Создание ситуации успеха на уроке с целью повышения познавательной активности обучающихся.
опыты и эксперименты на тему

Создание ситуации успеха на уроке с целью повышения познавательной  активности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_m.a.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд

Создание ситуации успеха на уроке с целью повышения познавательной  активности обучающихся.

     Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить обучающего в мысли, что тот хорошо учиться на данном этапе обучения.

2слайд

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы обучающийся ощущал  себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием.

3слайд

Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, доброжелательная мимика,  занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки создают благоприятный психологический фон, помогающий обучающемуся справиться с поставленной перед ним задачей, т. е.  ситуацию успеха на уроке.

4слайд

   Мною был проведен опрос, обучающиеся должны были закончить предложение:

"Я чувствую себя уверенным, когда учитель ...

75% - когда учитель хвалит меня.

5слайд

Роль ситуации  успеха велика на любом этапе. Создавая ситуацию успеха, я даю  возможность обучающемуся пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.

Приведу примеры из моей практики:

С 1 - ого  класса я учу  учеников начинать свой ответ со слов: "Я думаю,,,",  "Я считаю,,,", таким образом, ученик подчеркивает свою индивидуальность.

    В течение всего урока я часто произношу слова: "хорошо", "отлично", "молодец", "умница". В конце концов, ребенок поверит и станет принимать мои реплики как само разумеющуюся оценку. Да, я "молодец", да, я "умница". Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я "молодец!

6слайд

Использую и устную похвалу:   Хвалю обучающихся за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.  Часто обращаюсь к ученикам с просьбой помочь: подготовить кроссворды, задания, найти загадки, произведения, составить сообщение.

Так как в 1- ом классе безотметочная система, а лучшие работы надо как - то выделить, поэтому на лучшие работы я помещала  надпись:

" Молодец, сегодня ты! Как приятно было мне проверять!"  И ученики перед уроком с нетерпением ждали, чья тетрадь сегодня будет с подарком.

7слайд

       Так как в 1- ом классе безотметочная система, а лучшие работы надо как - то выделить, поэтому на лучшие работы я помещала  надпись:

" Молодец, сегодня ты! Как приятно было мне проверять!"  И ученики перед уроком с нетерпением ждали, чья тетрадь сегодня будет с подарком.

Во 2 - м классе я стала ставить отметку в конце каждого месяца за ведение тетради. И теперь ученик, если даже и пишет пока с ошибками, то у него может появиться в тетради 5 - это за ведение тетради.

8слайд

      Письменная похвала в тетрадях.

     Использую слова и выражения: "Старался!", "Молодец!", "Стал лучше писать!"

Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик "раньше этого не умел, а теперь научился". Поддерживаю ученика постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждаю и успокаиваю.

9слайд

           Перед выполнением ВПР по русскому языку, сказала:

   - В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая"  

       А после выставления отметок, спрашиваю ребят  хорошо выполнивших работу:

- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?"

Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.

10слайд

Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, чтобы достиг нужной для себя реакции коллектива. Похвала может быть подготовленной мной или спонтанной, заметной или незаметной.

     Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно, поэтому создавая ситуацию успеха использую коллективные формы обучения.  Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, ученики получают возможность  справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить  занятие, предоставляет возможность реализациии коммуникативных потребностей обучающихся.  

Так, каждый раз состав пар меняется. Какие задания я предлагаю ученикам: взаимопроверка правила,  взаимопроверка выполнения заданий. проверка домашнего задания.

11слайд

    В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую  приемы, которые могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки. В связи с этим я подбираю такие задания, с которыми обучающиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений. Сначала индивидуальные задания более легкие, например, на карточках. Справился, дальше усложняю и не забываю постоянно хвалить за любую мелочь.      Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:

( сайт)    - Тебе особенно удалось это объяснение.

               - Больше всего мне в твоей работе понравилось ...

                - Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

Самое главное - это снятие страха.  Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди ошибаются иногда ошибаются.

      Иногда я могу поставить отметку "в кредит", причем любому ученику, т.к. считаю, что это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по - другому, стараться чуть больше.       Моя задача  состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.

12слайд

Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью поготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках часто применяю прием: задания разной сложности. Этот прием  из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ученику выполнить задание, которое ему под силу. При этом более успешные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, менее успешные отличиться творческим подходом, зато и мало успешные получат удовлетворение от выполненного задания.

