«Изучение проблемы гаджетизации младших школьников в условиях выстраивания современной модели обучения»
проект по теме
В современном мире стремительно увеличивается количество электронных устройств, и активному человеку мало одного девайса. На одну семью в России в среднем приходится 3-4 персональных устройства, с помощью которых можно оперативно выходить в интернет и вообще хранить немало информации. Мы становимся зависимыми, гаджеты упрощают нашу жизнь, но в то же время сильно привязывают к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_okulova_v_s.docx | 40.52 КБ |
proekt_okulova_v.s.pptx | 649.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
гимназия № 524
Московского района
Педагогический проект
"Моя инициатива в образовании"
Тема проекта:
«Изучение проблемы гаджетизации младших школьников в условиях выстраивания современной модели обучения»
Выполнила:
Окулова Валерия Сергеевна
учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 524
Санкт-Петербург
2014 год
Введение
В современном мире стремительно увеличивается количество электронных устройств, и активному человеку мало одного девайса. На одну семью в России в среднем приходится 3-4 персональных устройства, с помощью которых можно оперативно выходить в интернет и вообще хранить немало информации. Мы становимся зависимыми, гаджеты упрощают нашу жизнь, но в то же время сильно привязывают к себе. Гаджет (англ. Gadget) – приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это компактные устройства, которые имеют нестандартные функции. Их можно подсоединять к компьютеру или телевизору, можно положить в карман, можно одеть на руку или на ухо и т.д. Примером реальных гаджетов могут служить смартфоны, музыкальные плееры, портативные игровые приставки, компьютеры, ноутбуки, планшеты. Они слышат, видят, поют, рассказывают и т. д. В автомобилях есть навигаторы, некоторые из них не только показывают дорогу, но и показывают кино. Видео регистраторы ведут постоянную запись, что происходит на дорогах, для собственной безопасности. Интернетом теперь пользуются не только взрослые, но и школьники. Именно благодаря своему маленькому размеру гаджеты становятся неотъемлемой частью нашей жизни, так как они действительно упрощают нашу жизнь. Как считают ученые, область применения гаджетов абсолютно безгранична. Актуальность проекта
Сегодня практически у каждого ребенка, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и другие гаджеты. Однако, при чрезмерном увлечении инновационная техника, которая призвана облегчать жизнь в обществе, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста. Сегодня гаджеты: доступный способ получения информации, способ развлечься, способ самовыражения оригинальным аксессуаром. Исследования современных ученых, наблюдения психологов, педагогов свидетельствуют о неоднозначном влиянии гаджетов на детей. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к проблеме со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания модели обучения, обеспечивающей безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку школьникам. В этой связи возрастает роль и ответственность учителя, школы за выработки привычек здорового образа жизни. Внедрение инноваций напрямую касается и нашей гимназии, где у каждого учащегося, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и т. д. В этом учебном году директором гимназии был издан приказ «О запрете использования различных мобильных устройств во время учебного процесса». Дети восприняли это решение администрации достаточно агрессивно, что и натолкнуло меня на мысль заняться данным проектом.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что полученные данные позволят расширить представление о влиянии гаджетов на младших школьников, на их способность перерабатывать информацию.
Практическая значимость проекта определяется тем, что полученные данные в исследовании о влиянии гаджетов на младших школьников могут использоваться при работе с родителями обучающихся, в психолого-педагогической работе с детьми, в практической деятельности психологов и педагогов, в совместном психологическом консультировании родителей и младших школьников.
Реалистичность:
- возможность использования методик для изучения влияния компьютерных игр, гаджетов на здоровье детей;
- заинтересованность, активность учащихся в проекте.
Инновационность:
- отсутствие глобальных исследований по данной тематике;
- использование современных средств ИКТ для проведения мониторинга и обработке результатов (например, «системы голосования»).
Объект исследования: дети младшего школьного возраста (8-9 лет).
Предмет исследования: влияние гаджетов на здоровье младших школьников.
Цель проекта: исследовать влияние гаджетов на здоровье младших школьников, определить пути рационального использования электронных устройств детьми в учебе и быту.
Задачи:
- изучение литературы по данной тематике;
- проведение мониторинга среди младших школьников по проблеме использования гаджетов;
- проведение ряда исследований с целью выяснения влияния компьютерных игр, используя современные методики;
- подведение учащихся к пониманию необходимости ограничения роли гаджетов в жизни;
- воспитание внимательного отношения учащихся к своему здоровью, учитывая достоинства и недостатки современных технологий.
Этапы работы над проектом:
1. Изучение специфики влияния гаджетов на здоровье младших школьников (материалы СМИ, статьи ученых России, зарубежных стран).
2. Определение основных методик, направлений мониторинговых исследований.
3. Проведение мониторинговых исследований, обобщение полученного материала.
4. Вовлечение учащихся в данный проект, работа с родителями.
1. Изучение специфики влияния гаджетов на здоровье младших школьников.
Приведем результаты исследований ряда ученых, медиков, психологов, обобщающих результаты исследования по данной проблеме.
А) М. Степанова (заведующая отделом НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН) обращает наше внимание на влияние компьютерных технологий. По мнению ученого, постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводит к истощению организма.
Б) По мнению К.В. Зорина (старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ), играющий не совершает трудной физической работы, а после игры он чувствует себя уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным нервным, у него ухудшается зрение из-за длительной зрительной нагрузки, при которой развивается утомляемость всех мышц глаз. Особенно это прослеживается у детей младшего школьного возраста и подростков.
В) Рекомендации по предупреждению возникновения зависимости от эл. устройств, В.В. Абраменкова (профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ):
- детям от 7 до 10 лет играть в день не более 25 минут, а подросткам от 11 до 14 лет – не более 40 минут;
- отдыхать столько, сколько ребенок играл;
- выключать гаджеты за 2 часа до сна, иначе сон человека будет нарушен.
Г) Данные статистики. Digital Parenting Russia был подготовлен отчет с использованием данных, полученных в ходе интернет-опроса, проведённого OMI в апреле 2012. В опросе участвовали 3833 человека. По мнению 67% россиян, от электронных устройств больше пользы, чем вреда. 17% считают, что новинки скорее вредны, чем полезны. 16% - затрудняются с ответом.
Д) Одновременно использование смартфонов, ноутбуков, планшетов и других устройств меняет структуру мозга, выяснили ученые Университета Сассекса (исследования 2014 г.). У людей, злоупотребляющих многозадачностью, снижается плотность серого вещества в передней поясной коре — области, отвечающей за познавательные функции и контролем над эмоциями.
Е) Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование, в ходе которого выяснили, что гаджеты лишают детей эмоций, понимания другого человека (исследования 2014 г.).
К сожалению, в настоящий момент ощущается нехватка научных аналитических трудов, изучающих данную проблематику.
2-3. Определение основных методик, направлений мониторинговых исследований.
Проведение мониторинговых исследований, обобщение полученного материала.
Экспериментальное исследование проводилось в ГБОУ гимназии №524, г. Санкт-Петербурга, Московского района. В нем приняли участие 25 детей, из них 12 мальчиков и 13 девочек, учащиеся 3 класса.
Для исследования выявления влияния гаджетов на концентрацию, устойчивость внимания, переключаемость, моторику младших школьников, мы использовали следующие методики:
- опросник (составлен с помощью психологической службы гимназии № 524), при помощи которого выявлена мотивация, длительность использования гаджетов, эмоциональная реакция младших школьников на запреты, т. д.);
- корректурная проба (Тест Бурдона);
С помощью данной методики мы исследовали степень концентрации и устойчивости внимания у детей.
- психологическая проба «заборчик» (Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.);
Данный тест направлен на изучение мелкой моторики и степени переключаемости внимания.
Обработка данных
А) Результаты, полученные при проведении с детьми опросников и тестов, имеют субъективную оценку, т.е отражают характер восприятия информации младшим школьником. Полученные данные опросника анализировались с помощью электронной «системы голосования».
Таблица 1.
