Медот проектной задачи в дошкольном образовании
статья на тему
Статья о преемственности дошколного и начального образования. О попытке внедрения метода проектной задачи в дошкольное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность дошкольного и начального образования: Внедрение элементов метода решения проектных задач в дошкольное образование с целью подготовки дошкольников и младших школьников к участию в полноценных учебных проектах.
Автор статьи – Иванова Н.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8.
В своей работе по обучению детей в начальной школе я широко использую метод РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ по Воронкову.
Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.
Учащиеся начальной школы не сразу готовы полноценно работать, решая проектные задачи. Их надо учить деловому сотрудничеству, совершенствуя из года в год нужные УУД. Такую подготовку можно начинать в детском саду и продолжать уже в первом классе начальной школы.
Наблюдая за детьми на занятиях в детском саду, я пришла к выводу, что старшие дошкольники вполне могут с помощью воспитателя выполнять коллективные задания, которые станут прообразом простейших проектных задач. Я провела эксперимент, суть которого сводится к пробному занятию с дошколятами. Тема занятия – создание коллективной аппликации «Летний день в лесу». Цель эксперимента – опробация метода решения простейшей проектной задачи с дошкольниками.
Напомню основные теоретические ориентиры метода, а именно -
Структуру проектной задачи:
- Фаза накопления жизненного опыта, знаний, навыков, компетенций, способов действий и т. д. на которые будет опираться проектная задача. (По времени может занимать неделю, месяц, год или несколько лет).
- Фаза запуска. (Постановка проблемы). Если решение проектной задачи располагается во временных рамках одного урока, то фаза запуска может занимать , например, 10 минут. Но иногда проблема возникает раньше, стихийно ещё в фазе накопления и фаза запуска растягивается на дни или недели.
- Фаза решения проектной задачи. Это и есть момент деятельности детей по созданию «продукта».
- Презентация (публичное представление) «продукта».
- Оппонирование «продуктов».
- Общий вывод.
Приведу пример применения метода на уроке в школе.
Урок – проектная задача по русскому языку
Тема: « Повторение знаний по фонетике за 1 класс».
Форма урока: решение проектной задачи.
Название проектной задачи | Создание стенда для первоклассников «Звуки русского языка» |
Класс. | 2 |
Тип задачи: | С точки зрения предмета – рефлексия. В педагогическом плане – обучающая. |
Цель: | Создать стенд |
Педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Второклассники в течение года в 1-ом классе на уроках русского языка изучали гласные и согласные звуки, их свойства, признаки и т.д. Пробовали работать в группах на разных предметах, презентовать свои различные работы, оппонировать работы одноклассников. |
Планируемый педагогический результат. | -каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год; - часть учащихся смогут устранить пробелы в знаниях; - учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания. |
Применяемые формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе. Публичное выступление групп, оппонирование. |
Спроецируем план урока на план занятия в подготовительной группе детского сада.
Название проектной задачи | Создание коллективной аппликации «Летний день в лесу» |
Группа | Подготовительная |
Тип задачи: | Рефлексия |
Цель: | Создать аппликацию |
Педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Воспитанники подготовительной группы детского сада учились вырезать различные детали по шаблону, наклеивать их аккуратно на картон, обсуждали признаки сезонов, конкретно лета, учились отвечать на вопросы воспитателя по данной теме. |
Планируемый педагогический результат. | -каждый воспитанник сможет проявить себя в коллективном деле, продемонстрировать свои умения по вырезанию и склеиванию деталей из бумаги; - часть воспитанников смогут устранить пробелы в знаниях и умениях; - воспитанники опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания (с помощью воспитателя) - воспитанники попробуют работать в парах, принять общее решение по выбору цвета, размера изготавливаемых частей аппликации. |
Применяемые формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Педагогическое наблюдение за работой воспитанников |
Главной задачей внедрения метода проектной задачи в детский сад я считаю обучение совместной деятельности и деловому сотрудничеству, что является крайне сложной проблемой. Будут два ключевых момента в этой связи:
- Дети увидят общий результат деятельности, одновременно с этим почувствуют себя и свой труд частью целого, общего дела.
- С целью обучения деловому сотрудничеству, умению договариваться, проекции коммуникативных УУД, дети будут выполнять свою часть работы в парах. Они должны будут договориться (на первый раз возможно с помощью воспитателя), какие именно одинаковые элементы аппликации будут изготавливать. Какого цвета они будут, размера. Например, Вася и Коля будут делать облака, Света и Таня – грибочки, Вероника и Толя – ёлочки.
План занятия.
- Беседа о сезонных признаках лета с рассматриванием иллюстраций летних пейзажей. Детализация и конкретизация описания летнего леса.
- Обсуждение будущей работы, что конкретно можно изобразить на аппликации, что уже раньше вырезали из бумаги по шаблонам на занятиях по аппликации, кто и что сможет вырезать, распределение по парам:
Облака (одна пара детей)
Грибы ( две пары детей)
Ели (три пары детей)
Цветы (четыре пары детей)
Трава (одна – две пары детей)
Бабочка (одна пара детей).
Во время беседы предпочтительна рассадка детей полукругом. Дети могут распределяться по парам после беседы по желанию, и уже потом рассаживаться за рабочие столы соответственно выбранным парам.
- Работа по вырезанию отдельных предметов.
- Приклеивание готовых вырезанных частей аппликации на общий лист картона. В процессе работы коллективное обсуждение с воспитателем куда именно на общем листе поместить вырезанные части.
- Обсуждение готовой работы. На этом этапе идёт пропедевтика презентации и оппонирования. Дети могут высказывать своё мнение о выполненной работе, учиться конструктивно критиковать или одобрять свою работу и работу одногруппников.
Вывод: метод решения проектной задачи можно успешно внедрять в дошкольное образование с целью обеспечения преемственности начального и дошкольного образования. Это позволяет вести пропедевтику формирования коммуникативных УУД, являющиеся неотъемлемой частью и необходимым условием для организации полноценных учебных проектов.
Будет фотография аппликации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...
Рабочая программа. психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста педагога-психолога с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществляния полноценого развития ребенка...
Презентация для педагогов "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Общие положения. Основные принципы дошкольного образования. Цели и задачи ФГОС ДО"
В презентации кратко структурировано содержание ФГОС ДОУ по образовательным областям....
Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...
Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственны...