 34 часов (34 учебных недель по 1 часу);
- 4 год (4 класс) – 34 часов (34 учебных недель по 1 часу).
Периодичность занятий определяется общим расписанием внеурочной занятости обучающихся. Занятия начинаются не ранее чем через 40-50 минут после окончания уроков. Продолжительность занятия: от 30 до 45 минут в зависимости от возраста учащихся.
Критерии эффективности программы:
количественные:
- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
- снижение уровня заболеваемости воспитанников;
- активное участие в школьных, районных, областных конкурсах военно-патриотической направленности;
- отсутствие случаев девиантного поведения учащихся.
качественные:
- включенность каждого воспитанника в деятельность, участие в мероприятиях;
- нравственное сознание, отношение и поведение;
- высокий уровень выполнения исследовательских, проектных и творческих работ;
- благотворное взаимодействие с социумом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Количество учебных часов | ||
всего | теоретических занятий | практических занятий | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Что мы знаем друг о друге? | 1 | 1 | |
3-4. | День здоровья. | 2 | 1 | 1 |
5. | Русь, Россия – Родина моя. | 1 | 1 | |
6. | Государственные символы России. | 1 | 1 | |
7. | Памятные даты нашей страны. | 1 | 1 | |
8. | Наши защитники | 1 | 1 | |
9-10. | Портрет моего лучшего друга | 2 | 1 | 1 |
11. | Кем я буду? | 1 | 1 | |
12-13. | Цена хлеба. | 2 | 1 | 1 |
14. | Памятные даты города Воркуты. | 1 | 1 | |
15. | Героические профессии. | 1 | 1 | |
16. | Тема войны в литературных произведениях. | 1 | 1 | |
17. | Что значит быть патриотом? | 1 | 1 | |
18. | Я и моя малая Родина. | 1 | 1 | |
19. | Новый Год. | 1 | 1 | |
20. | Государственные символы Республики Коми. | 1 | 1 | |
21. | Символы города Воркуты. | 1 | 1 | |
22. | Вечная слава героям войны! | 1 | 1 | |
23. | Гражданский час. | 1 | 1 | |
24. | Поздравим ветеранов. | 1 | 1 | |
25. | Достопримечательности города Воркуты. | 1 | 1 | |
26. | Путешествие в мир хлеба. | 1 | 1 | |
27. | Герб моей семьи. | 1 | 1 | |
28. | Чужой беды не бывает! | 1 | 1 | |
29. | От прошлого к будущему. | 1 | 1 | |
30. | Права и обязанности ребенка. | 1 | 1 | |
31. | Полководцы и герои. | 1 | 1 | |
32. | Национальная культура. | 1 | 1 | |
33. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Общее количество часов: | 33 | 23 | 10 |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
1. Вводное занятие
Утверждение членов клуба. Определение главных направлений работы клуба. Распределение обязанностей.
2. Что мы знаем друг о друге?
Организация знакомства между участниками клуба через игровую деятельность: «Круг имени», «Снежный ком», «Клубок», Давай-ка познакомимся». Создание эмоционально благоприятной обстановки в группе: «Брейн-ринг», «Солнечные зайчики», «В краю хорошего настроения», «Угадай кто?».
Форма работы: игровая деятельность.
3-4. День здоровья
Значение ЗОЖ. День здоровья. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Развитие двигательных навыков через организацию спортивно-игровой деятельности.
Форма работы: соревнование.
Предварительная работа: подготовка эстафет совместно с родителями.
5. Русь, Россия – Родина моя
Понятия «Русь», «Россия», «Родина». Сходства и отличия понятий. Стихотворения о Родине. Значение поэтических произведений в воспитании патриотических чувств.
Форма работы: беседа.
Подготовительная работа: дети готовят выразительное чтение стихов о Родине, осуществляют поиск в толковых словарях значения слова «Родина».
6. Государственные символы России
Понятие «государственные символы». Гимн России (разучивание). Герб России. Флаг России.
Форма работы: беседа.
7. Памятные даты нашей страны
Понятие «памятные даты». Значение памятных дат в жизни общества. 23 февраля – День защитника Отечества. 8 марта – Международный женский день. 1 мая - праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 1 июня – День защиты детей. 4 ноября – День народного единства.
Форма работы: беседа.
8. Наши защитники
Понятия «герой», «защитник», «долг», «честь», «подвиг». История подвига героев Отечества: Виктор Васильевич Талалихин, Иван Никитович Кожедуб (маршал авиации), Алексей Петрович Маресьев (летчик-истребитель), Матросов Александр Матвеевич (стрелок), Зоя Анатольевна Космодемьянская «Таня» (боец разведывательно-диверсионной части), Маншук Жиенгалиевна Маметова (стрелок).
Форма работы: беседа.
Подготовительная работа: выполнение рисунков на тему «Герой». Оформление выставки работ.
9-10. Портрет моего лучшего друга
Понятия «друг», «дружба». Значение дружбы в современном мире и во время ВОВ.
Форма работы: беседа, конкурс рисунков.
11. Кем я буду?
Понятие «профессия». История возникновения профессии. Значение профессии в обществе. Профессии во время ВОВ, их специфика.
Форма работы: беседа.
12-13. Цена хлеба
Понятие «хлеб», «пекарь». Ценность хлеба в современном мире и во время ВОВ. История зарождения хлеба. Этапы приготовления хлеба.
Форма работы: беседа, создание плакатов «Цена простого хлеба»; оформление выставки.
14. Памятные даты города Воркуты
История г. Воркуты в фотохронике. 26 ноября – День Города.
Форма работы: беседа.
15. Героические профессии
Понятие о героических профессиях: пожарный, полицейский, врач, спасатель. Специфика, риск в данных профессиях.
Форма работы: беседа.
Подготовительная работа: подготовка информации о профессиях своих родителей.
16. Тема войны в литературных произведениях
Самуил Яковлевич Маршак, Окуджава Булат Шалвович, Роберт Иванович Рождественский, Корней Иванович Чуковский, Агния Львовна Барто и др.
Форма работы: посещение театральной постановки на военную тему (видеопостановка).
17. Что значит быть патриотом?
Понятия «патриот», «патриотизм». Значение патриотизма в жизни общества.
Форма работы: беседа.
18. Я и моя малая Родина
Понятия «родной дом», «семья». Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе.
Форма работы: беседа.
19. Новый Год
Значение Нового Года. Празднование Нового Года. История празднования Нового Года в разные исторические периоды.
Форма работы: беседа.
20. Государственные символы Республики Коми
Государственные символы. Гимн Республики Коми. Герб Республики Коми. Флаг Республики Коми.
Форма работы: беседа.
21. Символы города Воркуты
Символы города Воркуты. Гимн Воркуты (разучивание). Герб Воркуты.
Форма работы: беседа.
22. Вечная слава героям войны!
Дети войны. События ВОВ глазами детей военного времени. Участие детей в героической борьбе народа с фашизмом.
Форма работы: встреча с ветеранами (дети войны).
23. Гражданский час
Понятия «человек», «личность», «гражданин». Основные обязанности гражданина России.
Форма работы: беседа.
Предварительная работа: нарисовать государственную символику России или Республики Коми, родного города.
24. Поздравим ветеранов
Патриотические чувства. Герои Великой Отечественной войны, живущие в городе Воркуте.
Форма работы: встреча с ветераном.
25. Достопримечательности города Воркуты
Достопримечательности города Воркуты: Воркутинский драматический театр, Воркутинский театр кукол, Дворец Культуры Шахтеров, Дворец творчества детей и молодежи.
Форма работы: экскурсия.
26. Путешествие в мир хлеба
Современная организация производства хлебобулочных изделий.
Форма работы: экскурсия в Воркутинский хлебокомбинат..
27. Герб моей семьи
Понятия «герб», «семья». Значение семьи в развитии личности ребенка.
Форма работы: конкурс рисунков (создание герба своей семьи).
Предварительная работа: учащиеся совместно с родителями выполняют эскиз герба своей семьи и готовят краткое защитное слово.
28. Чужой беды не бывает!
Понятия «беда», «сопереживание», «сочувствие», «взаимопомощь», «выручка».
Форма работы: беседа.
29. От прошлого к будущему
Понятия «история», «настоящее», «будущее», «прошлое». Значение истории в жизни человечества.
Форма работы: беседа.
30. Права и обязанности ребенка
Основные положения Конвенции о правах ребенка. Права и обязанности ребенка. Права и обязанности родителей.
Форма работы: беседа совместно с родителями.
31. Полководцы и герои
Великие полководцы и герои России: Суворов Александр Васильевич (1730-1800), Александр Ярославич Невский (1220-1263), Дмитрий Донской (1350-1389), Петр I (1672-1725), Федор Алексеевич Головин (1650-1706), Александр Данилович Меньшиков (1673-1729).
Форма работы: беседа, оформление уголка славы.
32. Национальная культура
Понятие «национальная культура». История создания Центра национальных культур г.Воркуты, его назначение. История родного края.
Форма работы: экскурсия в Центр национальных культур.
33. Заключительное занятие
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.
Форма работы: викторина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теоретических занятий | практических занятий | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Уроки России. | 1 | 1 | |
3. | Пою мое Отечество. | 1 | 1 | |
4. | Операция «Подарок ветеранам своими руками» | 1 | 1 | |
5. | Спасибо ветеранам. | 1 | 1 | |
6-7. | Помним всегда. | 2 | 2 | |
8. | Я – гражданин России. | 1 | 1 | |
9-10. | День народного единства. | 2 | 1 | 1 |
11. | День города. | 1 | 1 | |
12-13. | Боевая слава в музеях города Воркуты. | 2 | 1 | 1 |
14-15. | Приказано выжить. | 2 | 2 | |
16. | Уроки патриотизма. | 1 | 1 | |
17. | Новый Год во время ВОВ. | 1 | 1 | |
18-19. | Марш победителям! | 2 | 2 | |
20. | Я и мое отечество. | 1 | 1 | |
21. | Они защищают Родину. | 1 | 1 | |
22. | Поздравим ветеранов. | 1 | 1 | |
23. | Что я знаю о войне? | 1 | 1 | |
24. | Мой город в прошлом и настоящем. | 1 | 1 | |
25. | Традиции, обряды, ритуалы земли родной. | 1 | 1 | |
26. | Наш край богат талантами. | 1 | 1 | |
27. | Чужой беды не бывает! | 1 | 1 | |
28. | События Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | |
29. | Но разве о войне мечтают дети? | 1 | 1 | |
30. | Операция «Забота» | 1 | 1 | |
31. | Я знаю историю Великой Отечественной Войны. | 1 | 1 | |
32-33. | Помним, гордимся! | 2 | 2 | |
34. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Общее количество часов: | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
2 класс (34 часа)
1. Вводное занятие
Утверждение членов клуба. Определение главных направлений работы клуба. Распределение обязанностей.
2. Уроки России
Понятия «политическая карта», «столица России». Назначение политических карт. Герб России. Флаг России. Сравнение флагов нескольких государств. Гимн России. Гимн Воркуты.
Форма работы: беседа.
3. Пою мое Отечество
Понятия «фестиваль», «отечество». Развитие музыкального слуха, памяти. Расширение кругозора о музыкальном мире.
Форма работы: показательные выступления.
Подготовительная работа: подбор песен на военно-патриотическую тематику.
4. Операция «Подарок ветеранам своими руками»
Понятия «ветеран», «подарок», «изонить». Основные этапы выполнения работы в технике «изонить».
Форма работы: благотворительная акция.
5. Спасибо ветеранам
Значение подарка в жизни ветерана. Знак внимания.
Форма работы: конкурс рисунков.
6-7. Помним всегда
Форма работы: организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи.
8. Я – гражданин России
Понятия «человек», «личность», «гражданин», «общечеловеческие ценности». Основные обязанности гражданина России и его права.
Форма работы: беседа.
9-10. День народного единства
Понятия «единство», «день народного единства». История праздника. Значение праздника в обществе.
Форма работы: беседа, проект – изготовление панно «Планета дружбы» совместно с родителями.
11. День города
История возникновения города Воркута. Творчество воркутинских поэтов, посвятивших свое творчество родному городу.
Форма работы: литературная гостиная.
Подготовительная работа: подготовка выразительного чтения стихов о Воркуте.
12-13. Боевая слава в музеях города Воркуты
Понятия «музей», «боевая слава», «блокада». История Великой Отечественной Войны. Ветераны, живущие в г.Воркуте.
Форма работы: беседа, экскурсия.
14-15. Приказано выжить
Движение и сноровка в различных видах деятельности человека. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний.
Форма: комплексная игра – приключение.
16. Уроки патриотизма
Понятия «патриот», «патриотизм», «порядочность», «честь», «долг». Вечный огонь-вечная память. Русские пословицы.
Форма работы: беседа.
17. Новый Год во время ВОВ
Понятия «счастье», «добро», «мирная жизнь» и др. Особенности празднования Нового Года во время ВОВ. Популяризация отечественной культуры.
Форма работы: встреча с ветераном.
18-19. Марш победителям!
Понятия «Отечество», «Родина», «смотр», «отряд», «строевые приемы». Требования к презентации. Требования к рапорту. Требования к названию, девизу. Требования к внешнему виду. Требования к перестроениям и построениям. Требования к строевой песне.
Форма работы: смотр строя и песни.
20. Я и мое Отечество
Понятия «Отечество», «отчизна», «отчий дом». Личностные качества солдата. Виды войск в Российских Вооружённых силах. Военные профессии: танкист, летчик, сапер, моряк.
Форма работы: беседа.
21. Они защищают Родину
Памятники посвященные защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны: памятник Г.К. Жукову, памятники героям-лётчикам (П.М. Вострухину, А.С. Хлобыстову, Е.В. Михайлову, Л.Х. Папернику, В.В. Талалихину, Ф.А. Полетаеву). Советские военачальники, пионеры-герои. Парад Победы. Книги о войне.
Форма работы: конкурс стихов.
22. Поздравим ветеранов
Понятие «День защитника Отечества». История праздника.
Форма работы: встреча с ветеранами.
23. Что я знаю о войне?
Великая Отечественная война (1941-1945). Фашистские захватчики. Видеофрагменты с историей о ВОВ.
Форма работы: конкурс сочинений.
24. Мой город в прошлом и настоящем
Понятия «гордость», «традиции», «культура». История возникновения города Воркута. Сравнение прошлого и настоящего города Воркута.
Форма работы: беседа.
Подготовительная работа: подготовка фотографий с изображением города в прошлом и настоящем.
25. Традиции, обряды, ритуалы земли родной
Понятия «традиция», «обряд», «ритуал».
Форма работы: коллективно-творческое дело – создание устного журнала.
26. Наш край богат талантами
Понятия «любовь», «муза», «вдохновение», «предназначение», «писатель», «художник», «выбор».
Форма работы: встреча с писателями и художниками.
27. Чужой беды не бывает!
Понятия «беда», «сопереживание», «сочувствие», «взаимовыручка». Значение проявление таких чувств как доброта, сочувствие, сопереживание в современном мире.
Форма работы: благотворительная акция – 5 добрых дел.
28. События Великой Отечественной войны
Понятия «блокада», «фашисты», «разведчики», дивизия», «долг», «защита», «дружба». Цели, основные периоды и события ВОВ.
Форма работы: беседа.
29. Но разве о войне мечтают дети?
Советский союз. История детей-героев СССР: Лёни Голикова, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик. Подвиг детей-героев СССР.
Форма работы: беседа.
30. Операция «Забота»
Форма работы: трудовой десант (уборка класса совместно с родителями).
31. Я знаю историю Великой Отечественной войны
Цель, основные этапы и события ВОВ. Участники ВОВ. Систематизация и контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.
Форма работы: интеллектуальный марафон.
32-33. Помним, гордимся!
Понятия «забота», «милосердие», «сопереживание», «ответственность». Значение 9 мая для общества.
Форма работы: письмо ветерану.
34. Заключительное занятие
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.
Форма работы: викторина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество учебных часов | ||
всего | теоретических занятий | практических занятий | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Я – патриот! | 1 | 1 | |
3. | Наша малая Родина. | 1 | 1 | |
4. | Трудовой десант. | 1 | 1 | |
5. | Кто быстрее? | 1 | 1 | |
6. | Наш край на карте России. | 1 | 1 | |
7. | Государственные символы Коми Республики и Воркуты. | 1 | 1 | |
8-9. | История нашего города в истории страны. | 2 | 2 | |
10. | История города Воркуты. | 1 | 1 | |
11-12. | Книга Памяти города Воркуты. | 2 | 1 | 1 |
13-14. | Их фамилиями названы улицы города. | 2 | 1 | 1 |
15. | Сильные, ловкие, смелые! | 1 | 1 | |
16. | Творчество людей нашего города. | 1 | 1 | |
17. | Кем быть? | 1 | 1 | |
18-19. | Учимся выживать. | 2 | 2 | |
20-21. | Коми национальный костюм. | 2 | 1 | 1 |
22-23. | Национальные блюда. | 2 | 1 | 1 |
24. | День защитника Отечества. Уроки Мужества. | 1 | 1 | |
25. | Красота родной земли. | 1 | 1 | |
26. | Ветераны войны и труда. | 1 | 1 | |
27. | Исторические, культурные и природные памятники нашего края. | 1 | 1 | |
28. | Наш край в литературе, живописи и музыке. | 1 | 1 | |
29-30. | Фестиваль военно-патриотической песни. | 2 | 1 | 1 |
31. | Родной город и его традиции. | 1 | 1 | |
32-33. | Подарок ветерану. | 2 | 1 | 1 |
34. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Общее количество часов: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
3 класс (34 часа)
1. Вводное занятие
Утверждение членов клуба. Определение главных направлений в работы. Распределение обязанностей.
