Рабочая программа внеурочной деятельности ЛОГИКА 1-4 классы
рабочая программа (4 класс)
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr.kurs_logika_20-21god.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ____________________
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол №1
от 31.08.2021 года
Председатель педсовета
_____________
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Наименование: «Логика»
Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс)
Возраст обучающихся: 6,5 - 11 лет
Количество часов: 135
Учитель (составитель): Юлия Александровна Миленина
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.
- Предполагаемые результаты.
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
В результате изучения курса «Логика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
2. Содержание программы.
1 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
- Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
- Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
- Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
- Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
- Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
- Практический материал (5 часов)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
2 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
- Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
- Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
- Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
- Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
- Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
- Практический материал (7 часов)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
3 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
- Сравнение (3 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
- Комбинаторика (3 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
- Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
- Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
- Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
- Развитие творческого воображения (3 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
- Практический материал (6 часов)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
4 класс
- Сравнение (2 часа)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
- Комбинаторика (2 часа)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
- Элементы логики (13 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
- Развитие творческого воображения (13 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
- Практический материал (4 часа)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
3.Календарно-тематическое планирование.
1 класс
Номер урока | Содержание (темы, разделы) | К-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
Предметные | Личностные Метапредметные | |||
| 6ч |
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |
Свойства предметов. | 1 | |||
Множества предметов, обладающие указанным свойством. | 1 | |||
Целое и часть. | 1 | |||
Знакомство с отрицанием. | 1 | |||
Признаки предметов. | 1 | |||
Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 | |||
Действия предметов | 8ч | |||
Обобщение по признаку. | 1 | |||
Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 | |||
Описание последовательности действий. | 1 | |||
Логические упражнения. | 1 | |||
Последовательность действий и состояний в природе. | 1 | |||
Целое действие и его части. | 1 | |||
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 1 | |||
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 1 | |||
Элементы логики | 5ч | |||
Высказывания. Одно действие, применяемое к разным предметам. | 1 | |||
Истинные высказывания. | 1 | |||
Отрицания. Ложные высказывания. | 1 | |||
Логическая операция «и». | 1 | |||
Выделение главных свойств предметов. | 1 | |||
Сравнение | 3ч | |||
Функциональные признаки предметов. | 1 | |||
Выделение основания для сравнения. | 1 | |||
Установление общих признаков. Сопоставление объектов по данному основанию. | 1 | |||
Комбинаторика | 2ч | |||
Хаотичный и систематический перебор вариантов. | 1 | |||
Высказывания. | 1 | |||
Развитие творческого воображения. | 4ч | |||
Наделение предметов новыми свойствами | 1 | |||
Перенос свойств. | 1 | |||
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения). | 1 | |||
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. | 1 | |||
Практический материал | 5ч | |||
Логические упражнения. | 1 | |||
Логические задачи. | 1 | |||
Задачи-шутки. | 1 | |||
Часть-целое ( в действиях). | 1 | |||
Логические игры. | 1 |
Номер урока | Содержание (темы,разделы) | К-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
Предметные | Личностные Метапредметные | |||
Свойства, признаки и составные части предметов | 4ч |
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |
Определения. | 1 | |||
Ошибки в построении определений | 1 | |||
Закономерности в числах и фигурах. | 1 | |||
Закономерности в буквах и словах. | 1 | |||
