Рабочая программа внеурочной деятельности ЛОГИКА 1-4 классы
рабочая программа (4 класс)

Миленина Юлия Александровна

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования  (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr.kurs_logika_20-21god.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа ____________________

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета протокол №1

 от 31.08.2021  года

Председатель педсовета

 _____________

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая

Наименование: «Логика»

Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс)

Возраст обучающихся:  6,5 - 11 лет

Количество часов:        135

Учитель (составитель): Юлия Александровна Миленина

 

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования  (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.

  1. Предполагаемые результаты.

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

     В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

     В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

    В результате изучения курса «Логика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

2. Содержание программы.

 

1 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

     Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (8 часов)

     Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (5 часов)

     Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (3 часа)

     Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (4 часа)

     Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (5 часов)

     Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

2 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

     Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение (6 часов)

     Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

     Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика (4 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики (7 часов)

     Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

     Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

  1. Практический материал (7 часов)

     Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

3 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (3 часа)

     Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (3 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (4 часа)

     Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

     Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (10 часов)

     Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (3 часа)

     Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (6 часов)

     Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

4 класс

  1. Сравнение (2 часа)

     Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика (2 часа)

    Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики (13 часов)

    Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения (13 часов)

    Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал (4 часа)

    Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

3.Календарно-тематическое планирование.

1 класс

Номер урока

Содержание (темы, разделы)

К-во часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Предметные

Личностные

Метапредметные

  1. Свойства, признаки и составные части предметов

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Свойства предметов.

1

Множества предметов, обладающие указанным свойством.

1

Целое и часть.

1

Знакомство с отрицанием.

1

Признаки предметов.

1

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1

Действия предметов

Обобщение по признаку.

1

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1

Описание последовательности действий.

1

Логические упражнения.

1

Последовательность действий и состояний в природе.

1

Целое действие и его части.

1

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

Элементы логики     

Высказывания. Одно действие, применяемое к разным предметам.

1

Истинные высказывания.

1

Отрицания. Ложные высказывания.

1

Логическая операция «и».

1

Выделение главных свойств предметов.

1

Сравнение

Функциональные признаки предметов.

1

Выделение основания для сравнения.

1

Установление общих признаков. Сопоставление объектов по данному основанию.

1

Комбинаторика

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

1

Высказывания.

1

Развитие творческого воображения.

Наделение предметов новыми свойствами

1

Перенос свойств.

1

Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

1

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

1

Практический материал

Логические упражнения.

1

Логические задачи.

1

Задачи-шутки.

1

Часть-целое ( в действиях).

1

Логические игры.

1

Номер урока

Содержание (темы,разделы)

К-во часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Предметные

Личностные

Метапредметные

Свойства, признаки и составные части предметов

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Определения.

1

Ошибки в построении определений

1

Закономерности в числах и фигурах.

1

Закономерности в буквах и словах.

1

        Сравнение

Сходство.

1

Различие.

1

Существенные признаки.

1

Характерные признаки.

1

Упорядочивание признаков.

1

Правила сравнения.

1

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями

Противоположные отношения между понятиями.

1

Виды отношений.  

1

Отношения «род-вид».

1

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

Комбинаторика

Перестановки.

1

Перестановки.

1

Размещения.

1

Сочетания.

1

Элементы логики

Истинные высказывания.

1

Ложные высказывания.

1

Правила классификации.

1

Причинно-следственные цепочки.

1

Причинно-следственные цепочки.

1

Рассуждения.

1

Умозаключения.

1

Развитие творческого воображения

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

1

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

1

Практический материал

28.

Логические упражнения.

1

29

Логические упражнения.

1

30

Логические задачи.

1

31

Интеллектуальные викторины.

1

32

Составление вопросов

1

33

Составление загадок.

1

34.

Логические игры.

1

3класс

Номер урока

Содержание (темы, разделы)

К-во часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Предметные

Личностные

Метапредметные

Свойства, признаки и составные части предметов

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

1.

Закономерность в чередовании признаков.

1

2

Классификация по какому-то признаку.

1

3

Состав предметов.

1

Сравнение

4

Сравнение предметов по признакам.

1

5

Симметрия.

1

6

Симметричные фигуры

1

Комбинаторика      

7

Перестановки.

1

8

Размещения.

1

9

Сочетания.

1

Действия предметов

     

10

Результат действия предметов.

1

11

Обратные действия.

1

12

Порядок действий.

1

13

Последовательность событий.

1

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

     

14

Математические отношения.

1

15

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

Элементы логики

     

10ч

16

Логические операции «и», «или».

1

17

Множество.

1

18

Элементы множества.

1

19

Способы задания множеств.

1

20

Сравнение множеств.

1

21

Отношения между множествами -объединение

1

22

Отношения между множествами-пересечение

1

23

Отношения между множествами -вложенность

1

24

Выражения.

1

25

Высказывания.

1

Развитие творческого воображения

26

Составление загадок.

1

27

Составление чайнвордов.

1

28

Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

1

Практический материал

29

Логические упражнения.

1

30

 Логические упражнения.

1

31

Логические игры.

1

32

Логические задачи.

1

33

Интеллектуальные викторины.

1

34

Итоговый тест.

1

4класс

Номер урока

Содержание (темы, разделы)

К-во часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Предметные

Личностные

Метапредметные

  1. Сравнение

     

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

1.

Ситуативная связь между понятиями.

1

2

Образное сравнение.

1

II.        Комбинаторика    

3

Решение задач с помощью

1

4

Решение задач с помощью графов.    

1

III.Элементы логики

13ч

5

Виды отношений между понятиями.

1

6

Рефлексивность отношений.

1

7

Симметричность отношений.

1

8

Причинно-следственные цепочки

1

9

Причинно-следственные цепочки

1

10

Логические связки «или»

1

11

Логические связки «если»

1

12

Логические связки «то».

1

13

Логические возможности.

1

14

Логические возможности.

1

15

Рассуждения.

1

16

Выводы.

1

17

Тест «Выводы»

1

VI. Развитие творческого воображения

13ч

18

Оценка ситуации с разных сторон.

1

19

Образное сравнение

1

20

Многозначность.

1

21

Антонимы

1

22

Синонимы

1

23

Ситуативная связь между понятиями.

1

24

Тест «Языковая логика»

1

25

Логические возможности.

1

26

Фразеологизмы

1

27

Речевые ошибки

1

28

Язык и логика

1

29

Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка

1

30

Рассмотрение законов логики с точки зрения окружающего мира.

1

V. Практический материал

31

Логические задачи.

1

32

Задачи-смекалки.

1

33

Логические игры.

1

34

Житейские задачи.

1

Согласовано                                                              Согласовано

Протокол заседания МО учителей                                     Заместитель директора по УВР        

начальных классов от __ августа 2021г  №1                            _________

_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика для 4 класса...