"Воспитание гражданственности и патриотизма в учреждении дополнительного образования"
материал по теме
Выступление на республиканской конференциию. Место проведения: ЦДТиМ г. Волжск
Дата: 20 апреля 2017 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nastoyashchee_vremya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на республиканской конференции «Воспитание гражданственности и патриотизма, социальной активности в учреждении дополнительного образования».
Место проведения: ЦДТиМ г. Волжск
Дата: 20 апреля 2017 г
В настоящее время патриотическое воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании школьников. В настоящее время смяты духовно-нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности , безнравственности, агрессивности, пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа.
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Именно патриотическое воспитание через народную культуру может подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь или снизить возможность деградации личности, сформировать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде. Одним из основных компонентов патриотического воспитания является народное творчество. Патриотизм и народное творчество - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга понятия (категории), составляющих содержание формирования патриотических чувств.
Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о себе самом. Поиск путей и возможностей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций является интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.
Дополнительное образование играет большую роль в патриотическом воспитании младших школьников и опирается на народные традиции как на базовые ценности духовной культуры будущих граждан страны. При опросе воспитанников на вопрос: «Что есть для вас Родина»; были получены следующие ответы:
Родина – это мой дом; Родина – это моя семья; Россия – это то место, где ты родилась;
· Родина – это те ценности, которыми бы я гордилсчя и защищал;
· Родина – это моя страна;
· Родина – это то место, где ты себя чувствуешь в безопасности.
Родина – это то, что очень страшно потерять;
· Родина – это запах маминых блинов;
· Родина – это то место, где тебя любят.
Причём следует отметить, что для многих понятие Родина ассоциируется с семьёй, родным домом.
Цель исследования: изучить влияние средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе
Исследования по проблеме патриотического воспитания средствами народной культуры школьников в педагогическом процессе направлены на эффективное применение элементов народной культуры с целью воспитания устойчивых нравственных качеств, ответственности, уважительности, смелости, решительности и преданности, храбрости и верности к Родине и человеческой ценности.
Главная задача – посеять и возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Поиск путей и возможностей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций является интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры . Русское народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народом, их духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.
На занятиях творческого объединения школьники систематически знакомятся с народными приметами и составляют их копилку: 1. Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет. 2. Если весной много берёзового сока – к дождливому лету. Если у берёзы листья распускаются раньше, чем у клёна или ольхи, - к сухому лету. 3. Когда цветёт черемуха, наступают «черёмуховые холода». 4. Если в августе, сентябре лошадь на пастбище не задерживается и шерсть на ней лежит гладко – к суровой зиме. 5. Обилие грибов бывает перед дождливой погодой
Знакомство с народными приметами помогает вести наблюдения за выполнением прогнозов, отражённых в этих приметах, даёт прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и ёмкость фольклорного слова, развивает познавательную и интеллектуальную активность. Знакомство с народными промыслами начали с изучения филимоновских игрушек. Дети узнали историю происхождения игрушки, какими узорами расписывают, а затем сами лепили из коричневой глины разные поделки. Такие занятия привлекают детей, делают их интересными. При этом дети знакомятся с русским фольклёром: Уточка – Марфуточка бережком идёт, уточек -марфуточек за собой ведёт.
Используя народные традиции способствую формированию этнического самосознания у т детей, развивается интеллектуальная и познавательная активность, способствует воспитанию нравственных качеств. Использование текстов этнокультуроведческой направленности позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствуя его знания о культуре и традициях русского народа.
Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.
В дополнительном образовании педагогический процесс рассматривает патриотическое воспитание разными средствами многогранно. Разнообразие средств заключается в проведении и организации различных форм обучения: это экскурсии, выставки, участие в мастер - классах в национальном музее Республики Марий Эл им. Т.Е.Евсеева, организации народного праздника «Колядки». Образовательный процесс ведется в форме занятий: «Изготовление Пасхальной куклы -ГОЛУБКА», «Браслетик» в технике бисероткачество, бесед «Куделица», «Татьянин день». Воспитанники участвуют в республиканских, региональных конкурсах «Пасхальные радости», «Многообразие вековых традиций» (лауреатство), Проводятся русские народные игры «Анюта? – Я тута».
За период проведения педагогического исследования при реализации программы по патриотическому воспитанию средствами народной культуры эффективность образовательного процесса улучшилась. Проявление патриотических чувств, формирование духовно-нравственных качеств личности школьников в образовательном процессе с использованием элементов народной культуры в разных формах организации и проведения повысились:
В исследовании дало положительный результат: исчезли такие отрицательные черты характера, как жестокость, озлобленность, безразличие, безответственность, цинизм (пренебрежение нормами нравственности и благопристойности), нигилизм (отрицание всего), неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа.
У большинства воспитанников улучшилась дисциплина, повысился интерес к патриотическому воспитанию, , посвященным знаменательным событиям, интерес к экскурсиям, , с ветеранами войны и труда. Это свидетельствует о возросшей активности детей в в формировании терпимости, уважительного отношения к другим народам, языкам, традициям и культуре.
Педагогические исследования по патриотическому воспитанию элементами народной культуры, как средствами, используемыми в образовательном процессе, показали, что его уровень повысился за счет реализации программы и плана мероприятий.
Особое место отведено формированию духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливости, Истине, сохранении и приумножении лучших традиций и ценностей своего народа.
В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания воспитанников в сочетании со средствами народной культуры позволяет воспитать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традиции и культуре).
Наблюдения показали, что более 65% школьников заявили о желании изучать многие элементы народной культуры, народную мораль, , народные сказки, пословицы и поговорки, народные традиции, обычаи, общественно-исторический опыт, народное творчество, народные художественные промыслы.
Библиографическая ссылка
Мухина В.М., Рустамов А.Ю., Уруджев В.З. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24835 (дата обра
Источник: http://refleader.ru/jgejgeujgmermer.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"
Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....
Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...
Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.
В статье представлена методическая разработка музейного урока по теме "Тайны бабушкиного сундучка"...
Формы экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
В этой статье вы найдёте эффективные и апробированные на практике формы эколого-биологического воспитания....
Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе
Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....
Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.
Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...