Технология контроля и оценки младших школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
статья (4 класс) на тему
Перед каждым образовательным учреждением сегодня стоит задача организации эффективного контроля и оценки в образовательном процессе, отслеживания и корректировки качественного уровня образования. «Система знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности, — по замечанию Л. Б. Железняковой, — рассматриваются сегодня не в качестве цели, а как средство для достижения нового образовательного результата, способствующего эффективному решению проблемы взаимодействия человека и общества».
Об изменении вектора в оценивании и идёт речь в данной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_otsenka._itog.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология контроля и оценки младших школьников
в условиях реализации новых образовательных стандартов
«Необходимо сформировать национальную систему оценки качества образования, сочетающую объективную внешнюю оценку с рефлексивными механизмами изменения в самой системе образования…» (из доклада Д.Ливанова на заседании Правительства РФ от 23.01.14 г.)
Перед каждым образовательным учреждением сегодня стоит задача организации эффективного контроля и оценки в образовательном процессе, отслеживания и корректировки качественного уровня образования. «Система знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности, — по замечанию Л. Б. Железняковой, — рассматриваются сегодня не в качестве цели, а как средство для достижения нового образовательного результата, способствующего эффективному решению проблемы взаимодействия человека и общества».
Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколения способность к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для этого необходимо изменение педагогического сознания учителей и родителей.
Для успешного решения новых образовательных задач необходима переориентация контроля, направленного на результат, на контроль за процессом познания, ориентированного на отслеживание и коррекцию общего способа действия обучающегося. На смену действующему методическому письму №1561/14-15 от 19.11.1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» с использованием пятибалльной (а точнее четырехбалльной) шкалой, сегодня приходит раздел основной образовательной программы образовательного учреждения «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Как оценивать учебные достижения школьников, какую шкалу для этого выбрать и использовать ли отметки вообще, теперь решает само образовательное учреждение.
Существует четыре основных функции контроля: контролирующая, обучающая, воспитывающая и развивающая. Отметка же констатирует конечный результат, процент усвоения знаний, умений и навыков по конкретному учебному предмету и не выполняет ни одной из перечисленных выше функций. «Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностичной» – говорит А.Б. Воронцов.
Ш.А. Амонашвили, И.Ю. Гутник, Г.Ю. Ксензова, Г.А. Цукерман и другие специалисты отстаивают позиции «безотметочного обучения», понимая под этим «содержательную вербализованную оценку» и считая, что «отметки есть ложные мотивы учения школьников; отметки есть чертики в праведной жизни ребенка; отметки есть костыли хромой педагогики».
Новое время требует от нас других выпускников. Сегодня не достаточно быть дисциплинированным исполнителем. Наша задача – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Значит, и педагог должен менять себя, искать другие формы и методы взаимодействия с учащимися.
Учение Л.С. Выготского о возрастной периодизации, о теории деятельности коренным образом изменило отношение к процессу обучения и оценочным действиям в нем. Так, опираясь на структуру учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте, учителю необходимо осознавать, что внешней оценке действий ученика должна предшествовать его самооценка. Тогда такие учебные действия, как самоконтроль и самооценка, смогут благополучно формироваться. При условии решения этой задачи в начальной школе можно и далее смело работать над формированием субъекта учебной деятельности.
Сегодня все громче заявляют о необходимости переориентации контроля, направленного не на результат, а на процесс познания, ориентированного на отслеживание и коррекцию общего способа действия ребенка. Вот почему так важно не заменять отметки другими формами внешней оценки детских действий.
Перед обновляющейся школой стоит совершенно четкая задача: организовать процесс обучения так, чтобы он стал для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялся бы внутренним мотивом ученика. В связи с этим место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в двух направлениях:
-в направлении постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся;
-в направлении перехода от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному.
«Есть основания полагать, что формирование контроля идет от контроля над действиями других к контролю над своими собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. установление того, усвоено ли то или иное учебное действие. В пределах начального этапа обучения формирование двух названных элементов учебной деятельности представляет основную задачу» (А.Б. Воронцов).
У учащихся сегодня должно создаваться активное, психологически сообразное проживание каждого возрастного периода, включение в ведущую в данном возрасте деятельность, а не простое накопление знаний, умений и навыков. Сформированность действий самоконтроля и самооценки у школьников в первые годы обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить перед собой не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.
Диагностирование должно включать в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Такой оценке пока нет места в дневниках наших школьников и в классных журналах. В программах и в календарно-тематических планах не уделяется должное внимание дифференцированной коррекционной работе с учащимися, а также построению индивидуальных образовательных траекторий их движения в учебном материале.