«Отношение младшего школьника к гаджету»
Мальчики (%) | Девочки (%) | |
Получить гаджет в подарок | 67% | 54% |
Длительность игры более 30 мин. | 75% | 61% |
Появление отрицательных эмоций | 46% | |
при запрете игры | ||
Положительные эмоции во время игры | 67% | 69% |
О гаджете вспоминают часто | 58% | 38% |
Гаджет необходим для игр | 58% | 23% |
Обсуждение компьютерных игр с друзьями | 50% | 15% |
Как мы видим из Таблицы 1:
- получить гаджет в подарок хочет 67% мальчиков, чуть меньше девочек - 54%;
- играют больше положенного времени 75% мальчиков и 61% девочек;
- при запрете игры у 67% мальчиков и 46% девочек ухудшается настроение, они испытывают отрицательные эмоции, такие, как гнев, раздражение и злость;
- у большинства испытуемых во время игры улучшается настроение, появляются чувства радости и облегчения, но 33% мальчиков и 31% девочек во время игры испытывают гнев, злость, появляется усталость и утомление;
- при условии, если нет гаджета рядом или учащийся не может им воспользоваться, про электронное устройство часто вспоминает большее количество мальчиков – 58%, нежели девочек – 38%;
- выяснилось, что 58% мальчиков гаджеты необходимы в основном для игр, такого же мнения 23% девочек. Остальная часть испытуемых считает основными функциями гаджетов - связь с родителями, возможность слушать музыку, слушать сказки, поиск полезной информации.
- При встрече 50% мальчиков и 15% девочек обсуждают компьютерные игры, остальная часть испытуемых обсуждают музыку, фильмы, книги.
Таблица 2.
«Отношение родителей учащихся к электронным устройствам»
папа | мама | |
Отрицательное отношение родителей к игре | 36% | |
Ограничение игры во времени | 64% | |
Родители играют в компьютерные игры | 68% | 48% |
Если мы посмотрим на Таблицу 2., то увидим, что 36% родителей относятся отрицательно к игре в компьютерные игры младшими школьниками. Большая часть родителей, а именно 64%, ограничивают детей в играх. Тем не менее, большая часть пап (64%) и чуть меньше мам (48%), увлекаются компьютерными играми.
Выводы:
Большая склонность к гаджетам и компьютерным играм проявляется у мальчиков, чем у девочек. Возможно, это связано с тем, что родители подают пример своими действиями. Зачастую, родители играют вместе с детьми (ответы большинства мальчиков). Некоторые из родителей дают в руки учащимся электронное устройство, чтобы их не тревожили, тем самым, вырабатывая привязанность у ребенка к гаджету.
В дальнейшем эксперименте участвовало 14 учащихся, наиболее склонных к частому использованию гаджетов.
Цель: выявление влияния компьютерных игр на младших школьников.
Задачи:
- создание 2-х групп по 7 человек (1 группа занималась физкультурой, 2 группа играла в гаджеты 30 минут);
- проведение корректурной пробы (Тест Бурдона) и психологической пробы «заборчик» (Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.) «до» и «после» физкультуры и игр в гаджеты.
- визуальное наблюдение педагога.
Таблица 3.
Б) «Результаты корректурной пробы (Тест Бурдона)»
| Начало урока | Конец урока | ||
Кол-во фигур (шт.) | Кол-во ошибок (шт.) | Кол-во фигур (шт.) | Кол-во ошибок (шт.) | |
Занимались | 622 шт. | 1 шт. | 710 шт. | 0 шт. |
физ-рой | ||||
Играли | 617 шт. | 2 шт. | 696 шт. | 6 шт. |
в гаджеты |
Из Таблицы 3. Мы видим, что и спортивные, и компьютерные игры развивают быстроту реакции: в конце урока испытуемые обработали большее количество фигур, нежели в начале. Несмотря на этот фактор, у учащихся, которые играли в гаджеты, возросло количество ошибок в 4 раза, что говорит нам о нарушении концентрации, памяти и устойчивости внимания.
Таблица 4.
В) «Результаты психологической пробы «заборчик» (Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.)
| Лучше (%) | Не изменился (%) | Хуже (%) |
Занимались | 58% | 28% | 14% |
физкультурой | |||
Играли | 14% | 86% | |
в гаджеты |
Из Таблицы 4. Мы видим, что у учащихся, которые играли в компьютерные игры, была нарушена не только мелкая моторика (младшие школьники не смогли ровно нарисовать простейшие геометрические фигуры), но и переключение внимания. У детей, которые занимались физкультурой, показатели заметно улучшились.
Вывод: таким образом, у учащихся, которые играли в гаджеты, прослеживается нарушение концентрации, памяти, устойчивости и переключения внимания, также, происходит нарушение мелкой моторики. Визуальный контроль показал, что у учащихся, которых был контакт с электронными ресурсами, прослеживаются злость, агрессия и повышенная тревожность.
