Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме
В статье представлена методическая разработка музейного урока по теме "Тайны бабушкиного сундучка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Д.С. Лихачев
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. Современные достижения так быстро и активно входят в повседневную жизнь ребенка, что предметы быта не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной и загадкой.
Где современный семи – восьмилетний человек может увидеть и потрогать рубель, коромысло, прялку, кроме как в « кладовой » школьного музея.
В современной воспитательной системе, огромную роль педагоги отводят краеведческой работе, и не случайно. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к народу, к Родине. Поэтому на плечи школьных музеев ложится роль формирования гражданско-патриотических начал, духовной культуры у детей.
Краеведческий материал использую на уроках и во внеклассной работе. Наиболее интересны и познавательны музейные уроки. Мы с учащимся 3 класса провели живой, запоминающийся музейный урок
«Тайны бабушкиного сундучка »
Цели:
- Познакомить детей с бытом крестьян Белгородчины конца 19 – начала 20 вв.;
- Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого;
- Формировать у детей интерес и любовь к русской культуре, ее древним традициям;
- Воспитывать уважение к предкам, их труду и быту.
Оборудование:
Музейная экспозиция «Из истории русского быта»
Форма проведения:
Командная игра по типу КВН
Ход урока:
Вступительное слово учителя
- Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое прошлое, когда ваши прабабушки были молодыми. И постараемся представить, как они жили, чем занимались, когда были маленькими девочками и молодыми девушками.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русская коса.
Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица – краса?
Именно так проводили вечера молодые девушки и девочки.
В нашем музее есть много вещей, которыми они часто пользовались. Интересно, а вы смогли бы сейчас воспользоваться этими предметами так, как пользовались ваши сверстники в прошлом?
Наш сегодняшний урок посвящен именно этому. Но это не обычный урок. Я предлагаю вам поиграть, посоревноваться – какая команда больше знает о жизни ваших прабабушек. Но если что – то покажется вам трудным и незнакомым, я подскажу вам.
Первый этап
В сундуке находятся предметы и вещи. Вы должны сказать, какие, разгадав загадку или угадать предмет по описанию.
- Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено)
- Сутул, горбат, все поле перешел, все колосья перечел (серп)
- Черный конь, прыгает в огонь (кочерга)
- Кривой бельмес под горшок залез (ухват)
- Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале
Был я на пожаре,
Был я на базаре (чугунок)
- Девочек выдавали замуж очень рано, в 12 – 15 лет. А на свадьбе невеста дарила что – то жениховой родне. Сколько подарков и насколько они красивы было очень важным, так как это показывало, какая невеста рукодельница. Что должна была она дарить? (полотенца, рушники)
Сообщения учащихся (сведения из толкового словаря Ожегова)
Из словаря:
Полотенце.
Из белой х/б ткани полотняного переплетения, фабричного производства, концы украшены полихромной вышивкой нитками «мулине» в технике «крест» - полоса растительного орнамента и букет цветов. Концы полотенца оформлены белым крючковым кружевом из х/б нитей с овальными зубцами.
Рушник.
Изготовлен из конопляного домотканого отбеленного полотна с красно – белыми узорными полосами браного ткачества на концах.
По всей длине рушника ритмично размещены группы узких красных полосок. Концы рушника оформлены каймой из узорной полосы в
бело – малиновую полоску с бахромой из нитей утка.
- Зубчатый поперек доска с ручкой (рубель)
- Плывет корабль
Волны разгоняет (утюг)
Второй этап
Итак, вы правильно назвали все предметы, которые мы достали из бабушкиного сундука. А теперь ответьте на вопросы.
- Какой из этих предметов не использовался женщинами в доме? (серп)
- Какие предметы имеют одно и то же применение? (утюг, рубель)
- Какие предметы неразрывны друг от друга? (ухват, чугунок)
- Какой предмет женщины изготавливали сами? (полотенце)
Третий этап
Молодцы, и с этим заданием вы справились! Ну, а теперь самое сложное. Ваши команды получают по три предмета. Попробуйте рассказать и показать, как обращались с этими предметами ваши бабушки.
1 команда – утюг, кочерга, веретено
2 команда – ухват, рубель, серп
Подведение итогов
Рефлексия
- У вас на столе красные и зеленые кружочки. Если вам было интересно, и вы много узнали, то поднимите зеленые кружочки. Если вам было скучно и неинтересно, то поднимите красные.
Заключение
Учащиеся с огромным упоением брали в руки старинные вещи. Выстраивались целые очереди, чтобы погладить белье с помощью утюга, подержать в руках ухват с чугунком и отправить его в печь.
Для педагога, очевидно, что такие уроки продолжать необходимо.
Краеведческая работа ведется не только в стенах школьного музея, но и можно заинтересовать детей сохранением прошлого, попросив присмотреться дома к старинным вещам. Уроки такого типа несут в себе заряд личной причастности к прошлому, рождают интерес, пробуждают в детях любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что, согласитесь, дорогого стоит.
Авторская справка
1.Шпилькина Светлана Викторовна
2. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.
3. Учитель начальных классов, 2 категория, 18 лет педагогического стажа
Белгородская область, Красногвардейский район,
МОУ Ливенская СОШ № 2
4.Служебный телефон 8 47 247 44 5 76
5. Домашний телефон 8 47 247 44 6 53
6.О сборнике передано методистом учителей начальных классов Глушкиной О.Г. управления образования администрации Красногвардейского района Белгородской области
7.Дата – 27.09.2010
8. Следует информировать о будущих конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"
Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....
Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...
Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе
Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....
Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.
Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.
Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся
Текст выступления на педагогическом совете по теме «Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся» с презентацией....
статья "Этнокультурный компонент и краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников"
Школьное краеведение- важный фактор нравстенного, экологического,эстетическоговоспитания школьников. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины,...