Программа учебного курса «Хочу всё знать»
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного курса «Хочу всё знать»
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Цель курса «Хочу всё знать»: развитие познавательных универсальных учебных действий:
Задачи:
- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем в чьей-либо профессиональной или социальной роли, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.
Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий. При работе над жизненными задачами создаются предпосылки для освоения познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Описание места курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования объём учебного времени составляет 3 класс -1 час в неделю, 34 часа в год, 4 класс -2 часа в неделю, 68 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Регулятивные УУД | |
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Познавательные УУД | |
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - пользоваться словарями, справочниками; - строить рассуждения; | - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; |
Коммуникативные УУД | |
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - выразительно читать и пересказывать текст; - работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов в 3 кл. | Кол-во часов в 4 кл. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
Математика | |||
2 | Решение различных видов задач. Схемы задач | 2 | 4 |
3 | Таблицы | 2 | 4 |
4 | Диаграммы | 2 | 4 |
5 | Решение геометрических задач | 2 | 4 |
6 | Логические задачи | 2 | 4 |
Русский язык-чтение | |||
7 | Работа с текстом. Умение вычленять и использовать информацию с текста | 2 | 4 |
8 | Корректировка текста | 2 | 4 |
9 | Знакомство с новыми частями речи (или их форм) на основе обнаружения и грамматических особенностей | 2 | 4 |
10 | Текст - рассуждение | 2 | 4 |
11 | Текст – описание | 2 | 4 |
Окружающий мир | |||
12 | Природные зоны | 2 | 4 |
13 | Материки | 2 | 4 |
14 | Моря и океаны | 2 | 4 |
15 | Работа с глобусом и картой | 2 | 4 |
16 | Комплексные проверочные работы | 5 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего отдыха "Хочу все знать!"
Программа интеллектуально-познавательного направления. Отряд "Любознайки". Целевая группа - дети 8-9 лет....
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа внеурочной деятельности научного общества учащихся "хочу все знать " для 2 класса...
Программа дополнительного образования "Хочу всё знать".
Данная программа расчитана на детей 8 - 9 летнего возраста и направлена на развитие поисково - познавательной деятельности. Реализация данной дополнительной образовательной программы расчитана н...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Хочу все знать!» для обучающихся 1-4 классов
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» (программа работы с высокомотивированными детьми)
Программа внеурочного занятия «Хочу всё знать» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию в пр...