Рабочая программа по ВУД Логика
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф.Афанасьева-Алданского
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. дир по УВР Директор
нач. классов Лугинова Л.Е . Ушницкая В.В. «___»________2017г. «___»________2017 г «____»______2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Логика» кружок
1 класса
Горохова Сардаана Дмитриевна
учитель начальных классов
2017-18 у.г.
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь групповое занятие «Логика», расширяющее математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий.
Занятие предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание группового занятия «Логика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика занятия. «Логика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Занятие «Логика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Место занятия в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35-40 минут. Всего 34 занятия. Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания занятия являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы группового занятия.
Личностными результатами изучения данного занятия являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины.
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов , связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения – математические игры:
- «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» - двусторонние карточки: на одной стороне задание, на другой – ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задач.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной инструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля )по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида (по выбору учащихся).
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
-конструктор лего. Набор «Геометрические тела» .
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцов
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата выпол | Примечание |
1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. | 1 | |||
2 | Крестики-нолики. | 1 | |||
3 | Конструктор «Танграм». | 1 | |||
4 | Игры «Волшебная палочка» (сложение, вычитание в пределах 10). | 1 | |||
5 | Математические игры. Числа от 1 до 20. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 | |||
6 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | 1 | |||
7 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | 1 | |||
8 | Спичечный конструктор. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. | 1 | |||
9 | Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. | 1 | |||
10 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | |||
11 | «Чья сумма больше?». | 1 | |||
12 | Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | |||
13 | Путешествие точки. Построение геометрической фигуры. | 1 | |||
14 | «Гонки с зонтиками» | 1 | |||
15 | Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности. | 1 | |||
16 | Математическое путешествие. Вычисления в группах. | 1 | |||
17 | «Новогодний серпантин» конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи. | 1 | |||
18 | Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». | 1 | |||
19 | Определение времени по часам. Цифровой циферблат с подвижными стрелками. | 1 | |||
20 | Геометрический калейдоскоп. Задания на разрезания и составление фигур. | 1 | |||
21 | Головоломки. Расшифровка закодированных слов. | 1 | |||
22 | Секреты задач. Нестандартные задачи. | 1 | |||
23 | «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, и100рия и др. | 1 | |||
24 | Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи. | 1 | |||
25 | Число от 21-100. Таблица сложения и вычитания. | 1 | |||
26 | Таблица сложения и вычитания. | 1 | |||
27 | В царстве смекалки. | 1 | |||
28 | Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи. | 1 | |||
29 | Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | 1 | |||
30 | Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | 1 | |||
31 | Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и другие. | 1 | |||
32 | Математическая эстафета. | 1 | |||
33 | Резервный урок. Решение олимпиадных задач. | 1 |
2 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата выпол | Примечание |
1 | «Удивительная снежинка». Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. | 1 | |||
2 | Крестики-нолики. | 1 | |||
3 | Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм». | 1 | |||
4 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). | 1 | |||
5 | Математические игры. Числа от 11 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд). | 1 | |||
6 | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | 1 | |||
7 | Секреты задач. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | 1 | |||
8 | Спичечный конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 1 | |||
9 | Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Состаление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | 1 | |||
10 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | |||
11 | «Шаг в будущее». Конструктор: «Спички», конструирование. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | 1 | |||
12 | Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | |||
13 | Путешествие точки. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | 1 | |||
14 | «Шаг в будущее». Конструктор: «Спички», конструирование. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | 1 | |||
15 | Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание ( нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | 1 | |||
16 | Математическое путешествие. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй – прибавляет 18; третий – вычитает 16, а четвёртый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34-14=20 20+18=38 38-16=22 22+15=37 | 1 | |||
17 | «Новогодний серпантин» Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи. | 1 | |||
18 | Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | 1 | |||
19 | «Часы нас будят по утрам…» Определение времени по часам. Цифровой циферблат с подвижными стрелками. | 1 | |||
20 | Геометрический калейдоскоп. Задания на разрезания и составление фигур. | 1 | |||
21 | Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить. Какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | 1 | |||
22 | Секреты задач. Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | 1 | |||
23 | «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, и100рия и др. | 1 | |||
24 | Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи. | 1 | |||
25 | Дважды два – четыре. Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | 1 | |||
26 | Дважды два – четыре. Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». | 1 | |||
27 | В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 1 | |||
28 | Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи. | 1 | |||
29 | Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | 1 | |||
30 | Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | 1 | |||
31 | Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и другие. | 1 | |||
32 | Математическая эстафета. | 1 | |||
33 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |||
34 | Решение олимпиадных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу « Логика» - 4 класс
Рабочая программа по курсу « Логика» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы развивающего курса Н.Д. Рындиной « Ми...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"....
Рабочая программа по курсу "Логика" в 1 классе.
Рабочая программа по курсу «Логика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общег...
Рабочая программа по курсу "Логика" 1-4 класс
Программа составлена для обучающихся 1 – 4 классов средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс
Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Логика
Рабочая программа внеурочной деятельности Логика для 4 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности ЛОГИКА 1-4 классы
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №3...