Рабочая программа по курсу "Логика" в 1 классе.
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Логика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_logika_v_1_klasse.odt | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Логика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Предлагаемая программа является рабочей программой внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Цель занятий: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Задачи занятий:
- развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;
- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов;
- формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Настоящая программа составлена для учащихся 1 класса. Срок реализации – 1 год.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект.
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект.
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
- Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Рабочей программой предусмотрены следующие формы занятий: защита проектов; исследовательская работа; урок с использованием компьютерной техники.
Рекомендуемая модель занятия:
- «мозговая гимнастика» (1-2 минуты),
- разминка (3-5 минут),
- тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут),
- весёлая переменка (3-5 минут),
- логически-поисковые задания (10-12 минут),
- коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты),
- графический диктант, штриховка (10 минут).
В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания;
- формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: диагностические работы, творческие задания, проекты.
Форма подведения итогов реализации программы – урок-соревнование.
Содержание программы
(2 ч в неделю, всего 60 ч)
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Задания на развитие внимания. | 12 ч |
2. | Задания на развитие памяти. | 14 ч |
3. | Задания на совершенствование воображения. | 7 ч |
4. | Задания на развитие логического мышления. | 19 ч |
5. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 2 ч |
6. | Комплексная работа по тексту. | 5 |
7. | Урок — соревнование. | 1 ч |
Всего: | 60 ч | |
Практическая часть | ||
Диагностическая работа | 2 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 30% | |
Количество проектов | 2 |
Темы проектов, исследовательских работ учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1 | Творческий проект «Задание по перекладыванию спичек» по теме «Совершенствование воображения». | |
2 | Творческий проект «Совершенствование мыслительных операций» по теме «Развитие аналитических способностей». |
Календарно - тематический план
(2ч в неделю, всего 60 ч)
№ | Наименование тем уроков | Количество часов | Дата проведения |
1 | Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | |
7 | Совершенствование воображения. Проект «Задание по перекладыванию спичек». Рисуем по образцу. | 1 | |
8 | Комплексная работа по тексту. | 1 | |
9 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 3 | |
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
11 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
12 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
13 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
14 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | |
15 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | |
16 | Комплексная работа по тексту. | 1 | |
17 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 3 | |
18 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | |
19 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
20 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
21 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 2 | |
23 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | |
24 | Комплексная работа по тексту. | 1 | |
25 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 3 | |
26 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
27 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
28 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
29 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | |
30 | Развитие аналитических способностей. Проект «Совершенствование мыслительных операций». Графический диктант. | 1 | |
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 2 | |
32 | Комплексная работа по тексту. | 1 | |
33 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 3 | |
34 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
35 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | |
36 | Комплексная работа по тексту. | 1 | |
37 | Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | |
38 | Итоговое занятие. Урок-соревнование «Думай, смекай, отгадывай». | 1 |
Информационно - методическое обеспечение
УМК О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам»
Литература для учителя:
- О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1 класс. М.: РОСТ, 2013.
- О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2011.
3. О.А. Холодова, Мищенкова Л. В. Юным умникам и умницам: Комплексные работы по текстам/ Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2012.
Литература для учащихся:
- О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2011.
- О.А. Холодова, Мищенкова Л. В. Юным умникам и умницам: Комплексные работы по текстам/ Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...