Уроки нравственности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье раскрывается важность нравтсвенного воспитания учащихся. Поэтапность данного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки нравственности в начальной школе | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки нравственности в начальной школе
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, – продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Уроки нравственности окажут учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Основная цель уроков: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи:
– сформировать систему нравственных ценностей;
– способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
– формировать экологически воспитанную личность;
– воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
– формировать интерес к чтению художественной литературы;
– развивать познавательную активность;
– развивать творческие способности.
Уроки нравственности, проводимые в начальной школе, должны представлять собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание уроков может включать в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Занятия желательно проводить в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Зададим вопрос:
- А какие результаты нравственного воспитания и развития?
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Каким должен быть воспитанный человек.
2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
3. Краткое содержание прочитанных на уроках чтения притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
4. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
5. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
– систему нравственных качеств и этическое сознание;
– потребность в самовоспитании и саморазвитии;
– чувство уважения к правам и обязанностям человека;
– чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
– ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
– ценностное отношение к природе, окружающей среде;
– потребность в чтении художественной литературы.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Поэтому работа, проводимая в школе, без сотрудничества с родителями учащихся была бы неэффективной. Они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей.
Духовно–нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки нравственности в начальной школе
В докладе говорится о роли уроков русского языка и литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Приведены примеры учащихся по данной теме....
Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в начальной школе
В данном материале рассказывается о том, как уроки математики в начальной школе влияют на развитие личности ребенка....
Духовно-нравственное развитие на уроках технологии в начальной школе.
Статья посвящена духовно-нравственному развитию учащихся на уроках технологии....
Авторская программа : Культурные традиции от малого до великого (уроки нравственности в начальной школе)
Отличительной чертой данной программы «Культурные традиции - от малого до великого» (уроки нравственности в начальной школе) является то, что она вобрала в себя не только «малое» - вопрос ...
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»
Мастер-класс по проведению урока "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе
Работа на уроках с детьми по воспитанию морально-нравственных качеств...