2. Я – патриот!
Понятия «патриот», «патриотизм». Проявление патриотизма в современном мире. Герои в ВОВ. Стихотворения о патриотизме.
Форма работы: беседа.
3. Наша малая Родина
Достопримечательности города Воркуты. Поселок Рудник.
Форма работы: экскурсия.
4. Трудовой десант
Понятие «труд». Значение труда в жизни человека и общества.
Форма работы: уборка территории школы.
5. Кто быстрее?
Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция.
Форма работы: ситуативная игра – упражнения.
6. Наш край на карте России
Понятия «политическая карта». Столица России. Столица Республики Коми. Герб Воркуты. Гимн Воркуты.
Форма работы: беседа.
7. Государственные символы Коми Республики и Воркуты
Понятие «государство», «государственные символы», «конституция», «право», «обязанности». Гимн, флаг, герб Республики Коми. Гимн, герб г.Воркуты.
Форма работы: интеллектуальный марафон.
8-9. История нашего города в истории страны
Воркутинский уголь во время блокадного Ленинграда. Промышленность Воркутинского угля. Воркутинское угольное месторождение. Шахта. Тяжелый труд шахтера.
Форма работы: беседа; встреча с шахтерами.
10. История города Воркуты
Контроль и систематизация знаний учащихся.
Форма работы: викторина.
11-12. Книга Памяти города Воркуты
Понятия «книга памяти», «летопись». Назначение данной книги. Сбор материалов об участии жителей города Воркуты в Великой Отечественной войне.
Форма работы: беседа, коллективно-творческое дело - создание «Книги Памяти».
Подготовительная работа: найти материал о ветеранах живущих или живших в г.Воркута.
13-14. Их фамилиями названы улицы города
Улицы города, названные фамилиями известных людей.
Форма работы: беседа, проект - создание карты города.
Подготовительная работа: дети самостоятельно подбирают материал по данной теме.
15. Сильные, ловкие, смелые!
Реактивность, резкость, быстрота, скоростная выносливость. Развитие ловкости, силы.
Форма работы: спортивная игра.
16. Творчество людей нашего города
Творческие люди города Воркуты (поэты, художники и т.д.)
Форма работы: круглый стол.
17. Кем быть?
Понятие «профессия». История возникновения профессии. Значение профессии в обществе. Профессии во время ВОВ, их специфика.
Форма работы: игра.
18-19. Учимся выживать
Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.
Форма работы: комплексная игра-приключение.
20-21. Коми национальный костюм
Понятия «национальность», «национальный костюм», «традиции», «обычаи». История национального костюма.
Форма работы: беседа, проект – создание национального костюма.
22-23. Национальные блюда
Особенности кухни разных народов.
Форма работы: беседа, благотворительная акция совместно с родителями.
24. День защитника Отечества. Уроки Мужества
Понятия «патриот», «патриотизм». Драгомиров М.И. (1830-1905)-Генерал- адъютант, военный писатель, профессор академии. Брусилов А.А. (1853-1926) – Генерал-лейтенант. Лихачев Д.С. (1906-1999) – академик.
Форма работы: беседа.
25. Красота родной земли
Понятия «фотовыставка», «красота». Природа Заполярья. История каждой фотографии.
Форма работы: фотовыставка.
Подготовительная работа: подготовить собственные фотографии с изображением природы в Воркуте.
26. Ветераны войны и труда
Форма работы: встреча с ветеранами.
27. Исторические культурные и природные памятники нашего края
Понятия «история», «культура», «природные памятники».
Форма работы: беседа.
28. Наш край в литературе, живописи и музыке
Известные художники, поэты в Республике Коми. История родного края в стихах. Значение художественных произведений в воспитании патриотических чувств.
Форма работы: беседа.
29-30. Фестиваль военно-патриотической песни
Понятия «фестиваль», «отечество». Песенный репертуар по военно-патриотической тематике. История создания песни.
Форма работы: беседа, показательные выступления.
31. Родной город и его традиции
Систематизация и контроль знаний учащихся по пройденным темам.
Форма работы: викторина.
32-33. Подарок ветерану
Понятия «лепка из фольги». Изучение основных этапов выполнения работы и терминологии в технике лепки из фольги.
Форма работы: благотворительная акция, встреча с ветераном.
34. Заключительное занятие
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.