Сравнение | 6ч | |||
Сходство. | 1 | |||
Различие. | 1 | |||
Существенные признаки. | 1 | |||
Характерные признаки. | 1 | |||
Упорядочивание признаков. | 1 | |||
Правила сравнения. | 1 | |||
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 4ч | |||
Противоположные отношения между понятиями. | 1 | |||
Виды отношений. | 1 | |||
Отношения «род-вид». | 1 | |||
Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 | |||
Комбинаторика | 4ч | |||
Перестановки. | 1 | |||
Перестановки. | 1 | |||
Размещения. | 1 | |||
Сочетания. | 1 | |||
Элементы логики | 7ч | |||
Истинные высказывания. | 1 | |||
Ложные высказывания. | 1 | |||
Правила классификации. | 1 | |||
Причинно-следственные цепочки. | 1 | |||
Причинно-следственные цепочки. | 1 | |||
Рассуждения. | 1 | |||
Умозаключения. | 1 | |||
Развитие творческого воображения | 2ч | |||
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» . | 1 | |||
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» . | 1 | |||
Практический материал | 7ч | |||
28. | Логические упражнения. | 1 | ||
29 | Логические упражнения. | 1 | ||
30 | Логические задачи. | 1 | ||
31 | Интеллектуальные викторины. | 1 | ||
32 | Составление вопросов | 1 | ||
33 | Составление загадок. | 1 | ||
34. | Логические игры. | 1 |
3класс
Номер урока | Содержание (темы, разделы) | К-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
Предметные | Личностные Метапредметные | |||
Свойства, признаки и составные части предметов | 3ч |
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |
1. | Закономерность в чередовании признаков. | 1 | ||
2 | Классификация по какому-то признаку. | 1 | ||
3 | Состав предметов. | 1 | ||
Сравнение | 3ч | |||
4 | Сравнение предметов по признакам. | 1 | ||
5 | Симметрия. | 1 | ||
6 | Симметричные фигуры | 1 | ||
Комбинаторика | 3ч | |||
7 | Перестановки. | 1 | ||
8 | Размещения. | 1 | ||
9 | Сочетания. | 1 | ||
Действия предметов
| 4ч | |||
10 | Результат действия предметов. | 1 | ||
11 | Обратные действия. | 1 | ||
12 | Порядок действий. | 1 | ||
13 | Последовательность событий. | 1 | ||
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями
| 2ч | |||
14 | Математические отношения. | 1 | ||
15 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | ||
Элементы логики
| 10ч | |||
16 | Логические операции «и», «или». | 1 | ||
17 | Множество. | 1 | ||
18 | Элементы множества. | 1 | ||
19 | Способы задания множеств. | 1 | ||
20 | Сравнение множеств. | 1 | ||
21 | Отношения между множествами -объединение | 1 | ||
22 | Отношения между множествами-пересечение | 1 | ||
23 | Отношения между множествами -вложенность | 1 | ||
24 | Выражения. | 1 | ||
25 | Высказывания. | 1 | ||
Развитие творческого воображения | 3ч | |||
26 | Составление загадок. | 1 | ||
27 | Составление чайнвордов. | 1 | ||
28 | Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». | 1 | ||
Практический материал | 6ч | |||
29 | Логические упражнения. | 1 | ||
30 | Логические упражнения. | 1 | ||
31 | Логические игры. | 1 | ||
32 | Логические задачи. | 1 | ||
33 | Интеллектуальные викторины. | 1 | ||
34 | Итоговый тест. | 1 |
4класс
Номер урока | Содержание (темы, разделы) | К-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
Предметные | Личностные Метапредметные | |||
| 2ч |
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |
1. | Ситуативная связь между понятиями. | 1 | ||
2 | Образное сравнение. | 1 | ||
II. Комбинаторика | 2ч | |||
3 | Решение задач с помощью | 1 | ||
4 | Решение задач с помощью графов. | 1 | ||
III.Элементы логики | 13ч | |||
5 | Виды отношений между понятиями. | 1 | ||
6 | Рефлексивность отношений. | 1 | ||
7 | Симметричность отношений. | 1 | ||
8 | Причинно-следственные цепочки | 1 | ||
9 | Причинно-следственные цепочки | 1 | ||
10 | Логические связки «или» | 1 | ||
11 | Логические связки «если» | 1 | ||
12 | Логические связки «то». | 1 | ||
13 | Логические возможности. | 1 | ||
14 | Логические возможности. | 1 | ||
15 | Рассуждения. | 1 | ||
16 | Выводы. | 1 | ||
17 | Тест «Выводы» | 1 | ||
VI. Развитие творческого воображения | 13ч | |||
18 | Оценка ситуации с разных сторон. | 1 | ||
19 | Образное сравнение | 1 | ||
20 | Многозначность. | 1 | ||
21 | Антонимы | 1 | ||
22 | Синонимы | 1 | ||
23 | Ситуативная связь между понятиями. | 1 | ||
24 | Тест «Языковая логика» | 1 | ||
25 | Логические возможности. | 1 | ||
26 | Фразеологизмы | 1 | ||
27 | Речевые ошибки | 1 | ||
28 | Язык и логика | 1 | ||
29 | Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка | 1 | ||
30 | Рассмотрение законов логики с точки зрения окружающего мира. | 1 | ||
V. Практический материал | 4ч | |||
31 | Логические задачи. | 1 | ||
32 | Задачи-смекалки. | 1 | ||
33 | Логические игры. | 1 | ||
34 | Житейские задачи. | 1 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР
начальных классов от __ августа 2021г №1 _________
_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
Рабочая программа внеурочной деятельности Логика
Рабочая программа внеурочной деятельности Логика для 4 класса...