Программа дополнительного образования "Хочу всё знать".
рабочая программа (2 класс) на тему
Данная программа расчитана на детей 8 - 9 летнего возраста и направлена на развитие поисково - познавательной деятельности. Реализация данной дополнительной образовательной программы расчитана на 72 часа в год/ 2 раза в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ №246 СВАО г. Москвы
Программа дополнительного образования «Хочу всё знать»
Утверждена:
Данная программа рассчитана на детей 8-9 летнего возраста
Реализация данной дополнительной образовательной программы
рассчитана на 72 часа в год / 2 часа в неделю.
Автор дополнительной образовательной программы: Юрасова
Юрасова Ольга Петровна (учитель начальных классов
ГОУ СОШ №246)
Дополнительная образовательная программа реализуется в г.Мос-
кве.
Пояснительная записка к развёрнутому тематическому планированию
программы дополнительного образования детей «Хочу всё знать».
Данная программа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 8-9 лет и предполагает решение следующих задач:
- Формирование у детей диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы идёт по трём направлениям, каждое из которых представлена
несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде);
- Неживая природа (воздух, почва, вода, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
- Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития младших школьников. Дети узнают немало интересного о нашей планете и её месте в Солнечной системе, о континентах, морях и океанах, разных климатических зонах. Младшие школьники узнают о вирусах и бактериях и условиях их существования, о бесконечном разнообразии животного и растительного мира, об «органах чувств» растений, особенности поведения животных. В увлекательной форме дети познакомятся с важными химическими явлениями и законами. Данный цикл не только расширит кругозор младшего школьника, познакомит с основами предметов, изучаемых в школе: биологии, физики, химии, но и научит бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле.
Данная программа дополнительного образования детей рассчитана на детей 8-9 лет.
Срок реализации данной программы составляет 72 часа в год/2 часа в неделю.
Занятия проводятся в виде бесед, игр, опытов, наблюдений, презентаций.
В завершении цикла данной образовательной программы «Хочу всё знать» дополнительного образования детей, будут представлены детские проекты, а так же освещение наиболее интересных тем, с точки зрения детей, в программе классных телепередач «Здравствуй, школа!»
Тематическое планирование программы дополнительного образования детей «Хочу всё знать».
Автор программы: Юрасова О.П.
Программа рассчитана на 72 часа в год/2 раза в неделю.
Наименование раздела: «Живая природа» (23 часа)
№ занятия | Тема занятия | Оборудование и вид работы | Содержание программы |
1 | Что есть у растения. Может ли растение дышать? Есть ли у растения органы дыхания? «Прогулка по лесу»: дуб. | Опыт: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Презентация | Выявить различные части растений, Потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Познакомиться с интересными особенностями дуба. |
2 | Трудная жизнь обычного корня. Нужен ли корешкам воздух? «Прогулка по лесу»: берёза. | Опыт: ёмкость с водой, почва уплотнённая и рыхлая, две ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло. Презентация | Выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. Познакомиться с особенностями берёзы. |
3 | Дорога между небом и землёй или какие бывают стебли? «Прогулка по лесу»: сосна. | Презентация Стебель петрушки, деревянные бруски, лупа, ёмкость с водой | Выяснить, как происходит питание растения, познакомиться с растением, имеющим 1000 стволов, установить, почему стебель может проводить воду к листьям. |
4 | Зачем листьям форточки или что выделяет растение? «Прогулка по лесу»: липа. | Опыт: ёмкость с герметичной крышкой, комнатное растение, лучинка, спички. Презентация | Установить, что растение выделяет кислород, понять необходимость дыхания растений. |
5 | С водой и без воды. Зелёные холодильники растений. «Прогулка по лесу»: осина. | Опыт: два одинаковых растения, вода. Презентация | Выделить факторы внешней среды, необходимые для жизни и развития растений. |
6 | Какие бывают листья? «Прогулка по лесу»: клён. | Презентация | Познакомить с различными видами листьев |
7 | Почему цветы пахнут? «Прогулка по лесу»: тысячелистник. | Корка свежего апельсина | Выявить наличие эфирных масел у растений |