Форма работы: викторина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество учебных часов | ||
всего | теоретических занятий | практических занятий | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Я – патриот! | 1 | 1 | |
3. | Государственные символы Российской Федерации. | 1 | 1 | |
4. | Осенний кросс. | 1 | 1 | |
5. | Я – гражданин России. | 1 | 1 | |
6-7. | Государственные праздники России. | 2 | 1 | 1 |
8. | Помощь ветеранам войны и труда. | 1 | 1 | |
9. | Вооруженные силы Российской Федерации. Воинские и боевые традиции. | 1 | 1 | |
10. | Боевое знамя. Воинская присяга. | 1 | 1 | |
11-12. | Воинский долг. Ветераны локальных боевых действий (Афганистан, Чечня). | 2 | 2 | |
13. | Остаться в живых. | 1 | 1 | |
14-16. | Дни воинской славы России. | 3 | 1 | 2 |
17. | Мир профессий – военный. | 1 | 1 | |
18. | Мир профессий - полицейский. | 1 | 1 | |
19. | Мир профессий - врач. | 1 | 1 | |
20. | Физическая подготовка воина. | 1 | 1 | |
21. | День снятия блокады города Ленинграда. | 1 | 1 | |
22-23. | Помощь ветеранам войны и труда. | 2 | 2 | |
24. | История возникновения и развития транспорта в России. Транспорт во время Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | |
25-26. | Фестиваль военно-патриотической песни. | 2 | 2 | |
27. | День защитника Отечества. Уроки Мужества. | 1 | 1 | |
28. | Подвиги воинов, отраженные в литературе, музыке, живописи, скульптуре. | 1 | 1 | |
29-30. | Игры народов России. | 2 | 2 | |
31. | Помощь ветеранам войны и труда. | 1 | 1 | |
32-33. | Моя страна! | 2 | 1 | 1 |
34. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Общее количество часов: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
4 класс (34 часа)
1. Вводное занятие
Утверждение членов клуба. Определение главных направлений в работы. Распределение обязанностей.
2. Я – патриот!
Понятия «патриот», «патриотизм». Проявление патриотизма в современном мире. Герои в ВОВ. Стихотворения о патриотизме.
Форма работы: беседа.
3. Государственные символы Российской Федерации
Понятие «государственные символы». Гимн России. Герб России. Флаг России. Систематизация и контроль знаний учащихся по государственным символам РФ.
Форма работы: викторина.
4. Осенний кросс
Игровое взаимодействие в группе, кооперация, сотрудничество, соревнования, взаимопомощь в игре. Взаимопонимание в малой группе, распределение обязанностей. Межгрупповое взаимоотношение в игре.
Форма работы: спортивная игра.
5. Я – гражданин России
Понятия «гражданин», «права», «обязанности», «паспорт», «президент». Систематизация и контроль знаний учащихся через игровую деятельность.
Форма работы: беседа с элементами игры.
6-7. Государственные праздники России
Понятие «памятные даты». Значение памятных дат в жизни общества. 23 февраля – День защитника Отечества. 8 марта – Международный женский день. 1 мая - праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 1 июня – День защиты детей. 4 ноября – День народного единства, а также дни воинской славы.
Форма работы: беседа, проект – изготовление календаря государственных праздников России.
8. Помощь ветеранам войны и труда
Патриотические чувства. Герои Великой Отечественной войны, живущие в городе Воркуте.
Форма работы: встреча с ветераном.
9. Вооруженные силы Российской Федерации. Воинские и боевые традиции
Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Великие полководцы России. Структура современных Вооруженных Сил Российской Федерации.
Форма работы: беседа.
10. Боевое знамя. Воинская присяга
Понятия «боевое знамя», «воинская присяга». Порядок приведения к Воинской присяге. История возникновения и развитие общевоинских уставов.
Форма работы: встреча с солдатами срочной службы.
11-12. Воинский долг.
Ветераны локальных боевых действий (Афганистан, Чечня)
Понятия «долг», «локальные боевые действия». Уляшев Алексей Николаевич (1981-1984) – стрелок. Жангуров Юрий Брониславович (1983-1985) – водитель БМП.
Форма работы: беседа; встреча с ветеранами локальных войн.
13. Остаться в живых
Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре.
Форма работы: игра на местности.
Подготовительная работа: самостоятельно подобрать материал по данной теме.
14-16. Дни воинской славы России
27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год); 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году; 23 февраля — День защитника Отечества; 18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере(Ледовое побоище); сражение произошло 5 апреля 1242 года; 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год) и т.д.
Форма работы: беседа, проект – создание альбома «Дни воинской славы России».
17. Мир профессий – военный
История профессии. Профессия «военный». Значение профессии военного.