Необходимо дать возможность учащимся получить знания и навыки в области обеспечения безопасности личности, а также сохранения и укрепления своего здоровья.
Исходя из вышеперечисленных выводов, нами был создан план коррекции учащихся более склонных к использованию гаджетов выше положенной нормы.
План коррекции:
- организация внеклассной работы, внеурочной деятельности учащихся.
- беседы с детьми;
- круглый стол с родителями;
- подключение психологической службы (работа с родителями и учащимися);
- создание проекта детьми, ориентированного на третьи классы гимназии № 524, основанного на нашем эксперименте.
Заключение
Как писал К.Д.Ушинский: «Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора». Современное поколение детей растет с телефонами, смартфонами, планшетами в руках. Не стоит совсем лишать ребенка технических плодов прогресса, так как это является частью современной культуры. Однако чем более разнообразен досуг ребенка, тем меньшую часть его жизни будут занимать гаджеты. Научить детей отделять виртуальную реальность от действительности, учить правильно организовывать работу с техникой, получать от этого пользу и не тратить зря время, предостерегать, чтобы привычка не переросла в зависимость – задача взрослых.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Противостоять гаджетам и интернету очень трудно, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста . Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к проблеме со стороны системы образования. Внедрение инноваций напрямую касается и нашей гимназии, где у каждого учащегося, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и т. д.
Инновационность : отсутствие глобальных исследований по данной тематике; использование современных средств ИКТ для проведения мониторинга и обработке результатов (например, «системы голосования»).
Цель проекта: исследовать влияние гаджетов на здоровье младших школьников, определить пути рационального использования электронных устройств детьми в учебе и быту.
Задачи:
Изучение специфики влияния гаджетов на здоровье младших школьников
Методики опросник (составлен с помощью психоло го-педагогической службы гимназии № 524); Полученные данные опросника анализировались с помощью электронной «системы голосования».
Методики корректурная проба (Тест Бурдона ).
Методики психологическая проба «заборчик» (Соболева А.Е., Емельянова Е.Н .).
«Отношение младшего школьника к гаджету» Мальчики (%) Девочки (%) Получить гаджет в подарок 67% 54% Длительность игры более 30 мин. 75% 61% Появление отрицательных эмоций при запрете игры 67% 46% Положительные эмоции во время игры 67% 69% О гаджете вспоминают часто 58% 38% Гаджет необходим для игр 58% 23% Обсуждение компьютерных игр с друзьями 50% 15%
«Отношение родителей учащихся к электронным устройствам» папа мама Отрицательное отношение родителей к игре 36% Ограничение игры во времени 64% Родители играют в компьютерные игры 68% 48%
«Результаты корректурной пробы (Тест Бурдона)» Начало урока Конец урока Кол-во фигур (шт.) Кол-во ошибок (шт.) Кол-во фигур (шт.) Кол-во ошибок (шт.) Занимались физ -рой 622 шт. 1 шт. 710 шт. 0 шт. Играли в гаджеты 617 шт. 2 шт. 696 шт. 6 шт.
«Результаты психологической пробы «заборчик» (Соболева А.Е., Емельянова Е.Н .)» Лучше (%) Не изменился (%) Хуже (%) Занимались физкультурой 58% 28% 14% Играли в гаджеты 14% 86%
План коррекции
«Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора ». К.Д.Ушинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексная диагностическая программа изучения метапредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения».
Изучить динамику развития основных компонентов учебной деятельности школьников под влиянием образовательной среды....
Литературное развитие слабослышащих младших школьников в условиях современной концепции обучения
Описание к обучению литературного развития слабослышащих младших школьников на уроках чтения и развития речи....
Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются проблемы адаптации младших школьников в условиях реализации инновационных технологий обучения...
Обобщение и распространение опыта. Программа городского семинара «Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной школы», 2016 г.
Выступление по теме "Физкультминутка как средство когнитивного развития младших школьников"....
Проблема адаптации младших школьников с моторной алалией в условиях инклюзивного образования Е.Н. Кутузова, О. Н. Рублевская
Презентация практического опыта по адаптации детей с моторной алалией в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы (представили учителя-логопеды Елена Николаевн...