Некоторые педагоги считают, что теория далека от практики. Да, есть и такие, но большинство уверены, что для совершенствования практической деятельности необходимо обращаться к теоретическим наработкам. Я отношу себя к их числу. «Самооценка должна предшествовать учительской оценке. Рассматриваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих». Поэтому я не спешу вводить отметку раньше времени. Пусть ребята научатся самостоятельно видеть результаты своего труда, вырабатывать критерии оценивания различных действий. Ведь внешняя оценка (пусть и словесная) подавляет это начало.
Сейчас я работаю, реализуя новые образовательные стандарты. Диагностические карты на каждого ученика я научилась оформлять еще со студенческих времен. Наверное, многие учителя могут сказать о себе так же. Но почему же мы уходим от таких форм контроля? Ведь отметка не позволяет проследить динамику успешности учащихся относительно самих себя, а сравнивает одного ученика с другим, да и объективной бывает не всегда.
Считаю, что контрольно-оценочная деятельность педагога заключается в коррекции и стимулировании учебной деятельности учеников, в выражении положительного отношения к ребенку и веры в его возможности. Ведь плохому ученику терять нечего, и постепенно он привыкает к такому «ярлыку». Но если дать ему возможность поверить в свои силы, то результат превзойдет все ожидания.
Содержательный аспект обучения можно и родителям, и самим ученикам показать и без выставления отметок. Выявить индивидуальную динамику развития ребенка и не допустить сравнения его с другими детьми совсем несложно. Достаточно отслеживать уровень выполнения стартовых и итоговых проверочных работ, текущих, тестовых диагностических заданий.
Мы с учениками перешли в четвертый класс, вступаем в рефлексивную фазу и готовимся к публичному предъявлению своих достижений. Отбираем лучшие (по мнению ребят) работы и оформляем их в «тетрадь достижений и открытий» (накапливаем «портфолио»).
В течение года к проверочным работам мы составляли оценочные листы: учащиеся с помощью знаков «-» или «?» оценивали свои работы по заданным критериям (этому необходимо специально обучать) и сдавали оценочные листы вместе с работой. Я проверяла работы, не исправляя в них ничего, но в оценочном листе с помощью тех же знаков производила оценку. На следующем уроке соотносили оценку учащегося и учителя. Затем искали ошибки и корректировали их. Эти оценочные листы составляют часть нашего портфолио. Для родителей выписывались набранные ребятами баллы за то или иное задание, что позволяло им объективно продемонстрировать свои успехи. Например, за проверочную работу можно максимально набрать 12 баллов: 6 примеров (за каждый по 1 баллу), задача (1 балл – составление схемы, 1 – балл верное решение- всего 2 балла) и 4 уравнения (за каждое по 1 баллу). Выставляется максимальное количество баллов и то, которое набрал ребенок:
МАКС. ФАКТ. %
12 б. 6 б. 50 %
Если такая работа ведется систематически, то родителям легко представить картину успеваемости ребенка. Из записи видно, какие задания вызвали затруднения, и понятно, над чем надо еще поработать.
Пример записи результатов итоговой работы по математике
3-й класс.
I | II | II | III | МАХ 12 б. | |
Иванов Петя | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
Петров Ваня | 4 | 1 | 1 | 4 | 10 |
вычисления | задача (схема) | задача (решение) | 4 уравнения | Итого |
Таким образом, учителю легко фиксировать результаты работы, формирование сквозных умений:
Основные умения | Начало года | Конец года | Динамика | ||||
Умение выделять корень | 34 | 28 | 25 | 65 | 21 | - | Положительная |
Владение способом проверки безударных гласных в корне слова | 48 | 32 | - | 49 | 30 | - | Без изменений |
Итак, достижения каждого ребенка и класса в целом можно рассматривать только в динамике и по отношению к собственным достижениям на предыдущей стадии обучения. Предметом контрольно-оценочной деятельности учителя должны стать в начальной школе действия самоконтроля и самооценки.
Эта работа требует от учителя творческого подхода, дополнительного времени и сил, но это так интересно: ты учишь детей, а они тебя. В результате контроль и оценка становятся для обучающегося осмысленным действием по самоизменению и самосовершенствованию.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980 г.- 180 стр.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. (Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). М., 2003 г. – 150 стр.
3. Стручаева Т.М., Иващенко Е.В. Технологии оценивания учебных достижений школьников в исторической ретроспективе // Начальное образование, №2. М., 2014 г. 52стр.: 43-50 стр.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1991 г. – 258 стр.
5. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека М., 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...
Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Об организации исследовательской деятельности младших школьников....
«Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
В 2014 году я приняла участие в сетевых курсах повышения квалификации «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества. В свете происходящих во всем мире событий, гос...
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...