8 | Какие бывают плоды? Растения, которые «стреляют» и «взрываются» «Прогулка по лесу»: сон-трава. | Презентация Плоды-крылатки, вентилятор | Выявить взаимосвязь строения плодов со способами их распространения |
9 | Не животные и не растения. Что больше гриб или слон? Что едят грибы? «Прогулка по лесу»: белый гриб. | Презентация | Познакомить с грибами, их ростом, питанием |
10 | В погоне за светом. Что нужно для питания растениям? «Прогулка по лесу»: зверобой. | Комнатные растения, лейкопластырь | Установить, как растение ищет свет |
11 | В кипятке и кислоте или, где можно жить? | Ёмкости с крышкой, молоко Презентация | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы |
12 | Можно ли выдрессировать микроба? Заплесневевший хлеб. | Дрожжи, мука, вода, миска Хлеб, полиэтиленовый пакет, лупа, пипетка | Установить, что для роста мельчайших живых организмов нужны определённые условия. |
13 | Специальная диета или зачем нужны комары? Почему комар пищит, а шмель жужжит? | Пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. |
14 | Что видно животным? | Презентация | Выяснить, как видят окружающий нас мир животные |
15 | Глаза на ногах. Чем видят безглазые клещи? Как видят летучие мыши? | Иллюстрации, ёмкость с водой Презентация | Выявить возможность измерения расстояния с помощью звука |
16-17 | Звуки в мире природы или кто как говорит | Тонкая и плотная бумага презентация | Выявить причины разного восприятия звуков животными |
18 | Какой голос у рыб? | Презентация | Выяснить, могут ли слышать рыбы. |
19 | Крик или шёпот или чей голос самый громкий? | Презентация, беседа | Узнать какими голосами обладают существа, живущие на планете Земля. |
20 | У всего свой запах или как пахнет страх? | Презентация | Узнать, как кто чует, для чего пахнут растения. |
21 | Как звери и птицы находят дорогу домой. «Прогулка по лесу»: клёст. | Презентация | Узнать о магнитном поле Земли |
22 | Выросла лапка ни мала ни велика, или как вырастить себя заново. | Презентация | Узнать о способностях морских звёзд, аксолотля, ящериц, крабов, тритонов. |
23 | Зачем нужен хвост? «Прогулка по лесу»: лиса. | Презентация | Узнать о различном назначении хвоста у животных |
Наименование раздела: «Неживая природа» (24часов)
24 | Дом большой и маленький. Земля — космический корабль. | Презентация Ведёрко, шарик, верёвка | Установить, что удерживает спутники на орбите. | |||||||
25-26 | Форма Земли. Есть ли у Земли край. Тёмный космос. | Презентация, фонарик | Узнать, почему в космосе темно, почему земной шар приплюснут с полюсов. | |||||||
27 | Беспокойная Земля | Презентация, беседа | Узнать, какие процессы происходят на поверхности Земли и в её недрах. | |||||||
28 | Суша большая и маленькая | Презентация, опыт: камешки, ёмкость с водой | Узнать о соотношении суши и воды на планете Земля, как появилась суша. | |||||||
29 | Мировой океан | Беседа, презентация, опыт: ёмкость с горячей водой, снег или лёд. | Узнать о необходимости воды на планете Земля, узнать, как образуются волны, как образовались моря и океаны
| |||||||
30-31 | Вода. Кому в воде жить хорошо. | Презентация, опыты | Узнать о свойствах воды опытным путём | |||||||
32-33 | Путешествие в загадочные глубины. | Презентация | Узнать о тайнах глубин. | |||||||
34-35 | Почему вода в море солёная? Вода—растворитель. | Презентация, опыты | Узнать о соляных растворах и о том, что вода—растворитель | |||||||
36 | Воздух. Откуда берётся ветер? | Презентация, две свечи, «змейка» | Выявить, как образуется ветер | |||||||
37-38 | Упрямый воздух | Беседа, опыты | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места и может двигать предметы. | |||||||
39 | Если бы не было ветра | Презентация | Выяснить, зачем нужен ветер | |||||||
40 | Вольный ветер | Презентация | Выяснить, какие беды приносит сильный ветер | |||||||
41-42 | Грозный воин с копьём | Презентации | Выяснить, как рассчитать расстояние от человека до грозы, познакомиться с понятием шаровой молнии | |||||||
43 | Электричество в природе или, как увидеть молнию? | Презентация, опыт: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар | Выявить, что гроза—проявление электричества в природе. | |||||||
44 | Снежинки | Презентация | Выявить различные виды снежинок, их образование | |||||||
45 | Град | Презентация | Выявить причины возникновения града, ущерб, приносимый градом людям
| |||||||
46 | Спит или притворяется? Вулканы. | Презентация, беседа | Выявить причину возникновения вулканов, их действие и разрушения.