                  Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объемом. Ученики самостоятельно  определяют какой вариант будут выполнять. У обучающихся формируется навык не теряться в ситуации выбора, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.  Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задается уровень сложности задания.  Выполнение разноуровненных заданий: по форме, по сложности, по объему - предполагает разную умсвенную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности обучающихся, учит их рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая сври силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

13 слайд

Приведу пример: Сегодня я приготовила для вас задания разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:  

  сайт:  Нарисовать рисунок к произведению

                 Написать  сочинение

                  Найти рассказы  писателей  по теме

                   Приготовить краткий пересказ

                  Найти пословицы, высказывания по теме прочитанного )

В моей практике ситуация успеха реализуется часто на этапе применения и закрепления полученных знаний:  в ходе орфографической разминки: организую работу таким образом, что обучающиеся сами, без подсказки объясняют - почему именно эту букву следует вставить в слово: например:

 В 1 - 2 классах практикую полное комментирование, в 3 классе- частичное и выборочное. Внимание сосредоточиваю не на ощибках, а на удачах, победах, пусть даже очень маленьких. У обучающих нет страха в ожидании вызова, они работают активно. Ученики всего класса следят за комментированием, проверяя свои знания. Положительные эмоции, которые ученики получают от безошибочного письма, способствуют их продвижению в личностном развитии: что они все смогут ..., все усвоят и узнают..., один раньше, другие позже..., было бы желание.

14слайд

      Чтобы развить навык чтения, использую следующие упражнения: звуковая разминка, поисковое чтение, чтение за лидером, на время, по цепочке, прием "Лесенка" ( сайт)

15слайд

Для совершенствования вычислительных навыков использую математические тренажеры и в 1, и во 2, и в 3 классе. Очевидно, что чем выще скорость вычислений, тем выше уровень образованности по математике.

16 слайд

      В каждом классе есть ребята, у которых не развито воображение, поэтому учу ребят сотворчеству. На уроках технологии и ИЗО разрешаю сидеть по желанию, организую выставки выполненных работ. Каждый стремится, чтобы его работа заслуженно была отмечена.  Поощряю стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.

   Я делаю все, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие. В этом - залог - успеха. Использование метода проектов позволяет создать ситуацию успеха. Проекты могут выполняться детьми, как индивидуально, так и группами.

17 слайд

     Использование ИКТ на своих уроках способствует развитию у обучающихся способности к самореализации, развивает готовность к сотрудничеству. Возможности Интернет-ресурсов повышают эффективность и качество обучения, повышается познавательный интерес, усиливается   мотивация в обучении, а значит и обеспечивается эмоциональное благополучие.)  

18слайд

Один из методов, который позволяет ученику видеть свои достижения, успех - это портфолио. В портфолио вкладываются работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные прзнания окружающих. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.  Работа с портфолио продолжается в течение вснго обучения в начальной щколе. Сколько сил старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его портфолио было самым наполненным. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовывать их. В конце учебного года  проводится конкурс "Лучшее портфолио" ученика, где  ученик рассказывает о своих достижениях и успехах.

19-21

слайд

В начале и конце каждого этапа работы в моем классе прозводится рефлексия при помощи слов помощников: узнавать, закреплять, воспитывать, узнавать. На этапе определения темы и целей урока обучающиеся на основе заданий, включенных в этот этап предполагают, чем мы будем заниматься: узнаем что - то или повторим. По окончании этапа урока обучающиеся делают вывод: подвердились ли их предположения и какую умственную работу мы сейчас действительно проделали.

    22 слайд

В результате организации "ситуации успешности" на уроке удалось пронаблюдать положительную динамику в росте позитивного настроения - 56%- 69%,

трудности принятия учебной задачи - 15%  - 36%,

Повысилась мотивация обучения 35% - 67%,

повысился уровень познавательной активности - 8% - 26%.

23 слайд

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе- завтрашний успех в жизни!

           

   

   

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Создание ситуации успеха на уроке

Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....

доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"

В тексте изложены методы и формы работы по теме;  приведены примеры использования в процессе обучения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время.

"Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время"Цель:формирование потребности у педагогов способствованию создания ситуации, где успех является основным фактором личностного роста ребенка.Зад...

Необходимость создания ситуации успеха на уроке.

Необходимость создания ситуации успеха на у...

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....