Рабочая программа по курсу "Логика" в 1 классе.
рабочая программа (1 класс) на тему

Артемьева Альбина Ильясовна

Рабочая программа по курсу «Логика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_logika_v_1_klasse.odt33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по курсу «Логика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с  примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

        Предлагаемая программа является рабочей программой внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают  два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Цель занятий: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.

Задачи занятий:

- развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;

- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;

- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;

- создание условий для развития у детей познавательных интересов;

- формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

Настоящая программа составлена для учащихся 1 класса. Срок реализации – 1 год.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  •  Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

-  Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

- Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.

                Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Рабочей программой предусмотрены следующие формы занятий: защита проектов; исследовательская работа; урок с использованием компьютерной техники.

Рекомендуемая модель занятия:

- «мозговая гимнастика» (1-2 минуты),

- разминка (3-5 минут),

- тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут),

- весёлая переменка (3-5 минут),

- логически-поисковые задания (10-12 минут),

- коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты),

- графический диктант, штриховка (10 минут).

В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству  и дружбе.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;  

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- контролировать действия партнера;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: диагностические работы, творческие задания, проекты.

Форма подведения итогов реализации программы – урок-соревнование.


Содержание программы

(2 ч в неделю, всего 60 ч)

№  п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Задания на развитие внимания.        

12 ч

2.

Задания на развитие памяти.

14 ч

3.

Задания на совершенствование воображения.

7 ч

4.

Задания на развитие логического мышления.

19 ч

5.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2 ч

6.

Комплексная работа по тексту.

5

7.

Урок — соревнование.

1 ч

Всего:

60 ч

Практическая часть

Диагностическая работа

2

Количество уроков с использованием ИКТ

30%

Количество проектов

2

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1

Творческий проект «Задание по перекладыванию спичек» по теме «Совершенствование воображения».

2

Творческий проект «Совершенствование мыслительных операций» по теме «Развитие аналитических способностей».

Календарно - тематический план

 (2ч в неделю, всего 60 ч)

Наименование тем уроков

Количество часов

Дата проведения

1

Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года.

1

2

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

1

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

7

Совершенствование воображения. Проект «Задание по перекладыванию спичек». Рисуем по образцу.

1

8

Комплексная работа по тексту.

1

9

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

3

10

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

11

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

12

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

13

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

14

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

15

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

16

Комплексная работа по тексту.

1

17

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

3

18

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты.

1

19

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

20

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

21

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

22

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

23

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

24

Комплексная работа по тексту.

1

25

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

3

26

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

27

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

28

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

29

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

2

30

Развитие аналитических способностей. Проект «Совершенствование мыслительных операций». Графический диктант.

1

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

32

Комплексная работа по тексту.

1

33

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

3

34

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

35

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

1

36

Комплексная работа по тексту.

1

37

Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

38

Итоговое занятие. Урок-соревнование «Думай, смекай, отгадывай».

1

Информационно - методическое обеспечение

УМК О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам»

Литература для учителя:

  1. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Методическое пособие, 1 класс. М.: РОСТ, 2013.
  2. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2011.

3. О.А. Холодова, Мищенкова Л. В.  Юным умникам и умницам: Комплексные работы по текстам/ Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2012.

Литература для учащихся:

  1. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2011.
  2.  О.А. Холодова, Мищенкова Л. В.  Юным умникам и умницам: Комплексные работы по текстам/ Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...