| |||||||
47 | Глина | Презентация | Свойства глины и польза. | |||||||
48 | Природа с тобой говорит | Экологическая беседа, презентация | Учиться заботе об окружающей нас среде, видеть подсказки природы. | |||||||
Наименование раздела: «Человек» (7 часов)
49 | Генеральная уборка, или зачем нужно спать. | Презентация | Узнать об особенностях головного мозга, о необходимости полноценного сна и отдыха. |
50 | Нос | Презентация | Узнать о функциях носа, о средствах гигиены. |
51 | Язычок-помощник | Презентация | Выяснить строение языка, о его вкусовых зонах, о холодной и горячей пище. |
52 | Глаза окно в мир. | Презентация | Выяснить строение глаза человека, необходимость бережного обращения с органом зрения, профилактика глазных болезней |
53 | Ухо. | Презентация | Выяснить строение уха, профилактика ушных болезней |
54 | Кожа | Презентация | Узнать строение кожи, правила личной гигиены |
55 | Чтобы быть здоровым. | Презентация | Узнать необходимые правила для укрепления здоровья. |
Наименование раздела: «Немного истории» (17часов)
56 | Доисторический человек | Презентация | Узнать о жизни доисторического человека, их поселениях. |
57 | Коренные жители Северной Америки в прошлом. | Беседа, презентация | Узнать о хозяйстве индейских племён в прошлом, почему их назвали «индейцами и краснокожими». |
58 | Поселение эскимосов в прошлом | Беседа, презентация | Узнать об их жилищах, верованиях, обычаях. |
59 | Древняя Индия. | Беседа, презентация | Узнать о культуре древней Индии, о мыслителях и поэтах древности. |
60 | Древний Египет. | Беседа, презентация | Узнать о науке в Египте, о пирамидах, фараонах, о Богах и Богинях. |
61 | Великая китайская стена, жители Китая в прошлом. | Беседа, презентация | Узнать о жизни в Древнем Китае, о древних мыслителях, изобретениях. |
62 | Жители Японии в прошлом. | Беседа, презентация | Узнать о власти в стране, о самураях, о жизни древних японцев. |
63 | Древняя Греция | Беседа, презентация | Познакомиться с культурой древней Греции, их бытом, одеждой. |
64-65 | Боги Древней Греции. | Беседа, презентация | Познакомить с верованиями древних греков. |
66 | Древний Рим. | Беседа, презентация | Узнать о жизни древних римлян, о римской армии, о наследии. |
67 | Поселения викингов. | Беседа, презентация | Узнать о повседневной жизни древних викингов, походах, одежде. |
68 | «Варвары» | Беседа, презентация | Почему «варвары»? Чем занимались, как одевались. |
69-70 | Средневековье. Замок. | Беседа, презентация | Узнать об устройстве средневекового замка-крепости, о жизни, рыцарях. |
71 | Монастырь. | Беседа, презентация | Монастыри и наука, библиотеки. |
72 | Детские проекты. | Занятие-игра | Узнать, чему же мы научились? |
Список используемой литературы:
- «Астрономия». Энциклопедия окружающего мира. М., 1997.
- Ван Клив Дж. « 200 экспериментов» / Пер. с англ.—Джон Уайли энд Санз,1995.
- Гэнери А. «Что внутри растений?» М.,1994.
- Махотин С. А. «Прогулки по лесу». М., «Белый город»2009.
- Лаврова С. А. «Занимательная химия для малышей». М., «Белый город» 2009.
- Колпакова О. В. «Занимательное природоведение для малышей». М., «Белый город» 2008.
- Колпакова О. В. «Занимательная биология». М., «Белый город» 2008.
- Лаврова С. А. «Занимательная ботаника для малышей». М., «Белый город» 2008.
- «Океаны. Путешествие в таинственные глубины» Энциклопедия. Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания» 2007.
- «Обо всём на свете» Энциклопедия. Санкт-Петербург «Иван Фёдоров» 2001.
- «Космический атлас» Энциклопедия. Санкт-Петербург, «Балтийская книжная компания» 2008.
- Колпакова О. В. «Занимательная география». М., «Белый город» 2008.
- Зайцев Ю.В. «Мифы Древней Греции» М., «Белый город» 2008.
- Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты», Екатеринбург,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа кружка "Хочу все знать"
Программа составлена для учеников 1 класса.С целью помочь легче войти в учебный процесс,т.е повысить уровень развития познавательных процессов необходимых в учебной деятельности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Хочу всё знать" в условиях ФГОС второго поколения.
Программа кружка "Хочу всё знать" относится к общеинтеллектуальному направлению. Рассчитана на 1 год обучения, 72 учебных часа, учеников 3-4 классов....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
Программа дополнительного образования "Хочу всё знать" 7-10 лет
Курс «Хочу всё знать» ориентирован на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности, з...