Форма работы: встреча с военным.
18. Мир профессий - полицейский
Ознакомление с данной профессией. Риск профессии. Значение профессии в современном мире.
Форма работы: встреча с полицейским.
19. Мир профессий - врач
Ознакомление с данной профессией. Цель данной профессии. Значение профессии в современном мире.
Форма работы: встреча с врачом.
20. Физическая подготовка воина
Тренинг на выработку двигательных качеств. Упражнения на перекладине. Подвижные игры. Комплексная военизированная эстафета. Значение здорового образа жизни в современном обществе.
Форма работы: беседа.
21. День снятия блокады города Ленинграда
Понятия «блокада», «голодовка», «выживание». История блокады Ленинграда. Подвиг народа в блокадном Ленинграде.
Форма работы: беседа.
22-23. Помощь ветеранам войны и труда
Форма работы: встреча с ветеранами.
24. История возникновения и развития транспорта в России. Транспорт во время ВОВ.
История развития экипажного дела. Старинные экипажи. Первые танки, самолеты.
Форма работы: беседа.
25-26. Фестиваль военно-патриотической песни
Понятия «фестиваль», «отечество». Песенный репертуар на тему «Служу Отечеству!»
Форма работы: показательные выступления.
27. День защитника Отечества. Уроки Мужества
15 февраля 1989г. - вывод Советских войск из Афганистана. Щурий Владимир Григорьевич. Власов Владимир Валентинович. Брылев Сергей Григорьевич. Киселев Сергей Владимирович.
Форма работы: беседа.
28. Подвиги воинов, отраженные в литературе,
музыке, живописи, скульптуре
Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений.
Форма работы: беседа.
29-30. Игры народов России
Игры народов России (лапта). Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений (бег, прыжки). Народные подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением. Игры народов разных стран.
Форма работы: спортивная игра.
Подготовительная работа: подготовить эстафеты, полосы препятствий.
31. Помощь ветеранам войны и труда
Форма работы: встреча с ветеранами.
32-33. Моя страна!
Значение стихотворений и песен во время ВОВ. Песни посвященные России.
Форма работы: беседа, концерт.
34. Заключительное занятие
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.
Форма работы: викторина.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы педагогов общеобразовательного учреждения по организации внеурочной деятельности и консолидации деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
Организационное сопровождение Программы осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники). Главный исполнитель Программы – учитель начальных классов (педагог дополнительного образования), который осуществляют следующие функции:
разрабатывает программу внеурочной деятельности;
обеспечивает реализацию программы внеурочной деятельности;
осуществляет мониторинг внедрения программы и анализ внеурочной деятельности.
Администрация образовательного учреждения осуществляет руководство процессом внеурочной работы в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы внеурочной работы в целом.
Рабочая программа «Юные защитники России» по военно-патриотическому воспитанию во внеурочное время учащихся 1-4-х классов рассчитана на четыре года обучения.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет учитель начальных классов, который определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обдумывает предложения, направленные на повышение эффективности в военно-патриотической работе.
Основными исполнителями мероприятий программы является учитель начальных классов, учащиеся и их родители, педагогические работники общеобразовательного учреждения, работники общественных организаций и учреждений города.
В ходе реализации рабочей программы предполагается использовать систему средств, которая включает три основных компонента: образовательный, материально-технический и организационный.
Содержательную часть программы предусматривается реализовывать через:
- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике;
- конкурсы военно-патриотической песни;
- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;
- театральные постановки военно-патриотической направленности;
- походы школьников по местам трудовой славы;
- поисковая работа;
- шефство над инвалидами и ветеранами войны;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- создание музеев и комнат боевой славы;
- организация и работа военно-патриотических клубов и военно-спортивных кружков;
- проведение спортивных игр;
- участие в смотрах военно-патриотической работы;
- участие в военно-спортивных играх;
- экскурсии в воинские части;
- мероприятия по профессиональной ориентации др.
Предполагаемые социальные партнеры:
- Управление образования г.Воркуты.
- МБУК «ЦБС» Центральная детско-юношеская библиотека им. Ю.А.Гагарина.
- Совет ветеранов г.Воркуты.
- Музейно-выставочный зал г.Воркуты.
- Выставочный зал г.Воркуты.
- Детская школа искусств г.Воркуты.
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» г.Воркуты.
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЮСШ «Олимпийский резерв» г.Воркуты.
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.Воркуты.
- Центр национальных культур г.Воркуты и другие социально-значимые организации города Воркуты.
