Духовно-нравственное развитие на уроках технологии в начальной школе.
статья по технологии (4 класс) по теме
Статья посвящена духовно-нравственному развитию учащихся на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvuchashchikhsya_na_urokakh_tekhnologii.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках технологии.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Концепция определяет цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников.
Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно – нравственного воспитания детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно – нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большей психологической устойчивостью.
Одной из основных функций учителя должно быть в настоящее время, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации на уроке.
Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно – практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития.
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и тем самым становится более понятным для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают глубоким возрастным особенностям психического развития на этапе младшего школьного детства, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде.) В результате именно здесь могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе.
Занятия продуктивной деятельностью создают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества – что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся для адаптации в целом.
Учебный предмет «технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....
Выступление на методсовете "Духовно-нравственное воспитание и особенности его реализации в начальной школе"
Из опыта работы школы...
Развитие информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
Статья о применении компьютерных технологий на уроках , и во внеурочной деятельности для повышения познавательной активностии и учебной мотивации младших школьников....
Развитие информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
В статье описано применение компьютерных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности для повышения познавательной активности и учебной мотивации младших школьников....
Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»
Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...
Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина" для начальной школы
Данная программа является интегрированной, междисциплинарной, реализуется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класса для детей младшего школьного возраст...