Экономическое образование младших школьников
материал (3 класс) на тему
Сегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, который в своей жизни не сталкивался бы с проблемой рыночных отношений. Эти отношения охватили все стороны нашего общества, в том числе и семью, и школу. И чем раньше ребёнок познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.
Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах. Формируя экономическое мировоззрение отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создаётся фундамент благосостояния общества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_obrazovanie_mladshih_shkolnikov.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономическое образование младших школьников.
Сегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, который в своей жизни не сталкивался бы с проблемой рыночных отношений. Эти отношения охватили все стороны нашего общества, в том числе и семью, и школу. И чем раньше ребёнок познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.
Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно.
Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы имел представление о назначении денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое потребности, и каковы способы и возможности их удовлетворения, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники. Школьник должен чётко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная мебель, ремонт в классе и дома, нерациональный расход электроэнергии и воды.
Составным элементом экономического воспитания детей является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, осознать значимость различных профессий, помогут понять роль и права человека в обществе, подготовить к адекватному восприятию действительности, помогут ему определить для себя сферу деятельности в будущем.
Таким образом, экономическое образование необходимо осуществлять уже с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Надо отметить, что даже первоклассники способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, осознают связь «труд- деньги- товар», распознают факт купли- продажи, имеют первичные представления о профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер). Ко времени поступления в школу ребёнок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Эти первоначальные знания детей позволяют учителю выйти на более высокий уровень экономического образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять свой выбор, проявлять дисциплинированность, инициативность, настойчивость, последовательность.
В нашей школе преподавание в начальных классах ведётся по традиционной программе «Школа России». На сегодняшний день
экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной школы. Автор учебников- А.А.Плешаков.
Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». На данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, которые помогают учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством, как ведётся семейное хозяйство, выяснить, как связаны между собой экономика и экология. Учебный материал отобран с учётом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно- научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Согласно учебной программе по этому предмету, во втором классе первое и единственное занятие «Что такое экономика» проводится в конце первого полугодия. Я считаю, что этого явно недостаточно. Поэтому в начале учебного года для занятий по внеурочной деятельности выбрала курс « Основы экономики». При составлении рабочей программы за основу была взята авторская программа курса по экономическому воспитанию младших школьников «Основы экономики в начальной школе» под редакцией И.Г.Рябовой. Эта программа рассчитана на четырёхлетний курс осуществления экономического образования детей, начиная с первого класса. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых социально- экономических условиях в контексте традиционной культуры региона.
Целью программы является формирование начал экономической культуры, элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, экономически значимых качеств и экономического поведения личности. В течение четырёх лет обучения учащиеся должны получить первоначальные экономические знания и практические навыки, способные оказать влияние на процесс формирования личности ребёнка, которому предстоит жить в условиях реализации новой стратегией социально- экономического развития России и Республики Мордовия.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
- формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;
- формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам, учебникам;
- воспитания бережливости, аккуратности, инициативности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы.
При разработке и проведении занятий стараюсь опираться на те понятия и явления, с которыми дети часто встречаются в жизни. Для активности процесса воспитания и обучения использую различные методы:
рассказы, беседы, презентации, игры, моделирование и разбор различных жизненных ситуаций, изобразительную деятельность, выполнение творческих заданий, создание проектов, практические работы.
Были подготовлены проекты : «Вещи, которые нас окружают», «Профессии моих родителей», «Сколько стоит минута».
Большое место отводилось сюжетно- ролевым играм «Магазин», «Почта», «Торговый центр», «Библиотека». К детям в гости приходили сказочные персонажи: Незнайка, Кот в сапогах, Золушка, Буратино.
Использовались пословицы, поговорки, сказки.
Ребята побывали и в роли покупателей, и в роли продавцов, совершили виртуальную экскурсию в разные государства и познакомились с понятием валюта. Очень подробно была рассмотрена тема «Деньги. История возникновения денег».
Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах. Формируя экономическое мировоззрение отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создаётся фундамент благосостояния общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
"Экономическое воспитание младших школьников, или как развить качества делового человека"
Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенапр...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников
О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...
Экономическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
В статье раскрываются практические приемы обучения младших школьников экономике во внеурочное время....
Формирование экономической культуры младшего школьника
Статья Формирование экономической культуры младшего школьника...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...