Формирование экономической культуры младшего школьника
статья

Статья Формирование экономической культуры  младшего школьника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekonomicheskoy_kultury_mladshego_shkolnika.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гимназия №166 Центральный район

Учитель начальных классов Плохотнюк Т.А.

Формирование экономической культуры  младшего школьника

           Исследования в рамках программы социально-экономического образования показали большую потребность и заинтересованность родителей в экономическом образовании своих детей. Так предмет «экономика» появился в школе.

Учителя начальной школы  гимназии №166 закончили работу над методической темой «Формирование культурного поля младшего школьника». Так как я преподаю в начальной школе экономику, то моя методическая тема – «Формирование экономической культуры младшего школьника».

Начальная школа на современном этапе рассматривается как звено в системе целостного непрерывного образования. Нынешним ученикам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Поэтому знание экономической теории и практики является важным элементом общей грамотности. Экономическая информированность Гражданина сегодня – одно из обязательных условий демократического общества.

Экономическое образование и воспитание не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности, служит основой правильного миропонимания и взаимодействия с окружающим миром.

Задача школы – помочь ребенку разобраться в окружающем его мире, научить его ориентироваться в нем, правильно оценивать обстановку и самостоятельно принимать решения. Главная задача экономического   образования и воспитания состоит в том, чтобы научить школьника эффективно использовать экономические знания и умения для достижения жизненных целей. Очень важно воспитать новый тип личности – личности творческой, активной и инициативной.

Экономическое образование осуществляется в начальной школе гимназии  по программе «Экономика для начальной школы» под редакцией  И.А.Сасовой.

Данная программа предусматривает следующие исходные положения:

  • за основу берутся понятия и явления, с которыми дети часто встречаются в реальной жизни;
  • при работе используются методы и приемы, которые активизируют учебный процесс и включают ребенка в конкретную деятельность;
  • полученные знания должны стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней и старшей школе.

При формировании экономической культуры на начальном этапе необходимо дать представления о потребностях человека, о значении природных богатств и бережном отношении к ним, о семейных доходах и расходах и разумных тратах. Важно, чтобы младшие школьники имели представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.

На начальном этапе основные экономические понятия вводятся поэтапно. Начинаем во втором классе с таких простых понятий как «потребность», «ресурсы», «товары», «услуги». Затем в следующем классе мы знакомимся с  понятиями «ограниченность», «выбор», «доходы», «расходы». В четвертом классе изучаем такие сложные темы как «налоги», «деньги», «собственность». Но на каждом этапе  идет повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Круг экономических понятий не должен превращаться в самоцель, ведь с их помощью предстоит формировать экономическое мышление и экономическую культуру учащихся в дальнейшем.

Огромную помощь учителю в подготовке урока  экономики оказывает методическая и дидактическая литература, которая выпущена самыми различными издательствами.  Методические пособия, тетради на печатной основе, экономические сказки «Белка и компания», «Бизнес крокодила Гены», «Зачем нужны налоги»,  сборники «Экономика – детям, для больших и маленьких»,  детские экономические словари – вот неполный перечень литературы, которая позволяет сделать урок интересным, познавательным и увлекательным.

При формировании  экономической  культуры  младшего школьника большую роль играют межпредметные связи. Можно говорить об интегрированном подходе преподавания экономики. На уроках мы с детьми очень часто обращаемся к произведениям художественной литературы. Рассказы В.Драгунского, Н. Носова, сказки В.Катаева, Е.Шварца. На маленькой истории про крота можно объяснить трудную  для детей тему «Цепочка производителей». Каждый герой этой сказки внес свою посильную лепту в сложный технологический процесс превращения льна в штанишки для крота: крот вырастил лен, аист  мял лен, ежик чесал и получил волокно, паучки   пряли и получили пряжу, черничка красила эту пряжу, муравьи ткали из пряжи ткань, рак кроил детали, а птичка камышовка сшила эти детали. В результате довольный крот получил замечательные штанишки.

Такой предмет как история на уроках экономики позволяет перенестись ребятам в те далекие времена первобытного строя, когда человек вынужден был сам заботиться об удовлетворении своих потребностей и потребностей своих близких. Времена натурального хозяйства, товарного хозяйства, бартера, товарных денег становятся более понятными и близкими благодаря истории.

Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Задачи, предлагаемые учащимся на уроках, имеют экономическое содержание, что делает их разнообразнее и интереснее. При решении задач формируется умение считать, сравнивать числа, понимание  покупательной  силы денежных знаков, понимание функции денег как меры стоимости.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои.

Очень многие темы экономики пересекаются с темами такого предмета как окружающий мир. При изучении основной группы потребностей человека говорим о признаках живого организма, тема «Ресурсы» изучается на базе знаний  о природных богатствах и полезных ископаемых, полученных детьми  на уроках окружающего мира.

На начальной ступени экономического образования важно с помощью игр, экскурсий, путешествий, разбора конкретных ситуаций вводить младшего школьника в мир сложных экономических понятий и категорий. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Поэтому основная форма обучения в начальных классах – игра. Именно через игру дети осваивают и познают мир. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации. В играх «Книжная фабрика», «Мы идем в магазин», «Кондитерская фабрика» уточняются и закрепляются представления школьников о мире экономических явлений, приобретаются новые понятия, умения и навыки. Соединение учебной и игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками экономических знаний. Игра является очень эффективной формой обучения еще и потому, что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в творчество, обучение, модель человеческих отношений.

 Уроки-экскурсии на различные предприятия позволяют младшим школьникам познакомиться со сложными технологическими процессами  производства товаров.  Данные формы работы являются доминирующими и позволяют каждому ребенку найти «свой» собственный путь в экономику.

В настоящее время педагоги и психологи отмечают с тревогой резкое снижение фантазии и творческой активности школьников. Дети теряют способность  к сочинению сказок, к проявлению фантазии. Проблема совершенствования креативных способностей учащихся очень актуальна. Поэтому на уроках экономики мы очень часто выполняем задания, побуждающие детей к творческой деятельности: написание синквейнов, сочинение сказок, составление кроссвордов. Дети с удовольствием придумывают фантастические сказочные страны, жителей этих стран, денежные единицы, «ходящие» в сказочной стране.

Ежегодно классные руководители начальной школы гимназии №166 проводят опрос «Мой любимый предмет». Дети раскрашивают цветными карандашами лепестки цветка, на которых написаны преподаваемые в школе предметы. «Очень нравится» - зеленым карандашом, «нравится» - желтым, «не очень нравится» - красным и «не нравится»- синим. Меня как учителя экономики интересует отношение учеников к моему предмету. Проанализировав ответы и составив таблицу и диаграмму, я увидела довольно позитивную картину отношения ребят к экономике. Большинству детей экономика «нравится» и «очень нравится».

Хорошим инструментом для анализа различных сторон образовательного процесса являются мониторинговые исследования. Благодаря мониторингу мы в школе имеем оперативную, точную информацию о состоянии обучения и конкретно каждого предмета. Это позволяет своевременно реагировать, принимать решения, проводить коррекцию нашей деятельности. Мониторинг по предмету «экономика» за последние три года позволяет сделать вывод: выпускники  начальной школы гимназии №166 имеют по экономике 100% успеваемость и показывают  качество знаний в среднем 92%.

Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей с большим удовольствием принимают участие в различных олимпиадах. Каждый год мы с ребятами участвуем и в районных и в городских  турах олимпиад по экономике. В этом году пять человек победили в районном туре и были делегированы на городскую олимпиаду. Все пять человек заняли призовые места: одно первое место, два вторых и два третьих.

Экономическая культура есть отражение человеком закономерностей общественного  производства в виде понятий, в их определенной системе, логической связи. Экономическое образование помогает формировать экономическую культуру, что способствует усвоению экономических понятий и разумному оперированию знаниями. В успехах образования заинтересовано все общество: политики, общественные деятели, методисты, учителя, родители. В сложном  современном мире к молодым специалистам предъявляются очень высокие требования. Поэтому формирование у школьников основ экономической культуры и экономического мышления поможет им справиться с задачами и трудностями, ожидающими их в реальной «взрослой» жизни. Но начинать это формирование, как нам кажется, необходимо уже в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

23 Межрегиональный экономический фестиваль школьников "Сибириада Шаг в мечту"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14835891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"312","width":"219"}}]]...