Организация проектной деятельности.
статья по теме

Бурдюкова Елена Ивановна

Организация проектной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 290.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 290-019-407
                                                                                    Бурдюкова Елена Ивановна
                                                                                   учитель начальных классов

            Организации проектной деятельности обучающихся.

Современный стандарт образования направляет и регламентирует педагогическую деятельность на формирование общекультурных компетенций обучающихся.  

               Содержание формируемых компетенций:

Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

Способность использовать основы знаний для формирования мировоззренческой позиции.

Готовность решать стандартные задачи с использованием информационных, библиографических ресурсов,  информационно-коммуникативных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности

Готовность к анализу и публичному представлению информации.

Способность к участию в проведении научных исследований.

Компетенция – это интегральная характеристика, включающая в себя много компонентов – универсальных учебных действий (УУД), которые классифицированы на группы: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.

Перечень УУД, формируемых на каждом из этапов реализации исследовательского проекта

Познавательные УУД:

  • способность осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских задач;
  • способность осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • способность проводить сравнение, абстрагирование, классификацию по заданным критериям;
  • способность устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • способность обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • способность осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Регулятивные УУД:

  • способность выступать источником познавательной инициативы;
  • способность стимулирования и поддержания собственного познавательного интереса;
  • способность к положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе понимание причин успешности/неуспешности учебной  и проектной деятельности;
  • способность к адекватному восприятию оценки и критических замечаний руководителя;
  • способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • способность принимать и сохранять учебную, исследовательскую задачу на протяжении всех этапов работы;
  • способность следовать ориентирам исследовательского процесса, определенным в сотрудничестве с руководителем проектной деятельности;
  • способность направлять свою исследовательскую деятельность в соответствии установленным требованиям;
  • способность осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • способность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Личностные УУД:

  • способность к осознанию себя субъектом познавательной деятельности;
  • способность к осознанию своих познавательных интересов, потребностей, приоритетных областей знания;
  • способность к осознанию содержания собственного мировоззрения: установок, убеждений, верований, опыта;
  • способность к осознанию и принятию своей авторской роли;
  • способность к интерпретации, оценке, выражению отношения, точки зрения;
  • способность к самоопределению в области познавательных интересов.

Коммуникативные УУД:

  • способность адекватно строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • способность формулировать собственное мнение и позицию;
  • способность понимать и отражать в речи относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • способность аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • способность использовать речь для регуляции своего действия;
  • способность различать стилистические особенности речевых высказываний и адекватно применять их в коммуникативном контексте (публикация, презентация результатов на конференции);
  • способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в рамках исследовательского проекта.

Становится очевидным полное соответствие УУД, наполняющих данные компетенции и УУД, формируемых в ходе выполнения исследовательского проекта.

Таким образом, метод исследовательских проектов имеет все основания получить более широкое применение в процессе формирования общекультурных компетенций.

Исследование начинается с познавательной активности, инициативы обучающегося, которая на начальном этапе выражается в формулировании исследовательского вопроса. Личный интерес, положенный в основу исследования, обеспечивает высокую мотивацию работы над проектом и содействует более вовлеченному освоению программного материала. Более глубокое изучение дисциплины посредством выполнения исследовательского проекта в большей мере обеспечивается неизбежным сопоставлением собственного содержания  мировоззрения с содержаниями  мировоззрения представителей  мысли разных эпох. Именно таков процесс усвоения знания.

 Этап определения проблемы и предмета исследования

Определение проблемы исследования является следствием прояснения личного интереса обучающегося, постановкой познавательного проблемного вопроса. Проблема формулируется как противоречие (между актуальным и возможным состоянием знания, между возможными решениями, между познавательной потребностью и отсутствием желаемого знания и т.п). Специфику работы на данном этапе составляет приоритет субъективного познавательного интереса в определении проблемы.

        Формулирование проблемы и объекта исследования предполагает начальный уровень осведомленности в области изучаемого материала.  Работа над следующими этапами будет опережающей самостоятельной работой обучающегося по освоению изучаемого материала, более глубокое проникновение в его содержание.

Этап обоснования актуальности исследования.

Этап определения методологии исследования.

Этап определения цели исследования и ее конкретизация в задачах.

Цель формулируется исходя из познавательного интереса, который лежит в основе исследования и выступает главной мотивирующей силой. Цель формулируется с учетом выбранной методологии, объекта и предмета исследования. Цель должна быть необходимо конкретизирована в задачах, которые соотносимы с этапами и промежуточными результатами проекта.

Этап анализа изучаемого материала в соответствии поставленным задачам.

Удерживая в сознании поставленную цель и методологические рамки, обучающийся с помощью руководителя (или самостоятельно) формирует библиографический список по проблеме и анализирует содержание литературных источников. Для теоретического поиска в изучаемом исследовании необходимо обращение к оригинальным текстам  и критической литературе. По мере прочтения и анализа библиографический список уточняется, расширяется (или сужается). В период работы с первоисточниками и критической литературой совершается самая важная работа.

Расширение области осознанного за счет включения в него новых рефлексивных актов и актов решения, оценки развивает самосознание, содействует интеграции субъективного мира, упрочению онтологической уверенности.

        В ходе аналитической работы, теоретического поиска научный руководитель рекомендует вести конспекты, где содержатся необходимые для исследования цитаты с личными комментариями к ним. Для повторного обращения к конспектируемому источнику  рекомендуется оставлять о нем выходные данные.

Этап формулирования тезисов, раскрывающих проблему и ее возможные решения.

Формулирование тезисов предполагает повторное обращение к содержанию первоисточников, но на этом этапе не в полном объеме, а только к конспективно изложенному содержанию. Тезисы формулируются сообразно поставленной цели и задачам, т. е. раскрывают те аспекты, которые предусмотрены данным проектом. В тезисы могут быть включены цитаты, иллюстрирующие тезис или выступающие в качестве аргумента, апелляции к признанному авторитету в избранной области знания. Авторская позиция на этапе формулирования тезисов реализуется в избирательности содержания тезисов, в логике изложения, искусстве аргументации, аналитической и обобщающей деятельности мышления.  

        В тезисах должна быть отражена сама проблема, методология исследования,  теории, концепции, содержащие в себе решения исследовательского вопроса. Тезисы - обоснование выводов.

Этап формулирования выводов как результатов теоретического поиска

Выводы формулируются как ответ на поставленный исследовательский вопрос, как  результат достижения поставленной цели. Выводы - творческий авторский интеллектуальный продукт, который обладает не только субъективной ценностью, но может иметь резонанс у общественности.  В формулировании выводов авторская позиция проявляется ярче, т. к. находит прямое выражение в результатах исследования.

Прослеживая каждый этап работы над проектом, становится очевидной еще одна очень значимая особенность – самоопределение, осознание исследователем себя как автора интеллектуального творчества. Интеллектуальное творчество – душевная работа по созиданию авторской оценки, отношения, интерпретации, решения, переживания.

Научное руководство в данном контексте – это приветствие познавательной инициативы, содействие интеллектуальному творчеству, его сопровождение и поддержка авторской позиции обучающегося.  

                                                                                                                               290-019-407                          
                                                                Тезисы

Современный стандарт образования направляет и регламентирует педагогическую деятельность на формирование общекультурных компетенций обучающихся. Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся-первый этап подготовки  организации и управления исследовательской деятельностью обучающихся в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...