Кадровое обеспечение:
- укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками: руководитель школы, заместители директора по УВР, ВР, педагог-организатор, классные руководители, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования;
- наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет истории;
- компьютерный класс;
- школьная библиотека;
- спортзал;
- спортинвентарь;
- игровая площадка;
- спортивная площадка с полосой препятствий и элементами военного городка;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- аудио- и видеоматериалы;
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- канцтовары.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации системы работы по военно-патриотическому направлению предполагается получить следующие общие результаты:
- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах
- различного уровня;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в
- процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной,
- гражданской) школьников;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об
- устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
- поведения в обществе и т.п.);
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- удовлетворения обучающихся и родителей школьной жизнью;
- сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.
В основе Программы лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты реализации программы внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию «Юные защитники России» оцениваются по трём уровням:
первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов большое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем социального знания и повседневного опыта. [1]Формы организации, помогающие достичь первого уровня результатов: игровая деятельность; соревнование; конкурс рисунков; оформление выставки; посещение театральной постановки; встреча с ветеранами; экскурсия; викторина; беседа; час общения; беседа совместно с родителями;
второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов имеет значение равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы и т.д.[2] Формы организации, помогающие достичь второго уровня результатов: показательные выступления; благотворительная акция; конкурс; встреча с ветеранами; проект; концерт; экскурсия; спортивная игра; смотр строя и песни; конкурс сочинений; коллективно-творческое дело; уход за памятником (уборка); викторина; беседа; круглый стол; интеллектуальный марафон; коллективно-творческое дело - создание «Книги Памяти»; проект - создание карты города; проект – создание национального костюма;
третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для достижения данного уровня результатов имеет значение взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.[3] Формы организации, помогающие достичь третьего уровня результатов: викторина; спортивная игра; игра; встреча с ветеранами; встреча с солдатами срочной службы; проект – изготовление календаря государственных праздников России; встреча с врачом; встреча с военным; встреча с полицейским; соревнование; фестиваль военно-патриотической песни; встреча с ветеранами локальных войн; концерт, проект – создание альбома «Дни воинской славы».
Для оценивания результативности реализации программы применяется метод наблюдения за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учащихся в повседневной жизни, а также используются методики Фридмана Л.М. «Патриотизм и как я его понимаю» и Рокич М. «Ценностные ориентации» в конце четвертого класса (Приложение 1-2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя:
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 384 с.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. - 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 112 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009г.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, - 240 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: 2011. – 111 с.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011 – с. 289
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 06.10.2009 г. №373).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
- Харчевникова, Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями / Е.Л. Харчевникова // Начальная школа. – 2003. - №2. – С.33.
Для детей и родителей:
- Балтер Б.И. «До свидания, мальчики!».
- Василий И.А. «Ленинградская зима».
- Василий И.А. «Я 11-17».
- Давинзон Я.А. «Орлята партизанских лесов».
- Кассиль Л.Н. «Великое противостояние».
- Кассиль Л.Н. «Улица младшего сына».
- Корольков Ю.М. «Партизан Лёня Голиков».
- Митяев А.В. «Письмо с фронта».
- Нёстлингер К.И. «Лети, майский жук!».
- Ткач Д.В. «Есть, стоять насмерть».
- Сборник «Дети-герои» (про Марата Казея, Леню Голикова, Валю Котик, Зину Портнову, Васю Коробко и др.).
Приложение 1
Методика «ПАТРИОТИЗМ И КАК Я ЕГО ПОНИМАЮ» (4 класс)
(Л.М. Фридман)
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Ход проведения методики
Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка полученных данных
Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма: 1) любовь к Родине, 2) осознание трудностей, недостатков в обществе, 3) готовность к самоотдаче, 4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов, 5) чувство национальной гордости, 6) отсутствие национализма и космополитизма, 7) интернациональный характер патриотизма.
Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
Приложение 2
Методика «Ценностные ориентации» (4 класс)
(М. Рокич)
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, педагог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Педагог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между педагогом и учащимися.
Инструкция:
«Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».
Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
[1] Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011 – с. 158
[2] Там же. С. 158
[3] Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011 – с. 158
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
Авторская программа внеурочной деятельности "Юные таланты"
"Яшь талантлар” программасы – комплекслы , интеграль программа; “Риторика”, “Театр” курсларын үз эченә ала. Программаның максатлары гомуми белем бирү максатларына туры килә.Башлангыч мәктәпнең персп...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" по напрвлению проектной деятельности 2 класс ФГОС НОО...